Функции коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 03:41, реферат

Краткое описание

Массовая коммуникация — процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Общие условия функционирования массовой коммуникации:
массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);
социальная значимость информации;
наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).

Оглавление

1. Функции массовой коммуникации 3
2. Подходы к изучению функций массовой коммуникации 6
2.1 Психолингвистический подход 6
2.2 Структурно-функциональный подход 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Файлы: 1 файл

Функции коммуникации.docx

— 32.07 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кольский  филиал

 

 

 

 

 

Кафедра: Социологии

Дисциплина: Управление общественными отношениями

 

 

 

 

 

Функции коммуникаций

 

 

 

 

Реферат: студентки 3-го курса

очного  отделения

Специальность: 080504 «Государственное и муниципальное управление»

экономического факультета

Белавиной Анастасии Сергеевны

Научный руководитель: доц. Кондратович Д.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апатиты

2011 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ 2

1. Функции массовой коммуникации 3

2. Подходы к изучению функций массовой коммуникации 6

2.1 Психолингвистический подход 6

2.2 Структурно-функциональный подход 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

 

1. Функции массовой коммуникации

Массовая  коммуникация — процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Общие условия функционирования массовой коммуникации:

  • массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);
  • социальная значимость информации;
  • наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).

По  поводу функций массовой коммуникации мнения ученых расходятся. Основное различие сводится к степени детализации  функций. Рассмотрим некоторые из них. Американский ученый Г. Лассуэл выделил следующие три функции:

  1. обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию;
  2. корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь;
  3. передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

Другой  американский исследователь К. Райт ввел еще одну функцию – развлекательную, а специалист по массовой коммуникации голландец Мак-Квейл предложил так называемую мобилизующую функцию, при этом он акцентировал внимание на целях и задачах массовой коммуникации, учитывая мобилизацию и активизацию масс во время политических и других компаний.

Л.Я. Землянова выделяет три функции массовой коммуникации «в обществе:

  1. контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения;
  2. корреляция элементов общества и среды;
  3. сохранение и передача социально-культурного наследия».

Современные французские ученые Б. Катля и А. Каде выделяют пять функций массовой коммуникации:

  1. функция антенны - снабжение общества различного рода информацией;
  2. функция усилителя - преувеличение фактов, драматизация событий;
  3. функция фокуса - средства массовой информации являются фокусом изменения социокультурных течений;
  4. функция призмы - формирование новых моделей поведения;
  5. функция эхо - средства массовой информации выполняют функцию сохранения определенной социальной структуры, служат символами определенного социального порядка.

Известный отечественный психолог А.А. Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:

  1. оптимизация деятельности общества за счет ориентации на общение, влияющее на коллективную деятельность;
  2. функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания;
  3. функция социального контроля– через исполнение социальных норм, этических и эстетических требований;
  4. функция социализации личности – воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.

Функции массовой коммуникации можно условно объединить в три группы: информационную, регулирующую и культурологическую.

Информационная  функция способствует гармонизации отношений общества и индивида. Она  заключается в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о  различных сферах жизнедеятельности.

Регулирующая  функция подразумевает влияние  на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм и тем самым реализуется  функция социального контроля.

Культурологическая  функция выполняет познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций.

Отечественный социолог Б. М. Фирсов в качестве характеристик массовой коммуникации выделяет знания, духовные ценности, моральные и правовые нормы. Известный голландский ученый, исследующий проблемы коммуникативистики выделяет семь характеристик массовой коммуникации:

  1. массовая коммуникация формируется в сложной формальной организационной структуре;
  2. направлена на большие аудитории;
  3. имеет публичный характер;
  4. аудитории имеют социально-культурную неоднородность;
  5. устанавливается одновременный контакт с большим количеством людей, удаленных друг от друга;
  6. взаимоотношения между коммуникатором и коммуникантом в основном строятся на допущении о том, что коммуникант знает о социальном статусе коммуникатора;
  7. коммуникация сплачивает аудиторию вокруг общих ценностей, политических взглядов, моделей потребления и др.

 

 

 

2. Подходы к изучению функций массовой коммуникации

2.1 Психолингвистический подход

В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для  радио и телевизионного общения:

  1. Информационная - оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность;
  2. Регулирующая - функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания;
  3. Культурологическая - функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований;
  4. Социализации личности - воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.

Информационная  функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические  требования, эстетические принципы, которые  убедительно пропагандируются СМИ  как положительный стереотип  образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая  функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и, в конечном счете, способствует интеграции общества.

С данной функцией связано понятие  массовой культуры, отношение к которой  в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить  широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями  является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования  воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Социализация  личности — это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

К социальным функциям массовой коммуникации относятся:

  • информационная функция – основная, непосредственная для массовой коммуникации;
  • социализирующая функция связана с формированием или изменением интенсивности и направленности социально- политических установок, ценностей или ценностных ориентаций аудитории, с которой осуществляется коммуникация;
  • организационно-поведенческая функция связана с прекращением или, напротив, инициированием каких-либо действий массовой аудитории, а так же с изменением конкретного действия или всей деятельности населения;
  • эмоционально-тонизирующая функция. Массовая коммуникация пробуждает оптимизм или, напротив, вгоняет в тоску, радует или раздражает. Она создает и поддерживает определенный эмоциональный уровень аудитории, стимулируя ее эмоциональные реакции;
  • коммуникативная функция, с одной стороны связана с усилением, поддержанием или, напротив, ослаблением связей между разными индивидами или частями аудитории.

2.2 Структурно-функциональный подход

В рамках структурно-функционального  подхода общество рассматривается  как система, состоящая из взаимосвязанных  частей или подсистем. При этом организация  социальной жизни предполагает поддержание  определённого видения людьми социального  порядка. Это достигается и посредством  деятельности средств массовой коммуникации. Механизм реализации социального единства представляет взаимодействие двух составляющих. Первая составляющая - потребности  различных социальных общностей. Вторая - «отклик» на соответствующие требования, реализация потребностей прямо или  опосредованно средствами массовой коммуникации.

Структурно-функциональная теория трактует СМК как самоуправляющуюся  и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических и институциональных условиях. В  рамках этой парадигмы массовую коммуникацию изучают прежде всего как одно из средств поддержания функционирования общества в целом, а не как источник, способствующий социальным изменениям.

Массовая  коммуникация изучается в двух плоскостях: в плоскости видов деятельности средств массовой коммуникации, и  в плоскости полезности, ценности, которую имеет их деятельность с  точки зрения пользователей. Такой  ракурс исследования массовой коммуникации позволяет выделить два уровня - уровень социума и уровень  индивида.

Так, применительно  к социуму выделяются следующие  функции:

1. Информационная:

  • информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
  • информационное обеспечение инновационных процессов.

2. Социальной связи:

  • комментирование и интерпретация происходящего;
  • поддержка существующих норм и властных отношений;
  • социализация;
  • координация разнонаправленной социальной активности;
  • формирование общественного согласия.

3. Обеспечение преемственности:

  • выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;
  • поддержание общности социальных ценностей.

4. Рекреативная:

  • создание возможностей для отдыха и развлечения;
  • снижение социальной напряженности.

Информация о работе Функции коммуникаций