Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть содержание медицинского страхования, порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в России и указать пути совершенствования медицинского страхования в РБ на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
дана характеристика содержания медицинского страхования, его роль и значение;
раскрыт порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в России;
освещены недостатки в организации медицинского страхования в Республике Беларусь и предложены перспективы его развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
Содержание медицинского страхования……………………………………...7
Содержание медицинского страхования, его роль и значение…………….7
Порядок формирования и использования фонда медицинского страхования в России………………………………………….………………………………...14
Порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в Российской Федерации……………………………………….…………………14
Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………..……………..30
3.1Недостатки в организации медицинского страхования и перспективы его развития………………………………………..……………………………………30 Заключение………..……………………………………………………………….35Список использованных источников…………………..

Файлы: 1 файл

Медицинсое страхование.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Платежи на обязательное медицинское страхование  неработающего населения осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации  за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. Расчет страховых взносов местных органов власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения производится по остаточному принципу исходя из нормативов, самостоятельно устанавливаемых в каждом субъекте Российской Федерации:

     Пн = (Стн-Св-Пн) / Чн,                                                                   (2.1)

     где:

     Пн  — величина платежа на неработающее население;

     Стн — стоимость выполнения базовой программы обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации;

     Св  — сумма страховых взносов  хозяйствующих субъектов (за работающее население);

     Пп  — прочие поступления;

     Чн  — среднегодовая численность  неработающего населения.

     При недостатке средств страховые взносы дотируются за счет соответствующих  бюджетов в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются  общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

     Тарифная  ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-ставкой. Она  состоит из совокупности нетто-ставки и нагрузки. В основу расчета рисковой нетто-ставки заложена стоимость курса лечения и вероятность наступления страхового случая.

     Следует отметить, что рисковая надбавка предназначена  для формирования запасного фонда. Это временно свободные средства, их можно использовать как кредитные ресурсы на началах возвратности в конце тарифного года. Рисковая нетто-ставка и рисковая надбавка составляют совокупную нетто-ставку.

     Вторая  часть страхового тарифа, нагрузка, составляет 30% брутто-ставки и включает расходы на превентивные мероприятия — 5%, расходы на ведение дел страховой компании — 10%. Прибыль в структуру тарифной ставки обязательного медицинского страхования не закладывается.

     Превентивные  расходы предназначаются для  проведения оздоровительных, физкультурных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, оздоровление производственной и бытовой сферы среди застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. Расходы на превентивные мероприятия должны соответствовать утвержденным нормативам для финансирования превентивных мероприятий.

     При выделении ассигнований на обязательное медицинское страхование необходимо дифференцировать тарифные ставки в  зависимости от половозрастного  состава страхователей, учитывая различия в потребности в медицинской помощи. [20, с. 211]

     Тарифы  на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, высшими исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

     Каждый  регион самостоятельно разрабатывает  и утверждает тарифы на медицинские  услуги. При этом заработная плата в тарифе на конкретную услугу при одинаковой сложности не зависит от категории стационара. Тарифы на услуги, не вошедшие в клинико-статистические группы, рассчитываются дополнительно. Тарифы даже не предусматривают затрат на ремонт оборудования, не говоря уже о финансировании развития материально-технической базы здравоохранения.

     Как было сказано ранее, базисом каждой модели обязательного медицинского страхования является порядок движения финансовых средств от страхователя в медицинские учреждения на возмещение затрат за оказанную медицинскую помощь застрахованному при наступлении страхового события. Законодательной базой предусмотрено три варианта движения финансовых средств:

     1. Движение финансового потока  от территориального фонда обязательного  медицинского страхования через страховые медицинские организации в медицинские учреждения.

     2. Финансирование медицинских учреждений  осуществляется через страховые  медицинские организации и непосредственно  территориальным фондом. Всеобщность  страхования обеспечивается филиалами территориальных фондов.

     3. Финансирование медицинских учреждений  осуществляется только территориальным  фондом. Функции страховщика выполняют  филиалы территориальных фондов  обязательного медицинского страхования.

     Наиболее  распространенной является схема, где территориальный фонд обязательного медицинского страхования является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне. Фонд финансирует медицинскую помощь населению через страховые медицинские организации и через свои филиалы. При этом денежные средства от территориальных фондов на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования могут перечисляться на счет головной страховой медицинской организации, на счета филиалов или непосредственно медицинским учреждениям. [20, с. 212]

     Сложившийся на различных территориях многообразный  порядок финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования определяет основу модели системы обязательного медицинского страхования. Существование различных схем финансовых потоков в регионах обусловлено рядом факторов, в числе которых:

     • различная степень готовности территорий к внедрению системы обязательного медицинского страхования;

     • финансовые возможности регионов;

     • национально-территориальные особенности;

     • политические аспекты.

     Выравнивание  финансовых условий деятельности территориальных  фондов по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации осуществляется фондом обязательного медицинского страхования путем предоставления средств нормированного страхового запаса бюджета бюджету территориального фонда на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования в виде субвенции. Величина нормированного страхового запаса определяется в размере до 15% от общей суммы дотаций, направляемых территориальным фондам обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, и утверждается федеральным законом о бюджете фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год. [20, с. 214]

     Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования средства нормированного страхового запаса в размере до 10% средств резервируются на случай возникновения критических ситуаций с финансированием обязательного медицинского страхования в результате стихийных бедствий, катастроф, террористических актов и других чрезвычайных обстоятельств в течение года.

     Необходимо  отметить, что ежегодно утверждаются правила финансирования расходов на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам  в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, за счет средств, перечисленных Фонду социального страхования Российской Федерации из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

     Кроме того, Фонду социального страхования  Российской Федерации ежемесячно перечисляются средства на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи в размере 25% суммы счетов по оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оплаченные страховыми медицинскими организациями (при их отсутствии — территориальными фондами обязательного медицинского страхования).

     Одной из наиболее острых проблем обязательного  медицинского страхования в России является то, что при поступлении средств обязательного медицинского страхования в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли. Сегодня тариф страхового взноса, составляющий 3,6% от фонда оплаты труда, не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть — это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи. [20, с. 218]

     Платежи за неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить.

     В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, качество же медицинской помощи определяется не результатами лечения, а использованием дорогостоящих технологий.

     Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно широким разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

     Результаты  сборов страховых взносов и наличие  задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость серьезной работы по совершенствованию методов сбора страховых выплат.

     Опыт  проведения в России в течение последних 15 лет масштабной реформы системы здравоохранения позволил выявить серьезные недостатки, требующие от государства внесения корректив, это: недостаточное финансирование отрасли; завышенный объем государственных гарантий, не обеспеченных финансированием; наличие двух автономных источников финансирования здравоохранения, и отсутствие действенных механизмов координации их деятельности; сегментация системы здравоохранения на федеральный, региональный и муниципальный сегменты, отсутствие системы стратегического и текущего планирования; избыточность и диспропорции лечебной сети медицинских учреждений; отсутствие системы стандартизации медицинских услуг; отсутствие хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений; недостаточность законодательной базы и нарушение действующего законодательства, регулирующего функционирование системы здравоохранения. [20, с. 220]

     Таким образом, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической  и клинической эффективности  ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения Российской Федерации на гарантированный государством объем медицинской помощи.

     Системы общественного здравоохранения во всех странах функционируют в условиях жестких финансовых ограничителей. Поэтому проблема увязки государственных обязательств предоставления населению медицинской помощи с финансовыми ресурсами — это универсальная проблема, которую вынуждены решать все государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 

     3.1 Недостатки в организации медицинского страхования в РБ и перспективы его развития

      

     В Республике Беларусь действует государственная  система здравоохранения, основанная на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений, что гарантирует населению бесплатную медицинскую помощь. В стране законодательно закреплен приоритет бюджетного финансирования медицины, а система обязательного медицинского страхования отсутствует.

Информация о работе Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе