Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть содержание медицинского страхования, порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в России и указать пути совершенствования медицинского страхования в РБ на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
дана характеристика содержания медицинского страхования, его роль и значение;
раскрыт порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в России;
освещены недостатки в организации медицинского страхования в Республике Беларусь и предложены перспективы его развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
Содержание медицинского страхования……………………………………...7
Содержание медицинского страхования, его роль и значение…………….7
Порядок формирования и использования фонда медицинского страхования в России………………………………………….………………………………...14
Порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в Российской Федерации……………………………………….…………………14
Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………..……………..30
3.1Недостатки в организации медицинского страхования и перспективы его развития………………………………………..……………………………………30 Заключение………..……………………………………………………………….35Список использованных источников…………………..

Файлы: 1 файл

Медицинсое страхование.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Бесплатность  медицинской помощи становится все  более иллюзорной, растет недовольство населения состоянием службы здравоохранения. Объявив медицинскую помощь полностью бесплатной, государство все более утрачивает возможности предоставить такую помощь, тем, кто в ней более всего нуждается. Одновременно активизируется теневой рынок медицинских услуг с далеко идущими социальными и экономическими последствиями.

     Кроме этого, не всегда врачебная помощь бывает своевременной и доступной. Добровольное медицинское страхование еще не получило достаточного развития. Основная причина этого - недостаточная платежеспособность населения. Все упирается в тарифы, которые не всегда оправданы как для клиента, так и для лечебного учреждения

     С одной стороны, медики сильней реагируют на стимулы, возникающие в сфере теневой экономики.

     С другой  стороны - пациенты иногда вынуждены  оплачивать свое лечение сами, растет число платных медицинских услуг. За январь-ноябрь 2010 года фактический объем платных медицинских услуг через все каналы реализации, составил 446,8 млрд. руб. (темп роста – 130,4%) при плане 119-120%. [7, с. 45]

     В сложившейся ситуации необходимо трезво оценить финансовые возможности  здравоохранения. Практически это  означает необходимость принятия новой процедуры формирования базовой программы ОМС.

     В Беларуси проблема медицинского страхования  обсуждается уже несколько лет. Вначале страховщики были за обязательное страхование, однако постепенно их мнение изменилось, так как обязательное страхование предполагает определенный уровень благосостояния людей, который в Беларуси пока не достигнут. В западных странах половину медицинской страховки оплачивает наниматель, а половину - сам гражданин.

     Медицинское страхование в Беларуси пока развито  довольно слабо, и на то есть ряд объективных причин.

     Во-первых, действительно сказывается отсутствие экономического стимула. Поскольку  существует декларированная бесплатная медицинская помощь, человек понимает, что, обладая определенной настойчивостью, он вполне может ею воспользоваться. Кроме того, срабатывает чисто советская психология: мол, зачем мне платить, если еще неизвестно, заболею я или нет. А если когда-нибудь и заболею, то попросту заплачу лично лечащему врачу.

     Во-вторых, особенности нашего налогового законодательства. На сегодняшний день медицинское страхование юридическими лицами своих работников крайне невыгодно. Почему? Страховые взносы мало того, что платятся из чистой прибыли - организация должна выложить еще почти столько же в виде налогов! А с работника, который «на руки» ничего при этом не получает, удержать подоходный налог (присовокупив стоимость полиса к его доходу). Поэтому даже те организации, которые могут себе позволить обеспечить медицинской страховкой свой персонал, идут на это крайне неохотно - кому понравится удорожание полиса почти в два раза по сравнению с его реальной стоимостью? И пока не уменьшится это налоговое бремя и не будет подписан Указ Президента о добровольном медицинском страховании, ситуация вряд ли изменится к лучшему.

     В Республике Беларусь проводится работа по созданию единой системы стандартизации, внедрены семь социальных стандартов в области здравоохранения, что является государственной гарантией социальной защиты граждан и обеспечение необходимой медицинской помощи за счет средств бюджета. На их основе разрабатываются территориальные государственные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

     Функциональная  основа социального стандарта выполняет  нормативное бюджетное обеспечение  расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.

     В 2011 году деятельность  системы здравоохранения  будет направлена на снижение смертности и заболевания населения от управляемых  причин, развитие инновационного и  инвестиционного потенциала учреждений, рост экспорта медицинских и обязательных услуг. [7, с. 48]

     Президент  Республики Беларусь заявил о возможности  введения в стране обязательного  медицинского страхования (ОМС).

     Александр Лукашенко отметил: «Я не хочу говорить, что мы не будем проводить реформу здравоохранения, что мы не пойдем, как бы это непопулярно ни звучало, на медицинские страховки, добровольные, обязательные и т.д. Людей потихоньку надо приучать к тому, что самое дорогое для нас – это здоровье». [25, с. 2]

     Во-первых, введение ОМС, в какой бы аббревиатуре проект не был реализован в Беларуси, будет коренным образом отличаться от аналогичных проектов на постсоветском пространстве.

     Во-вторых, успех внедрения ОМС  напрямую связан с эффективным применением  административных инструментов и солидарных действий всех участников профильного рынка – так было, к примеру, в случае с введением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Главным условием успеха является обеспечением свободного доступа к страхованию различных операторов рынка, иностранных инвесторов.

     В-третьих, страховому сообществу даже при самой высокой поддержке предстоит преодолеть сопротивление не только разветвленного бюрократического аппарата медицинского отрасли, но и фактор неприятия со стороны потенциальных страхователей, синдром иждивенческого отношения к здравоохранению со стороны значительной части населения. [25, с. 2]

     С приходом  зарубежных инвестиций, в республике появляется все больше предприятий, чьи руководители вполне адекватно относятся к страхованию - с ними возможно установление продуктивного сотрудничества. В настоящее время растет интерес к добровольному медицинскому страхованию.

     Необходимая популяризация, если не сказать пропаганда медицинского  страхования на государственном уровне. Медицинское страхование в соседних государствах является обязательным. Это первый элемент, который приучает граждан к страховому полису.

     Только  так государство привьет гражданам страховую культуру и привычку заботиться о своей жизни и своем здоровье самостоятельно. Страховщикам для развития медицинского страхования необходимо изменить подходы к проведению медицинского страхования, создавать гибкие условия страхования, разработать и проводить агрессивную маркетинговую политику, широкую разъяснительную и рекламную работу только все это в комплексе позволит достигнуть развития медицинского страхования на достаточно высоком уровне. [29, с. 8]

     Необходимо  введение строго бухгалтерского учета  в сфере здравоохранения, прозрачной калькуляции расходов и доходов, об оптимизации расходов денежных средств  на здравоохранение. 

     Развитие  частного медицинского страхования  также побуждалось бы переходом  модели оплаты медицинских услуг  по принципу «деньги вслед за пациентом». Это означает, что человек сам, принимая решение, в каком медицинском учреждении ему лечиться, а государство вместо общего и абстрактного финансирования больниц выделило денежные средства на лечение конкретных физических лиц. Такая система способствовала бы процессу образования частных лечебных учреждений, а люди могли выбирать, кому доверить свое лечение: государственному или частному заведению.

     Налоговые льготы, которыми на данный момент стимулируют  развитие страхования жизни в  Литве, могли бы по аналогии применяться  и к страхованию медицинских расходов в Беларуси. Физическое лицо при заключении договора о добровольном медицинском страховании медицинских расходов могло бы рассчитывать на снижение налога на социальное страхование или изменение необлагаемой налогами минимальной величины своих доходов.

     В стране назрела необходимость принятия закона «Об охране здоровья граждан», определяющим организационную основу системы охраны здоровья населения в республике, закона «О медицинской помощи», регламентирующий реализацию права граждан на получение медицинской помощи; законов «О правах пациентов» и «О правах, ответственности, обязанностях и социальной защите медицинских работников». Эти законы не только восполнят существующие пробелы правового поля и создадут исходную правовую базу, регулирующую отношения граждан в сфере медицины и здравоохранения.

     Таким образом, каждый гражданин Республики Беларусь должен будет сделать выбор между добровольным страхованием здоровья и платежам за услуги здравоохранения за свой счет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Медицинское страхование — это форма страховой деятельности и социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

     По  форме проведения выделяют обязательное и добровольное медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование вводится по инициативе государства, которое в форме закона устанавливает виды, условия и порядок внесения юридическими и физическими лицами средств в страховые фонды с целью обеспечения реализации общественных интересов. Добровольное медицинское страхование проводится на основе добровольно заключаемого договора между страхователем и страховщиком. При этом существенные условия договора определяются правилами соответствующего вида страхования, утвержденными страховщиком и согласованными с органом государственного страхового надзора.

     Современная медицина представлена тремя типами систем здравоохранения: государственной, страховой, частной. В ряду критериев  такого разделения одним из важнейших  является источник используемых здравоохранением финансовых ресурсов. По этому признаку представляется возможным выделить еще и смешанную систему здравоохранения, использующую все возможные источники финансирования, предусмотренные существующей в обществе в каждый отдельный его период законодательной базой.

     Во  всех экономически развитых странах проблеме финансирования здравоохранения уделяется самое пристальное внимание. Это объясняется тем, что, во-первых, в шкале ценностей здоровье рассматривается как самое главное благо; во-вторых, растут сами затраты на здравоохранение, так как с появлением новых болезней и поиском методов лечения возрастает объем научно-исследовательской работы и профилактических мероприятий; в-третьих, прогресс медицинской науки невозможен без затрат на оборудование, дорогостоящую диагностику, подготовку кадров. Можно сказать, что уровень развития медицины и качество предоставляемых ею услуг во многом определяются теми средствами, которые выделяются на ее нужды.

     Новая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения в России предполагает, что медицинское страхование должно осуществляться на многоуровневой основе и использовать для этого:

     · прежние каналы бюджетных ассигнований (для обязательного страхования наименее защищенных групп населения и для выполнения части социальных программ на республиканском и местном уровнях);

     · специальные внебюджетные фонды, (федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, формируемые из взносов предпринимателей и самодеятельных граждан на обязательное медицинское страхование);

     · средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

     ·  личные средства граждан;

     · безвозмездные и (или) благотворительные взносы или пожертвования;

     ·  кредиты банков и других кредиторов;

     ·  иные источники не запрещенные законодательством .

     Главная цель введения медицинского страхования - создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в  свою очередь позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и населения путем дополнительного страхования. Создается рынок медицинских услуг, который превращает руководителей лечебно-профилактических учреждений в продавцов этих услуг.

     В развитых государствах широкое распространение  получила практика страхования профессиональной ответственности врачей. Через механизм страхования возмещается только ущерб, который был причинен неумышленно, только в отношении случайных событий.

     Страхование профессиональной ответственности  врача оформляется специальным  полисом, в котором очень подробно формулируются основные и дополнительные условия страхования. Приобретение полиса по страхованию профессиональной ответственности гарантирует врачу, что страховая компания берет на себя защиту его интересов в судебных процессах и выплату компенсаций по тем искам, которые могут быть ему предъявлены

     В Республике Беларусь медицинское страхование  находится на стадии становления, поэтому страхование медицинских расходов по добровольному страхованию занимает незначительный удельный вес в общем объеме добровольного страхования. При этом следует отметить, что в Республике Беларусь осуществляется обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь.

Информация о работе Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе