Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:36, реферат

Краткое описание

Целью нашего исследования: определить пути и средства предупреждения и преодоления дезадаптации школьников школьным социальным педагогом.
Задачи исследовательской работы:
Изучить сущность профессии «социальный педагог».
Рассмотреть возможности социально-педагогической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Обосновать модель социально-педагогической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Файлы: 1 файл

Социально-педагогическая работа с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Введение

      

В начале 90-х годов в нашей стране начинаются реформы. Происходящие изменения привели к социально демографическим последствиям - обнищанию российских семей. На благосостоянии семьи прежде всего отражается инфляция, сокращение темпов производства, рост неплатежей, невыплата заработной платы, женская безработица.  Политическая нестабильность ограничивает функции семьи как социального института. Многие семьи оказались лишенными всех прежних гарантий: гарантированное право на труд, на бесплатное медицинское обслуживание, на отдых, досуг, не получив никаких новых. Под угрозой оказалось право на жизнь (в районах межнациональных конфликтов). Социальные проблемы отражаются на жизнедеятельности семьи, затрагивая интересы детей.

Состояние детства в первую очередь определяется состоянием семьи как основного института воспитания и социализации личности. Финансово-экономический кризис августа 1998 года привел к тому, что ниже черты бедности оказалось  70% населения страны. Социальное неблагополучие в обществе усилилось. Растет безработица, усиливается социальная дифференциация в нашем обществе. Соотношение между минимальной и максимальной заработной платой составляет  1:26.

Содержание ребенка обходится родителям дороже, чем расходы на остальных членов семьи. Все это привело к падению рождаемости в стране.

В связи с реформами много людей осталось без работы, а значит без соответствующих денежных поступлений в бюджет семьи. На благосостояние семьи повлияло - ухудшение жилищных условий семей с детьми, увеличились сложные семьи, когда молодая семья проживает с родителями или родственниками, а также  социальной дезадаптации детей, их уходу из семьи.

Эти явления привели к снижению числа регистрируемых браков, наблюдается рост числа распавшихся семей. Количество разводов в год на 1000 жителей нашей страны - достигло приблизительно 6,3%- это один из самых высоких показателей в мире. Более сложной в российском обществе становиться проблема внебрачной рождаемости, число детей, родившихся вне брака, неуклонно возрастает - сегодня родители почти каждого 5 ребенка не состоят в зарегистрированном браке. Каждая 6-7 семья неполная, а 55% неполных семей – живут ниже уровня бедности, если ребенок в возрасте до 6 лет, 48 % - если он старше  (от 6 до 16 лет).

Нестабильность семейной жизни проявляется в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару, наблюдается демографический переход от малодетной к однодетной семье.

 «Крайним проявлением ухудшающегося  положения семьи в российском  обществе стало - неуклонно возрастающее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особую тревогу вызывает постоянно увеличивающееся количество детей, оставшихся без попечительства родителей, «социальных сирот». Причины, по которым дети остаются без родительского попечения, носят социальный и асоциальный характер. При изучении контингента детей, воспитывающихся в домах ребенка, установлено, что 33,9% их – из семей алкоголиков, 25,6% - из семей с плохим материальным положением, 23,8% - из семей с асоциальным поведением, 4,7% - дети, чьи родители находятся в заключении, 11,9% -подкидыши» [31, с.17 ].

Обострилась проблема детской инвалидности, около миллиона детей - инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 миллиона человек. Растет преступность, примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях – подростки.

Неуклонно растет число бомжей и попрошаек. Многочисленные межнациональные и вооруженные конфликты привели к появлению новых проблем - дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев. До  сих пор не решены многие проблемы детей, подвергшихся воздействию последствий Чернобыльской аварии и других экологических катастроф. С каждым годом увеличивается число детей школьного возраста, находящихся вне школы.

Затронули Россию на пороге XXI века и проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании. За период 1994-1999 г.г. число молодых людей, потребляющих наркотики, увеличилось в 3,5 раза (а возрастная категория наркоманов уменьшилась от 13 до 25 лет), в 6-8 раз возросла наркомания у школьников и студентов в крупных городах России. Социальное неблагополучие в обществе и семье, стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, не исключая их продажу, различных психологических стрессов, заболеваний – до 50-80 тысяч в год. В крупных городах увеличивается с каждым годом число проституток более 120 тысяч.

«Возрастает среди детей и подростков заболеваемость социально обусловленными и социально значимыми болезнями. Чрезвычайную остроту приобретает проблема курения. Число курящих школьников от 13 до 17 лет возросло с 18,75% до 31,5% и выше, особенно высок процент курящих среди девушек. В период 1995-1997 гг. увеличилось в 2,4 раза заболеваемость сифилисом у детей до 14 лет. Обострилась проблема распространения ВИЧ - инфицированных среди детей и подростков» [31,    с.20].

Реформы затрагивая все сферы жизни, тяжелым бременем ложатся на людские плечи, вызывают массовый психологический дискомфорт населения, его дезориентацию, растерянность - массовую дезадаптацию. Если некоторым людям перемены даются сравнительно легко, то для других они становятся личностной трагедией и это выражается в страшных язвах: бродяжничество, преступления, алкоголизм, наркомания - т.е. это люди социально дезадаптированные. Это явление проявляется и  у младших школьников, не обладающих устойчивостью взглядов, убеждений и нравственных позиций. Они испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении в социуме, это замедляет их личностное развитие.  Увеличивается число недисциплинированных, конфликтных, неуправляемых школьников. В педагогической науке таких детей принято называть запущенными, безнадзорными, дискомфортными, девиантными, трудными. Конечно, роль жизненных обстоятельств, для появления таких детей очень велика, но чаще всего это результат серьёзных упущений в становлении и развитии личности. И каждый человек понимает, что именно из «трудных», дезадаптированных детей вырастают взрослые, не дающие спокойно и гармонично жить остальным людям.

 «Преступность несовершеннолетних составляет в настоящее время 11,3% от общего числа преступлений во всех возрастных группах. Значительно возросло количество тяжких преступлений - умышленные убийства и тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбои, грабежи, хранение и распространение наркотиков. Дети испытывают трудности в деятельности, общении, самоопределении в социуме, что замедляет их личностное развитие. В этот период увеличивается число недисциплинированных, конфликтных, неуправляемых школьников и учащихся старшего звена» [31, с.160].

Положение детей в стране за последний период значительно ухудшилось и имеет тенденцию дальнейшего ухудшения, требуя решить проблему оказания комплексной социально- педагогической помощи практически всем категориям детей. Такая помощь должна опираться на принципиально новые концептуальные и организационно- педагогические подходы. Определяющей в разработке новых концепций, методик и технологий социально - педагогической помощи детям, является общая для всего международного сообщества тенденция оценки положения детей в аспекте реализации и защиты их прав.

Перед учеными стоит актуальнейшая задача - разобраться в этом социальном явлении, понять его, предотвратить или по возможности исправить. В связи с этим при Академии педагогических наук СССР был создан коллектив под руководством В. П. Бочаровой. Итогом работы этого коллектива было обоснование новой профессии « социальный педагог», ориентированной на работе в открытом социуме  и она создана для решения социальных проблем человека и общества.

Поэтому объектом нашего исследования станет деятельность социального педагога в условиях школьного социума, а предметом исследования – роль школьного социального педагога в оказании помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в условиях школьного социума.

Целью нашего исследования: определить пути  и средства предупреждения и преодоления дезадаптации школьников школьным социальным педагогом.

Задачи исследовательской работы:

    1. Изучить сущность профессии «социальный педагог».
    2. Рассмотреть возможности социально-педагогической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
    3. Обосновать модель социально-педагогической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию
    4. Проанализировать пути повышения эффективности социально-педагогической работы с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Этапы исследования.

На  I этапе разработан инструментарий исследования и проведено теоретическое освоение темы исследования.

На   II  этапе проведен констатирующий и формирующий эксперимент в школьном социуме, сделан анализ результата исследования.

На III этапе проведено оформление результата исследования в дипломную работу.

  1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ, КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1. 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

В нашей стране педагогическая поддержка используется недостаточно широко по сравнению с европейскими государствами и США. Анализ используемых за рубежом методик и технологий оказания педагогической поддержки подросткам поможет выявить наиболее эффективные средства педагогической поддержки, которая включает в себя весь комплекс педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям, и активно использовать их в отечественной практике.

В первую очередь необходимо рассмотреть термины, которые используются в разных странах для обозначения педагогической поддержки. Анохина Т.В. называет термин «school-counselling and guidance», который более известен и широко употребляется в образовательных системах различных стран, но в отечественной педагогической литературе чаще используется термин «guidance». Сравнив оба термина, Анохина Т.В. приходит к выводу о том, что термин «guidance» имеет более широкое значение: «помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям», а также «процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей» [1. С. 72-73]. Для обозначения данного понятия в США употребляют термин «classroom environment», что непосредственно связано с созданием благоприятной атмосферы в классе. В Англии педагогическая поддержка представлена терминами «pastoral care» (пасторская забота), «tutoring» (опекунство) и «personal and social education» (личностное и социальное образование). Многообразие терминов не снимает всей сущности педагогической поддержки, которая заключается в оказании «превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением» [2. С. 115].

В США социально-педагогическая поддержка детей и подростков осуществляется через систему детских учреждений (общего и специального типа). Помимо государственных служб, существуют частные, которые оказывают разностороннюю поддержку программам по защите прав и интересов детей, например: «Детское Бюро», «Служба защиты детей» и т.д. [5. С. 147]. Процесс оказания социально-педагогической помощи привел к необходимости подготовки специалистов в данной сфере деятельности. Таким образом, в настоящее время в США существуют различные модели деятельности социальных работников в системе поддержки: «tutor» – тьютор, куратор (индивидуальный, групповой, классный), психолог, «adviser» – советник, «counsellor» – советник, консультант, «career-counsellor» – консультант по выбору профессионального пути, «remedial teacher» – учитель компенсирующего обучения, «child protection co-ordinator» – координатор по защите прав ребенка и другие [1. С. 74]. В системе образования США практически в каждой школе работает социальный работник. Как подчеркивает Л.Я.Олиференко, данное направление социально-педагогической помощи стало рассматриваться как «отдельная специальность в социальной работе, которая сосредоточивает свое внимание на успешном приспособлении к школе, на координации действий семьи и общины и влиянии на них для достижения цели» [5. С. 149]. В связи с этим разработаны следующие формы поддержки такие, как «school-counsellor» - школьный советник, «school-psychologist» – школьный психолог, «school social worker» – школьный социальный работник.

Особый интерес представляет опыт Великобритании по организации педагогической поддержки детям. К.Маклафин разработал развивающую модель, которая включает в себя четыре элемента [3].

Первый элемент – элемент благополучия:

    • оказание помощи школьникам в принятии решения и разрешения проблемы;
    • поддержка учащихся в то время, когда им трудно;
    • выявление и контроль тех учащихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;
    • координация работы с детьми внутри и вне школы.

Второй элемент – программный. Учащиеся получают от взрослых новые психологические знания для развития личностной и социальной сферы детей. В процессе таких занятий учащиеся получают необходимые консультации, методы научения и учения, открыто высказывают свое мнение по поводу программ.

Третий элемент – контроль, или сообщество. На данном этапе учащиеся участвуют в выполнении правил и решений школьного сообщества.

Четвертый элемент – элемент управления, который заключается в том, что в каждой школе должен работать координатор, следящий за выполнением трех первых элементов.

Отличительной особенностью системы поддержки в Финляндии является то, что она рассчитана преимущественно на старшеклассников и тех, кто оканчивает образовательное учреждение. Для оказания педагогической поддержки подросткам в школах реализуется проект «Город как школа», который предназначен для учащихся, имеющих некоторые проблемы в обучении. Они могут учиться непосредственно на рабочих местах, познавая процесс учения в реальной жизни. Данный проект предоставляет разнообразные ресурсы и возможности для обучения, охватывающего шесть направлений в разных сферах бизнеса, управления, социальной и культурной деятельности, процесс занимает половину учебного времени [3. С. 183-184].

В Нидерландах наряду с детскими домами и приютами для детей и подростков, в последнее время появились такие формы социально-педагогической помощи, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте, или дневная помощь. Эти формы социально-педагогической помощи обусловлены тем, что удаление подростка из привычного ему окружения имеет много недостатков. Преимуществом данной программы является то, что одновременно можно работать и с подростком, и с его семьей. Программа дневной помощи рассчитана на подростков (от 12 до 21 года), бросивших учебное заведение и находящихся в сложной жизненной ситуации. Целью данной программы является приобретение подростками положительного жизненного опыта, улучшения представления о себе и окружающем мире. Необходимо отметить, что особенностями данной программы является то, что, во-первых, подросток должен быть согласен участвовать в проекте, и, во-вторых, в процессе реализации данной формы поддержки учение отодвигается на второй план. Помимо вышеупомянутых программ в Нидерландах на сегодняшний день осуществляются такие формы социально-педагогической поддержки, как «Гаагские учебные мастерские» и «Зейзихт», пансион, созданный по частной инициативе, для работы с подростками, не имеющими жилья [5. С. 150-151].

Информация о работе Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию