Деловая коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение умелого и правильного делового общения.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач.
1. Проанализировать основные теоретические положения;
2. Разработать рекомендации по деловому общению.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения деловой коммуникации
1.1 Содержание делового общения…………………………………………6
1.2 Человеческая речь как источник информации…………………………9
1.3 Деловой разговор………………………………………………………..15
Глава 2. Особенности различных видов деловой коммуникации
2.1 Деловые переговоры…………………………………………………….20
2.2 Критика в деловой коммуникации……………………………………..27
2.3 Возражение собеседника………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………...40
Список использованной литературы………………………………………42

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 83.91 Кб (Скачать)

     Иногда  возникает необходимость включить в команду специалиста по связям с общественностью. В любом случае нужно помнить, что если у вашего оппонента (особенно в политике) большая команда, полезно обеспечить баланс один к одному. Но тем не менее, если у членов вашей команды нет конкретных обязанностей, то они будут брать слово только для того, чтобы выпустить эмоциональный пар — блеснуть красноречием. Чтобы избежать этого, необходимо перед каждым участником переговоров поставить конкретную задачу.

     Обстоятельства, условия и методы работы — вот  основные факторы, которые определяют ваше решение и выбор лидера.

     Прежде  чем приступить к переговорам, необходимо организовать постоянные консультации с высшим должностным лицом, а  также обеспечить умение членов команды  понимать больше, чем говорится (заранее  договорившись, как подать друг другу  знак, например, если участник команды  говорит лишнее. Пусть кто-то выступит в роли наблюдателя: со стороны виднее. В качестве сигнала может служить, например, предложение конфет или стакана воды.

     Вопросы, на которые нужно заранее подготовить  ответы:

  1. Почему именно эта фирма пригласила вас для переговоров? Какова причина приглашения?
  2. Каковы цели этой фирмы: стратегические, тактические?
  3. Каковы основные характеристики фирмы: профессиональные,
  4. социальные, экономические, демографические и т. п.?
  5. Кто из сотрудников организации ранее проводил переговоры с фирмой?
  6. Кто сегодня является лидером данной фирмы, будет ли он сам участвовать в переговорах, если да, то как достичь положительных результатов в переговорах с ним?
  7. Каковы особенности предстоящих переговоров, предрасположены ли к юмору будущие контрагенты, каковы запретные темы?
  8. Кто представит вас на переговорах с данной фирмой, каково отношение представляющего вас лица к вам лично, какие положительные черты могут быть отмечены вами в этом человеке?
  9. На все ли ваши вопросы будут получены ответы и каковы вопросы, которые предположительно могут задать вам, какие темы могут вызвать отрицательные эмоции у вашего контрагента?
  10. Какой вид сообщения (информации) окажется самым доходчивым для вашего партнера и самым ценным для фирмы-контрагента, должны ли вы представить какие-либо документы (рекламные проспекты, чертежи, схемы, отчеты, таблицы и пр.)?

     Известный американский менеджер Харви Маккей в книге «Как плавать среди акул и не быть заживо съеденным» составил эти вопросы и убежден, что предварительная их проработка позволит успешно провести переговоры.

     Предварительная подготовка включает в себя не только сбор информации, но и ее анализ, размышления  о ней. Здесь особенно важно помнить  принцип: «Удваивай усилия, достигнув  определенного успеха». Как известно, еще древнегреческий философ  Гераклит говорил, что многознание не научает мудрости. Мудрость — в знании оснований и причин. Именно они обеспечивают логическое обоснование принимаемых решений. Для человека, ведущего переговоры, умение рассуждать является одним из главных.

     В то же время практика рассуждения  при всей ее необходимости и важности неспособна сама по себе привести к  необходимому знанию. «Все наше достоинство заключено в мысли, — писал французский математик и философ XVII века В. Паскаль. — Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить...» Для ведущего переговоры это не призыв, а руководство к действию, так как предмет спора и позиции сторон необходимо выявить на стадии анализа информации.

     Любая информация, относительно которой нет  согласия, может стать предметом  переговоров. Таким образом, предмет  переговоров — это нечто воспринимаемое одной стороной положительно, а другой — отрицательно.

     Практика  свидетельствует, что не уверенные  в себе или не слишком компетентные руководители выдают неясные или  двусмысленные инструкции, свидетельствующие  о боязни ответственности, например: «Учитывай наши экономические интересы», «Отвергай угрозы со стороны партнера», «Настаивай на нашей позиции».

     Другой  крайностью являются слишком детальные  инструкции, которые лишают того, кто  ведет переговоры, возможности свободного маневрирования, способствуют тому, что  он постоянно запрашивает дальнейшие указания.

     В известном дипломатическом анекдоте рассказывается о том, как глава  торгового предприятия послал в  другой город молодого агента, снабдив  его детальными инструкциями. Они  гласили: «Надо выехать утренним поездом, который прибывает на место  в восемь часов утра. Поскольку  магазины открываются только в девять, время с восьми до девяти провести в привокзальном ресторане, заказать и съесть порцию телятины. После  этого можно начать обход торговых точек».

     Далее начальник подробнейшим образом  разъяснял подчиненному, куда именно следует зайти, как зовут владельца, о чем с ним переговорить, на что обратить внимание и т. д. Наконец, указывалось, что если возникнет  какая-либо проблема, надо срочно прислать телеграмму. На следующее утро шеф  получает телеграмму следующего содержания: «В ресторане нет телятины, что  делать?»

     Таким образом, предмет переговоров должен носить практический характер и учитывать  складывающуюся ситуацию: например, одна и та же цена в разных ситуациях  может быть оценена по-разному: как  высокая и как низкая. Поэтому  разумнее будет расчленить понятие  цены на элементы стоимости, а затем  попытаться определить, относительно каких элементов можно проверить, насколько они реальны и нельзя ли их урезать.

     Вопросы, обусловленные эмоциональной реакцией не должны стать предметом рассмотрения.

     В центре переговоров должны стоять проблемы, а не пожелания или требования.

     Тактика — это совокупность методов или  приемов, определяющих способ осуществления  задуманной акции. Первый тактический  шаг, который осуществляет специалист по переговорам — это получение  инструкций и их анализ. Инструкция определяет полномочия, переводит стратегические цели переговоров на язык конкретных задач и требований. Очень важно, что бы они были жесткими лишь в  том, что касается целей и ожидаемого конечного результата — минимум  и максимум договоренностей, во всем же остальном, то есть, в том, что  касается их претворения в жизнь, для ведущего переговоры должна быть предоставлена полная свобода действий.

 

     2.2 Критика в деловой коммуникации

 

     Слово «критика» происходит от греческого kritike — искусство разбирать и имеет несколько значений:

     а) обсуждение с целью дать оценку;

     б) отрицательное суждение с целью  указания недостатков;

     в) проверка достоверности чего-то.

     В деловой практике различают такие  виды критики, как: критиканство, псевдокритика и критика.

     Критиканство — это вид злопыхательской критики. Оно характеризуется полным отсутствием позитивности и конструктивности, как правило неуместно, имеет завуалированную форму, преследует эгоистические цели, например показать свою активность, деловитость и пр.

     Псевдокритика — это критика для сведения личных счетов, используется также как средство сохранения или повышения своего положения и престижа, как стиль работы. Разновидности псевдокритики; ординарная критика, показная критика, «организованная критика», «согласованная критика», контркритика.

     Позитивной  критике свойственны следующие  характеристики:

  1. Она всегда ситуативно уместна, то есть осуществляется в том месте и в то время, когда от нее есть созидательная польза (на деловом совещании, на дискуссии, на конференции, на деловой беседе и пр.).
  2. Критика позитивная осуществляется в присутствии объекта критики. Замечания о ком-то или о его поступках, высказанные третьему лицу в отсутствие второго, как правило, создают потенциально конфликтную ситуацию. Автор замечаний не может быть уверен в конфиденциальности разговора, а доверенное лицо может воспользоваться полученной информацией и распространить ее или передать тому, о ком идет речь, но уже в искаженном, деформированном виде, с добавлением собственных комментариев. Поэтому целесообразно критиковать что-либо в присутствии самого человека, допустившего ошибки.
  3. Предметом критики являются дела и поступки, неверные или сомнительные умозаключения, высказывания, рассуждения, ошибки, допущенные в работе, неправильные действия, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал и т. п.
  4. Действенная, объективная критика опирается на конкретные факты и аргументы, на доказательства, а не на «вкусовые суждения» или вымышленные сюжеты.
  5. Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков, по снятию возникших проблем. Критика — это не хладнокровное, незаинтересованное описание дела, она предполагает активное, пристрастное отношение, заинтересованную в улучшении дела позицию.
  6. Цель критикующего заключается в том, чтобы выявить действительные причины допущенных ошибок и предложить конструктивные шаги по их устранению.
  7. Критика должна быть щадящей. Когда о критике говорят метафорически, часто употребляют такие образы, как «критические стрелы», «удары критики», «такой-то попал под критический обстрел», и т. п. Все эти характеристики имеют отношение к разрушительной критике. Цель ее, как правило, не конструктивна, она направлена на подавление тех, кто мыслит и поступает иначе, чем критикующий. Такая критика иногда бывает полезной: если на дороге лежит камень и мешает проезду, его, несомненно, нужно убрать — перенести, разрушить, отбросить. Но совсем другое дело, когда в деловом общении разрушение (личности, отношений, дела) становится главным и единственным направлением критики, когда она видится орудием разоблачения и преследования.

     Разрушительная, «ударная» критика по форме выражения монологична. Она не предполагает конструктивного взаимодействия, сотрудничества критикующего и критикуемого. Она априори не предполагает двух позиций, взаимно уточняющихся или вырабатывающихся в процессе критики. У автора такой критики только одна позиция, одна точка зрения, и он заранее присвоил себе право быть правым. Удар — это не приглашение к спору, дискуссии, а избиение не является формой диалога.

     Щадящая, конструктивная критика ставит своей  целью не уничтожение оппонента, а совместный поиск средств преодоления обнаружившихся трудностей и проблем. Здесь налицо две равноправные позиции, во взаимодействии которых и осуществляется критика. Кроме того, в такой критике важен ее предмет, о котором идет разговор, или спор, который и придает смысл диалогу, взаимным рассуждениям.5

     Замечательный русский ученый М. М. Бахтин, говоря о диалогической природе социального  взаимодействия, отмечал, что межчеловеческое  взаимодействие нельзя свести к отношениям логическим или предметно-смысловым, которые сами по себе лишены диалогичности. В простых суждениях о вещи еще нет диалога. Для того чтобы  превратиться в диалог, суждения должны стать высказываниями, стать выраженными в слове позициями разных субъектов.

     Критический диалог — это не просто средство обнаружения недостатков, относительно которых нужно потом «принять меры», но процесс устранения недостатков. Диалог здесь — учет мнений и представлений людей-участников деловой коммуникации, монолог — диктат, насильственное навязывание экономических, ценностных, управленческих, моральных и любых других способов, принципов, мерок, поведенческих стереотипов. Критика как диалог — это не необходимое предисловие к делу, а само дело, она действительна и действенна, она есть преодоление разрыва между словом и делом, причем не «средство преодоления», а преодоление как таковое.

     В деловой коммуникации критика «вплетена» в жизнь, поэтому важно корректно  подходить к таким вопросам, как: кто имеет право на критику, а  кто — нет, о мере критики, о  соотношении критики и «дела», о «зонах» вне критики, о том, как осуществлять критику не «изранив» критикуемого.

     Н. Энкельман, автор книги «Преуспевать с радостью» (М-, 1993), считает, что большинство людей, которые при деловом взаимодействии предпочитают критику, обладают негативными чертами характера и руководствуются, как правило, следующими мотивами: из мести, из зависти, из-за недоброжелательного отношения, по злому умыслу, из-за собственной неспособности, из тщеславия, из-за высокомерия, чтобы обратить внимание на себя, из-за неудовлетворенности собой, из-за агрессивного настроения и т. п.

Информация о работе Деловая коммуникация