Коммуникативная модель Лассуэлла

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является изучение модели коммуникации Гарольда Д.Лассуэлла с целью определения ее влияния на теорию коммуникации.
Цель работы заключается в исследование модели коммуникации Гарольда Д.Лассуэлла и ее влияние на теорию коммуникации.
Исходя из поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи:

Оглавление

Содержание
Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические основы массовой коммуникации ………………..
5
1.1. Понятие массовой коммуникации ………………………………
5
1.2. Структура и функции массовой коммуникации ……………….
8
1.3. Определение эффективности массовой коммуникации ………
12
Глава 2. Оценка роли Гарольда Д.Лассуэлла в развитии теории коммуникации .................................................................................................

16
2.1. Основные этапы становления Г.Лассуэлла как ученого ……....
16
2.2. Модель коммуникации Г.Лассуэлла ……………………………
18
2.3. Оценка роли идей Лассуэлла в теории коммуникации ………..
22
Заключение …………………………………………………………………..
26
Список использованной литературы ……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 73.27 Кб (Скачать)

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п10. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Социальная сущность массовой коммуникации: это – мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

Исследование комплекса проблем возникновения, развития и функционирования СМК тесно связано с понятием эффективности их деятельности.

 

1.3. Эффективность массовой коммуникации

 

Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели.

Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности.

Можно выделить две основные группы критериев эффективности деятельности СМК11:

  • критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);
  • критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.

Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов – через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания. Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения (например, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т.д.).

Мера эффективности – степень реализации целей, соответствующих  потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и СМК, и аудитория12.

Уровень эффективности СМК и их конкретное проявление обусловлены:

  • характером исходных целей, задач, идей, их реальностью;
  • технической,  технологической,   научной  и  интеллектуальной возможностью процесса их распространения,  формирования ценностей, идеалов, воззрений;
  • степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвоения аудиторией содержания передаваемой информации, степенью воплощения идей, задач, теоретических установок в практику, социальную реальность. Это в конечном счете и представляет собой результат деятельности (влияния) СМК, выступающий в форме духовного и практического эффектов.

Результатами, которых обычно добиваются СМК, являются эффекты – конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются как:

  • возникновение каких-то новых «образований» (знаний, настроений, идей, стремлений и др.);
  • коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории;
  • переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного, вредного для нее.

Именно система эффектов, которых желает добиться то или иное СМК, и определяют задачи и совокупность целей коммуникатора.

К числу эффектов относятся: утилитарный, эмоциональный, эффект удовлетворения познавательного интереса, эффект усиления позиции, престижный, эстетический эффект, эффект комфорта.

Эффективность СМК – явление подвижное, динамичное. Под воздействием информационного потока, всего комплекса коммуникативных отношений происходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека, социальной группы, организации, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений, поступков13. Следовательно, эффективность СМК необходимо рассматривать в двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивидуальном сознании, а также изменение в поведении социальных групп под воздействием той или иной информации; удовлетворение потребности в социальной информации аудитории и возможность практического применения данной информации.

В связи с этим выделяются критерии эффективности на личностном уровней уровне социальных групп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальной информацией конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям следует отнести:

  • приобретение  информации,   необходимой  для  жизнедеятельности;
  • изменение в познавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретать знания и др.);
  • приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров;
  • социализация и ресоциализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде;
  • осуществление эмоционально-психологической релаксации и др.

Критерии эффективности СМК на уровне социальных групп прежде всего показывают, насколько успешно достигнута цель, которую поставили перед собой коммуникаторы, и насколько успешно им удалось изменить сознание и поведение общественных групп. На уровне социальных групп важным критерием выступает изменение общественного мнения (а возможно, и всего общественного сознания) под воздействием социальной информации.

Прямо или косвенно СМК изменяют не только общество как социальную систему, его многочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не просто как социальную единицу, а во многом и как психологический и биологический организм. Подобные трансформации в наши дни еще невозможно оценить однозначно, но уже сегодня становится понятно, что проблема информационно-психологической безопасности личности в эпоху господства массовой коммуникации в обществе актуальна не только для политиков, ученых-обществоведов, журналистов или медиков, но и для каждого современного человека.

 

Выводы по главе 1:

- под  массовой коммуникацией понимается  процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории;

- структура современной массовой коммуникации выглядит следующим образом: пресса; аудиовизуальные СМИ; информационные службы;

- функциями  массовой коммуникации являются: информационная, воздействие на  общество и его познание через  обратную связь, познавательно-культурологическая  функция и развлекательная;

- под  эффективностью массовой коммуникации  понимается отношение достигнутого  результата к предварительно намечено цели, т.е. насколько полученный результат соотносится в плановым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка роли Гарольда Д.Лассуэлла в развитии теории коммуникации

 

2.1. Основные этапы становления Г.Лассуэлла как ученого

 

Гарольд Дуайт Лассуэлл родился  в 1902 году в городе Доннельсон, штате  Иллинойсе, в семье пресвитерианского  священника; его мать была преподавателем высшей школы. В 1918 г. в возрасте 16-ти лет он поступил в Чикагский университет, в котором именно к этому периоду  уже сформировалась знаменитая «чикагская школа» социологии, в котором он был стипендиатом, и где в 1926 г. он защитил диссертацию, получив степень доктора политических наук. Его научным руководителем был Чарльз Мерриам (1874-1955), стоявший на методологических позициях бихевиоризма, и подтолкнувший его не только к изучению политического поведения (а не политических идей) в политологии, но и к исследованию пропагандистских материалов при помощи количественного метода анализа документов - контент-анализа14.

Диссертация Г.Лассуэлла, в которой  он собрал и обобщил огромный эмпирический материал - новостные факты из массовых изданий Швейцарии, Англии, Германии и Франции, была посвящена контент-анализу  сообщений пропаганды во время первой мировой войны. В 1927 г. он был назначен доцентом политических наук Чикагского университета и опубликовал свою монографию «Техника пропаганды в мировой войне». В 1930 г. была опубликована его монография «Психопатология и политика», в которой была предпринята первая масштабная попытка применения психоаналитической теории к анализу поведения политических лидеров. В 1936 г. была опубликована его знаменитая книга «Кто достигает, что, когда, как», в которой он аргументировал свою главную идею о том, что политическая наука должна изучать власть, политическое поведение, политическую коммуникацию, распространение и воспроизводство политической символики, политическую пропаганду. В этом же году он был повышен в должности, став профессором Чикагского университета. В 1938 г. он ушел в отставку из Чикагского университета, дважды пытаясь безуспешно попасть в Нью-Йорк. В 1939 г. была опубликована его книга «Пропаганда мировой революции: Исследование Чикагской школы» (в соавторстве с Дороти Блументак). В 1939-1940 гг. Г.Лассуэлл был наиболее активным участником семинара по массовым коммуникациям, организованного Фондом Рокфеллера, и именно тогда, уже в 1939-1940 гг. описал процесс массовой коммуникации в виде однонаправленной «пятивопросной» модели: Who says what to whom via what channels with what effects?» (Кто говорит? - Что сообщает? - Кому? - По какому каналу? - С каким эффектом?) правда, опубликована эта его «модель» была позже, в 1948 г15.

В 1940-1945 гг. во время второй мировой  войны он служил в качестве руководителя Экспериментального отдела по изучению коммуникаций военного времени, расположенного в Библиотеке Конгресса США в  Вашингтоне. После войны, в 1946 г. он был  назначен и работал до 1972 г. профессором  Школы права в Йельском университете, а также с 1952 г. - там же - профессором  политических наук. В 1970 г. он получил  звание заслуженного профессора и до 1972 г. работал в таком качестве в Городском университете в Нью-Йорке. В 1972 г. он получил звание заслуженного профессора Темпльского университета (Школы права), а также статус Алберт Швайцер - профессора международных  отношений в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где и работал до 1976 г. В 1976-78 гг. он был избран Президентом  Центра политических наук, Нью-Йорк. 18 декабря 1978 г. Гарольд Лассуэлл умер в Нью-Йорке»

 

2.2. Модель коммуникации Г.Лассуэлла

 

В 1948 г. американский ученый Г.Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы16:

• кто?

• сообщает что?

• по какому каналу?

• кому?

• с каким эффектом?

«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие Разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:

•анализ управления процессами (массовой) коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);

• анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или иных фактов и событий в средствах массовой информации;

• анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работы самих массмедиа); выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя (например, не использовать телефон для общения с глухи» абонентом или компьютерную связь для передачи сообщен слепому);

• анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийся жизненно важным для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекаются социологические службы, результаты деятельности которых используются профессиональными вещательными корпорациями, рекламодателями и т.п.; •.

Информация о работе Коммуникативная модель Лассуэлла