Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:23, курсовая работа
Предметом исследования является изучение модели коммуникации Гарольда Д.Лассуэлла с целью определения ее влияния на теорию коммуникации.
Цель работы заключается в исследование модели коммуникации Гарольда Д.Лассуэлла и ее влияние на теорию коммуникации.
Исходя из поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи:
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические основы массовой коммуникации ………………..
5
1.1. Понятие массовой коммуникации ………………………………
5
1.2. Структура и функции массовой коммуникации ……………….
8
1.3. Определение эффективности массовой коммуникации ………
12
Глава 2. Оценка роли Гарольда Д.Лассуэлла в развитии теории коммуникации .................................................................................................
16
2.1. Основные этапы становления Г.Лассуэлла как ученого ……....
16
2.2. Модель коммуникации Г.Лассуэлла ……………………………
18
2.3. Оценка роли идей Лассуэлла в теории коммуникации ………..
22
Заключение …………………………………………………………………..
26
Список использованной литературы ……………………
Содержание | |
Введение …………………………………………………………………….. |
3 |
Глава 1. Теоретические основы массовой коммуникации ……………….. |
5 |
1.1. Понятие массовой коммуникации ……………………………… |
5 |
1.2. Структура и функции массовой коммуникации ………………. |
8 |
1.3. Определение эффективности массовой коммуникации ……… |
12 |
Глава 2. Оценка роли Гарольда Д.Лассуэлла
в развитии теории коммуникации .............................. |
16 |
2.1. Основные этапы становления Г.Лассуэлла как ученого …….... |
16 |
2.2. Модель коммуникации Г.Лассуэлла …………………………… |
18 |
2.3. Оценка роли идей Лассуэлла в теории коммуникации ……….. |
22 |
Заключение ………………………………………………………………….. |
26 |
Список использованной литературы ……………………………………… |
27 |
Введение
На протяжении всей истории политической мысли человечества, от античности до наших дней, власть была и остается одним из центральных объектов изучения. Многие выдающиеся представители политической мысли не могли обойти вниманием феномен власти, хотя и рассматривали его с различных точек зрения. Но все подходы можно объединить одной идеей: власть - это нечто неотъемлемое, присущее самой природе социума, и игнорируя ее, нельзя постичь законы его существования. Невозможно проводить анализ политических процессов, не затрагивая стремление к власти, борьбу за власть, распределение власти и ее применение.
Обращение к научному наследию выдающегося американского ученого Гарольда Дуайта Лассуэлла (1902-1978), одного из «отцов-основателей» бихевиорального подхода в политической науке, позволит найти пути решения этих актуальных проблем. Лассуэлл исследовал феномен власти как многоаспектное явление, рассматривая как неформальную подоплеку властных отношений, так и формальные политические институты и структуру процесса принятия управленческих решений в социальном контексте.
Научные взгляды Лассуэлла довольно четко отражают общие тенденции развития англо-американской политической науки. Более того, во многих ее областях он выступал новатором и основоположником. Лассуэлл отразил и осмыслил важнейшие политические проблемы двадцатого века, ибо период научной деятельности Лассуэлла охватывает более пяти десятилетий - с середины двадцатых годов нашего столетия до конца семидесятых. Идеи Лассуэлла легли в основу теорий многих современных западных ученых.
Степень разработанности проблемы. В работах отечественных исследователей творчество Лассуэлла, в том числе его концепция власти, практически не изучены. Имеются лишь небольшие работы А.Л. Алюшина, А.А. Федосеева, В.Д. Комоцкой и Е.Б. Тихомировой, а также О.А. Оберемко, затрагивающие среди многих направлений деятельности Лассуэлла исследование ученым феномена власти1.
Объект исследования – массовые коммуникации.
Предметом исследования является изучение модели коммуникации Гарольда Д.Лассуэлла с целью определения ее влияния на теорию коммуникации.
Цель работы заключается в исследование модели коммуникации Гарольда Д.Лассуэлла и ее влияние на теорию коммуникации.
Исходя из поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятие массовой коммуникации;
- изучить структуру и функции массовой коммуникации;
- выявить основные составляющие определения массовой коммуникации;
- рассмотреть теоретико-методологические основы учения Гарольда Д.Лассуэлла;
- проанализировать модель коммуникации Гарольда Д.Лассуэлла;
- оценить роль идей Ласуэлла в теории коммуникации.
Гипотеза: идеи Гарольда Д.Лассуэлла оказывавшие влияние на развитие теории коммуникации практически на протяжении всего XX века, на сегодня представляют собой классическое наследие не только для политологов, политических психологов, социологов, но и для специалистов по социологии и психологии массовой коммуникации, социологии и психологии пропаганды.
Глава 1. Теоретические основы массовой коммуникации
1.1. Понятие массовой коммуникации и история ее изучения
Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории2.
Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории3.
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
Основным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.
Сравнительная характеристика массовой коммуникации и межличностной представлена в табл.1.
Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.
Таблица 1
Характеристика массовой и межличностной коммуникации4
Массовая коммуникация |
Межличностная коммуникация |
1 |
2 |
Опосредованность общения техническими средствами |
Непосредованный контакт в общении |
Общение больших социальных групп |
Общение в основном отдельных индивидов |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения |
Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения |
Организованный, институциональный характер общения |
Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения |
Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения |
Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения |
Одноправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей |
Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей |
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность |
«Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория |
Реципиент – отдельный конкретный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений |
Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения |
Преобладание непосредственного восприятия сообщения |
Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:
- диахронность (коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени);
- диатопность (коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство);
- мультиплицирование (коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием);
- симультанность (свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно);
- репликация (свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации).
Начало исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера5. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.
1.2. Структура и функции массовой коммуникации
Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях – обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948 г. американским политологом Г. Лассуэллом.
Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).
Пресса – это массовые периодические печатные издания6. Пресса – единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.
Радио – это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио – одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей7.
Телевидение – это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности.
Информационные службы – это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам – газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.
PR-фирмы – это организации, разрабатывающие и предлагающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдельные рекомендации в сфере связей с общественностью8.
Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций – Интернете.
Интернет – относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, размещенная по всему миру и создающая новое информационное пространство (киберпространство), в котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные; подписываться на дискуссионные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.
Относительно
функций массовой коммуникации, следует
заметить, что в 1948 г. Г. Лассуэлл выделил
три основные функции массовой коммуникации:
обозрение окружающего мира, что можно
интерпретировать как информационную
функцию; корреляция с социальными структурами
общества, что можно толковать как воздействие
на общество и его познание через обратную
связь; передача культурного наследия,
что можно понимать как познавательно-
В I960 г. К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации – развлекательную. В начале 1980-x гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации – мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще – политических, реже – религиозных.
В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности – привитие личности тех черт, которые желательны для общества.