Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:36, реферат
Целью нашего исследования: определить пути и средства предупреждения и преодоления дезадаптации школьников школьным социальным педагогом.
Задачи исследовательской работы:
Изучить сущность профессии «социальный педагог».
Рассмотреть возможности социально-педагогической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Обосновать модель социально-педагогической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию
На наш взгляд, осуществление результативного психолого-педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, прежде всего, зависит от выбора оптимальных современных принципов воспитания. В своем исследовании мы ориентировались на принципы воспитания, учитывающие ближайшие интересы подростков (И.П.Смирнов, А.В.Ткаченко и др.) такие как:
На стадии формирующего эксперимента был произведен отбор содержания и форм педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом вышеуказанных принципов воспитания и в зависимости от социального статуса подростков (табл. 2).Как показывает проведенное нами исследование, результативность социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, в виду комплексности их проблем во многом зависит от педагогически целесообразного взаимодействия субъектов микросоциума. С этой целью на этапе формирующего эксперимента нами было организовано социальное партнерство субъектов микросоциума по социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Социальное партнерство в образовании – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами микросоциума, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Это научное направление динамично развивается. Для результативного педагогического сопровождения социализации подростков необходимо создание механизмов социального партнерства субъектов микросоциума по социализации подростков.
Таблица 2.
Содержание и формы педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Принципы воспитания |
Сфера развития в аспекте социализации |
Содержание психолого-педагогического сопровождения |
Гуманизация |
Самопознание |
Формирование способности правильно оценивать себя, повышение уровня личностных притязаний. |
Толерантность |
Деятельность |
Формирование толерантного сознания, активной гражданской позиции. |
Самореализация |
Самопознание |
Развитие полезных знаний навыков, интересов, способствующих приобретению опыта социального взаимодействия |
Коллективизм |
Общение |
Формирование умения строить позитивные взаимоотношения в коллективе. Развитие межличностного общения. |
Универсализация воспитания |
Деятельность |
Формирование положительных жизненных планов. Участие в социально значимой деятельности. |
Возрастная идеология |
Деятельность |
Формирование внешней культуры поведения, законопослушания и активной гражданской позиции |
Совместная творческая работа |
Самопознание |
Развитие творческих способностей, повышение уровня личностных притязаний |
Историческая преемственность |
Общение |
Формирование уважительного отношения к историческим традициям |
Традиционализм |
Общение |
Формирование нравственных качеств, культуры межнациональных отношений. Развитие адекватного отношения к педагогическим воздействиям |