Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть содержание медицинского страхования, порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в России и указать пути совершенствования медицинского страхования в РБ на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
дана характеристика содержания медицинского страхования, его роль и значение;
раскрыт порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в России;
освещены недостатки в организации медицинского страхования в Республике Беларусь и предложены перспективы его развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
Содержание медицинского страхования……………………………………...7
Содержание медицинского страхования, его роль и значение…………….7
Порядок формирования и использования фонда медицинского страхования в России………………………………………….………………………………...14
Порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в Российской Федерации……………………………………….…………………14
Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………..……………..30
3.1Недостатки в организации медицинского страхования и перспективы его развития………………………………………..……………………………………30 Заключение………..……………………………………………………………….35Список использованных источников………………….. …………………………38

Файлы: 1 файл

Медицинсое страхование.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Развитие частного медицинского страхования также  побуждалось бы переходом модели оплаты медицинских услуг по принципу «деньги вслед за пациентом». Это  означает, что человек сам, принимая решение, в каком медицинском учреждении ему лечиться, а государство вместо общего и абстрактного финансирования больниц выделило денежные средства на лечение конкретных физических лиц. Такая система способствовала бы процессу образования частных лечебных учреждений, а люди могли выбирать, кому доверить свое лечение: государственному или частному заведению.

Налоговые льготы, которыми на данный момент стимулируют  развитие страхования жизни в  Литве, могли бы по аналогии применяться  и к страхованию медицинских расходов в Беларуси. Физическое лицо при заключении договора о добровольном медицинском страховании медицинских расходов могло бы рассчитывать на снижение налога на социальное страхование или изменение необлагаемой налогами минимальной величины своих доходов.

В стране назрела необходимость  принятия закона «Об охране здоровья граждан», определяющим организационную основу системы охраны здоровья населения в республике, закона «О медицинской помощи», регламентирующий реализацию права граждан на получение медицинской помощи; законов «О правах пациентов» и «О правах, ответственности, обязанностях и социальной защите медицинских работников». Эти законы не только восполнят существующие пробелы правового поля и создадут исходную правовую базу, регулирующую отношения граждан в сфере медицины и здравоохранения.

Таким образом, каждый гражданин Республики Беларусь должен будет сделать выбор между добровольным страхованием здоровья и платежам за услуги здравоохранения за свой счет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Медицинское страхование — это форма страховой деятельности и социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

По форме  проведения выделяют обязательное и  добровольное медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование вводится по инициативе государства, которое в форме закона устанавливает виды, условия и порядок внесения юридическими и физическими лицами средств в страховые фонды с целью обеспечения реализации общественных интересов. Добровольное медицинское страхование проводится на основе добровольно заключаемого договора между страхователем и страховщиком. При этом существенные условия договора определяются правилами соответствующего вида страхования, утвержденными страховщиком и согласованными с органом государственного страхового надзора.

Современная медицина представлена тремя типами систем здравоохранения: государственной, страховой, частной. В ряду критериев такого разделения одним из важнейших является источник используемых здравоохранением финансовых ресурсов. По этому признаку представляется возможным выделить еще и смешанную систему здравоохранения, использующую все возможные источники финансирования, предусмотренные существующей в обществе в каждый отдельный его период законодательной базой.

Во всех экономически развитых странах проблеме финансирования здравоохранения уделяется самое пристальное внимание. Это объясняется тем, что, во-первых, в шкале ценностей здоровье рассматривается как самое главное благо; во-вторых, растут сами затраты на здравоохранение, так как с появлением новых болезней и поиском методов лечения возрастает объем научно-исследовательской работы и профилактических мероприятий; в-третьих, прогресс медицинской науки невозможен без затрат на оборудование, дорогостоящую диагностику, подготовку кадров. Можно сказать, что уровень развития медицины и качество предоставляемых ею услуг во многом определяются теми средствами, которые выделяются на ее нужды.

Новая бюджетно-страховая  система финансирования здравоохранения  в России предполагает, что медицинское страхование должно осуществляться на многоуровневой основе и использовать для этого:

· прежние каналы бюджетных ассигнований (для обязательного страхования наименее защищенных групп населения и для выполнения части социальных программ на республиканском и местном уровнях);

· специальные внебюджетные фонды, (федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, формируемые из взносов предпринимателей и самодеятельных граждан на обязательное медицинское страхование);

· средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

·  личные средства граждан;

· безвозмездные и (или) благотворительные взносы или пожертвования;

·  кредиты банков и других кредиторов;

·  иные источники не запрещенные законодательством .

Главная цель введения медицинского страхования - создать  рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в свою очередь  позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий  и населения путем дополнительного страхования. Создается рынок медицинских услуг, который превращает руководителей лечебно-профилактических учреждений в продавцов этих услуг.

В развитых государствах широкое распространение получила практика страхования профессиональной ответственности врачей. Через механизм страхования возмещается только ущерб, который был причинен неумышленно, только в отношении случайных событий.

Страхование профессиональной ответственности врача оформляется  специальным полисом, в котором очень подробно формулируются основные и дополнительные условия страхования. Приобретение полиса по страхованию профессиональной ответственности гарантирует врачу, что страховая компания берет на себя защиту его интересов в судебных процессах и выплату компенсаций по тем искам, которые могут быть ему предъявлены

В Республике Беларусь медицинское страхование находится  на стадии становления, поэтому страхование медицинских расходов по добровольному страхованию занимает незначительный удельный вес в общем объеме добровольного страхования. При этом следует отметить, что в Республике Беларусь осуществляется обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь.

К обязательному медицинскому страхованию для граждан готовится и правительство и страховщики. Проект обязательного медицинского страхования готовится, возможно, он будет представлен на всенародное обсуждение.

Первый шаг  на этом пути потребует немало политического  мужества, но он должен быть сделан с учетом крайне неблагоприятной демографической ситуации в республике. Как только здравоохранение зарабатывают рыночные механизмы, сразу станет вопрос о правах пациента, о правах медицинского персонала, об ответственности медицинского персонала, о рынке труда медицинского персонала, о медицинском страховании и о платной медицине с мировыми стандартами качества оказания услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

1 Архипов, А.П., Гомелль, В.Б., Тулента, Д.С. Страхование. Современный курс: учебник / под ред. Е.А.Коломина. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.

2 Балабанов , И.Т., Балабанов, А.И. Страхование. – СПб: Питер, 2007. – 256 с.

3 Веселовский, М.Я.  Страховой сервис: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.

4 Гинзбург, А.И. Страхование. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

5 Конституция  Республики Беларусь. – Минск:  Амалфея, 2003. – 48 с.

6 Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Закон Респ. Беларусь, 19 декабря 2002 г., №166-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2011

7 Некрашевич, А.В. Инновации в здравоохранении Республики Беларусь / А.В.Некрашевич //  Экономический бюллетень. – 2011. - №7. – С. 43-50

8 О здравоохранении:  Закон Респ. Беларусь, 18 июля 1993 г., № 2435-XII (ред. От 11 янв. 2002 №91-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2011

9 Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ.

10 Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

11 О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1.

12 О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ (в ред. от 19.12.2006 № 235-ФЗ).

13 О страховании (с 1997 г. — «Об организации страхового дела в Российской федерации»): Закон Российской Федерации от 27.11.1992.

14 О Концепции добровольного медицинского страхования в Республике Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 2004 г. № 1180.

  15 Об утверждении инструкции о добровольном страховании медицинских расходов: утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. №74.

16 О Фонде социального страхования Российской Федерации: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 (с изм. от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г„ 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г., 2 августа 2005 г.).

17 Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 857 (с изм. от 16 декабря 2004 г., 30 декабря 2006 г.).

18 Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286

19 О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР»: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1992 № 41 (с изм. от 11 октября 1993 г., 29 марта 1994 г., 11 сентября 1998 г.).

20 Орлов-Карба, П.А. Обязательное социальное страхование в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / П.А.Орлов-Карба; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 335 с.

21 Послание Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию [электр. ресурс] / Официальный интернет-портал Президента Респ. Беларусь. –  Мн., 2010. - Режим доступа: http: //www/ president. qov. by/ press 10256, html. - Дата доступа 25.06.2011

22 Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. №1/7866

23 Пилипейко, М.М., Почиковский, С.С. Семейный риск-менеджмент или Искусство управлять личными финансами/ М.М. Пилипейко, С.С. Почиковский // Страхование в Беларуси. – 2010. – апрель. – С. 23-26

24 Пилипейко, М.М., Антонович, Н.С. Обязательно ли вводить ОМС / М.М. Пилипейко, Н.С. Антонович // Страхование в Беларуси. – 2010. – март. - С. 16-19

25 Платун, В. Дословно: «Самое дорогое для нас – это здоровье» / В. Платун В. // Страхование в Беларуси. – 2010. - ноябрь 2010. - С. 2-6

26 Попов, Е.М. Финансы предприятия: учебник / Е.М.Попов. – Мн.:  Выш. шк., 2005. – 573 с.

27 Сержинский, В.И. Минздрав и страховщики обсудили проблемные вопросы ДМС / В.И. Сержинский // Страхование в Беларуси. – 2010. – май. - С. 16-20

28 Финансы и кредит:  учеб.  пособие / Л.Г.Колпина [и др.];  под общ. ред. Л.Г.Колпиной. – Минск:  Выш. шк., 2010. – 367 с.

29 Хадневич, Ю. Страхование жизни и пенсии: факты «за» и «против» / Ю. Хадневич // Страхование в Беларуси. – 2010. – февраль. - С. 6-8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Таблица 1.1 –  Принципы обязательного медицинского страхования и их сущность в Российской Федерации

Принцип

Сущность принципа

Всеобщность

Все граждане Российской Федерации независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на получение медицинских услуг, включенных в территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Государственность

Средства обязательного  медицинского страхования находятся  в государственной собственности  Российской Федерации, ими управляют Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, специализированные страховые медицинские организации.

Государство выступает  непосредственным страхователем для неработающего населения и осуществляет контроль за сбором, перераспределением и использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивает финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования, гарантирует выполнение обязательств перед застрахованными лицами.

Некоммерческий  характер

Вся получаемая прибыль от операций по обязательному медицинскому страхованию направляется на пополнение финансовых резервов системы обязательного медицинского страхования.

Обязательность

Местные органы исполнительной власти и юридические лица (предприятия, учреждения, организации) обязаны производить отчисления по установленной ставке в размере 3,6% от фонда заработной платы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и в определенном порядке, а также несут экономическую ответственность за нарушение условий платежей в форме пени и (или) штрафа.

Информация о работе Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе