Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа
Целью данной работы является анализ современного состояния системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, выявление основных проблем, сдерживающих ее развитие на современном этапе и возможностей их решения.
1. Основные цели и принципы формирования системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования
1.1. Содержание проблемы
1.2. Роль и место системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в жилищном финансировании
1.3. Цели и принципы развития системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования
2. Организация системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования
2.1. Задачи и функции основных участников рынка ипотечного жилищного кредитования
2.2. Основные стандарты и требования к долгосрочным ипотечным жилищным кредитам
2.3. Основные этапы и порядок процесса предоставления долгосрочных ипотечных жилищных кредитов
3. Организационно – экономический механизм привлечения кредитных ресурсов в сферу долгосрочного ипотечного жилищного кредитования
3.1. Рефинансирование кредиторов через систему коллективных инвестиций
4. Современное состояние правовой и организационной базы для развития системы жилищного финансирования в России
4.1. Совершенствование законодательной базы привлечения долгосрочных финансовых ресурсов в сферу ипотечного жилищного кредитования
5. Роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в содействии становлению системы ипотечного жилищного кредитования
5.1. Опыт финансирования приобретения и строительства жилья в регионах Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активная позиция органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного
самоуправления по созданию благоприятных
условий для различных
Особое значение при этом
имеет создание эффективной нормативной
базы на региональном и местном уровне.
Основная цель должна состоять в развитии
норм, установленных федеральным
законодательством с тем, чтобы
ускорить и упростить процедуры,
связанные с совершением сделок
купли – продажи, ипотеки, а также
созданием эффективной системы
государственной регистрации
На местном и региональном уровне рекомендуется принятие следующих законодательных и нормативных актов, способствующих развитию ипотечного жилищного кредитования:
– закон субъекта Российской
Федерации о развитии долгосрочного
ипотечного жилищного кредитования,
в котором найдут отражение вопросы
создания резервного фонда для временного
проживания граждан, не справившихся с
погашением ипотечного кредита, в период
обращения взыскания и
– инструкция учреждения юстиции
субъекта Российской Федерации –
регистратора прав на недвижимое имущество
и сделок с ним об особенностях
регистрации ипотеки жилого помещения,
приобретаемого за счет кредитных средств,
в целях обеспечения ускоренной
регистрации учреждением
– положение об организации информационного взаимодействия между органами регистрации граждан по месту жительства и кредиторами (залогодержателями) при предоставлении жилищных ипотечных кредитов, утвержденное распоряжением местных органов власти;
– порядок действия органов опеки и попечительства при принятии решения о согласии на передачу жилых помещений, права на которые имеют несовершеннолетние граждане, в ипотеку (залог) и на обращение взыскания на это помещение, а также обеспечения взаимодействия коммерческих банков и органов опеки и попечительства при ипотечном жилищном кредитовании.
5.1. Опыт финансирования приобретения и строительства жилья в регионах Российской Федерации
В ряде регионов Российской Федерации, в частности в г. г. Москве, Санкт – Петербурге и др., заложены законодательные и организационные основы функционирования системы ипотечного жилищного кредитования. В г. г. Москве и Санкт – Петербурге разработаны концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования, в основе которых лежит двухуровневая модель. В г. Москве она опирается на учрежденное Московское городское агентство по ипотечному кредитованию, в г. Санкт – Петербурге – на филиал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, созданного на федеральном уровне. Ведется работа с банками по ипотечным программам г. г. Москвы и Санкт – Петербурга.
Вместе с тем слабое развитие кредитной системы, низкие доходы и, соответственно, недостаточный платежеспособный спрос граждан на жилье в совокупности с отсутствием накоплений заставили органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также строительные компании искать промежуточные решения проблемы финансирования строительства жилья.
Можно выделить следующие основные подходы к решению проблемы привлечения средств населения в жилищную сферу и повышения доступности жилья.
Долевое строительство и продажа жилья в рассрочку
Инициатива использования этих вариантов привлечения средств населения принадлежит застройщикам. В условиях снижения платежеспособного спроса на жилье и ограниченности банковского кредитования застройщики, решая проблемы обеспечения ликвидности построенного жилья и собственного выживания, стали самостоятельно напрямую привлекать денежные ресурсы населения на условиях долевого участия в строительстве или путем продажи в рассрочку уже готового жилья. Рассрочка предоставляется в среднем на 1 – 2 года на сумму от 30 до 50 процентов стоимости жилья.
В данной схеме существует реальная возможность неоправданного затягивания возведения жилья, что позволяет строителям фактически бесплатно пользоваться привлеченными средствами граждан. Существует также риск незавершения строительства или удорожания жилья в ходе строительства. В случае предоставления рассрочки право собственности на жилье переходит к покупателю лишь после полной его оплаты.
Система жилищных сберегательных программ
Учитывая уже имеющийся зарубежный банковский опыт, ряд банков (Сбербанк России, банк "СБС – АГРО" и др.) предпринимали попытки разработать и внедрить проекты долгосрочных целевых жилищных накопительных схем, предполагающих сочетание накопительной и ипотечной программ. Смысл программы жилищных сбережений заключается в следующем:
– гражданин заключает
с банком договор, в соответствии
с которым он берет на себя обязательства
за определенный срок (свыше 1 года) накопить
определенную сумму денег, которая
явится первоначальным взносом при
получении ипотечного кредита;
– банк берет на себя обязательства предоставить
клиенту ипотечный кредит на приобретение
жилья в случае выполнения им условий
накопления и соответствия требованиям
банка при выдаче ипотечных кредитов.
Многие банки рассматривают открытие долгосрочных жилищных накопительных счетов как первый этап работы с клиентом в процессе кредитования, позволяющего собрать дополнительную информацию о доходах клиента, его платежеспособности, источниках получения средств. Учитывая преимущества жилищных вкладов и их благоприятную роль в деле формирования аналогов кредитных историй, банки проявляют значительный интерес к жилищным сберегательным программам и начинают рассматривать их как неотъемлемый элемент своей кредитной деятельности.
Отмечая положительную роль
накопительных счетов как источника
привлечения банками
Столкнувшись с падением
платежеспособного спроса на жилье,
застройщики стали
Такие схемы непосредственно
связаны с определенными
При данных схемах существует вероятность затягивания срока строительства и сдачи дома в эксплуатацию, что делает их более дорогими и рискованными для населения, так как для них характерны все риски, связанные с финансированием строительства.
Для эффективного функционирования
накопительных систем необходимо принятие
соответствующих
Региональные программы с использованием ресурсов региональных и местных бюджетов
Основа этих программ – активная роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в решении вопросов привлечения средств граждан в строительную сферу и использования ресурсов региональных и местных бюджетов.
Среди администраций ряда
городов получила распространение
идея создания специальных внебюджетных
фондов поддержки жилищного
Результаты этих программ определяются бюджетными возможностями регионов, объемами жилищного строительства, а также платежеспособным спросом на жилье на вторичном рынке жилья.
В некоторых других городах и регионах (Оренбургская область, Удмуртская Республика и др.) получили развитие схемы кредитования населения по кредитной ставке, намного ниже рыночной, через создаваемые внебюджетные фонды. Предоставление льготных процентных ставок по кредитам создает трудности для привлечения в систему ипотечного жилищного кредитования внебюджетных средств инвесторов. В связи с этим подобные схемы ограничены по масштабам кредитования и ложатся тяжелой нагрузкой на региональные бюджеты, которые в большинстве своем на сегодняшний день являются дефицитными.
В ряде регионов России (Белгородская область, Республика Башкортостан и др.), в основном в сельской местности, получили распространение схемы кредитования, в которых не используется кредитно – финансовый механизм. В Республике Башкортостан заемщики получают кредит (заем) в виде строительных материалов, а в Белгородской области рассматривается результативность подсобного хозяйства заемщика. При этом платежеспособность заемщика в общепринятом смысле слова не оценивается, поскольку возврат кредита (займа) осуществляется не в денежной, а в натуральной форме – в виде сельскохозяйственной продукции, которая впоследствии продается по ценам, устанавливаемым организаторами такого рода кредитования.
Замена денежных инструментов натуральными может привести к несоизмеримости затрат и результатов. Кроме того, достаточно сложно гарантировать возврат кредитов при отсутствии реального денежного эквивалента натуральных платежей по кредиту и его соответствия размеру кредитных ресурсов.
Муниципальные жилищные облигации
Одной из достаточно распространенных форм привлечения средств граждан и юридических лиц в жилищное строительство стал выпуск муниципальных жилищных облигаций или жилищных сертификатов (г. г. Москва, Санкт – Петербург, Саратов, Ульяновск и др.).
Основной смысл облигационного
займа заключается в
В предлагаемой схеме отсутствует возможность выбора гражданами квартиры, им предоставляется право на приобретение жилья только в определенных домах, по качеству не всегда отвечающих требованиям граждан.
Для того чтобы муниципальные
жилищные облигации стали
– они должны выполнять
функцию накопления, по ним устанавливается
определенный доход и их индексация отражает
изменение ситуации на финансовом рынке;
– они должны стать ликвидным финансовым
инструментом, обеспечивающим широкое
вовлечение средств инвесторов в жилищный
сектор.
Программы предоставления
предприятиями своим
Данные проекты основаны на принципе, в соответствии с которым работник получает от предприятия заем для оплаты жилья в размере 70 – 80 процентов его стоимости, а остальные 20 – 30 процентов обязан оплатить из собственных средств. Заем предоставляется предприятием, как правило, на льготных условиях – длительный срок (до 10 – 15 лет), без процентов или льготные проценты, возможность последующего частичного или даже полного списания задолженности работника перед предприятием.
При наличии у предприятия
собственных строительных мощностей
используется вариант продажи сотрудникам
построенного предприятием жилья по
себестоимости строительства
Данная схема реальна для прибыльных и устойчиво работающих предприятий, заинтересованных в закреплении кадров на длительный срок.
Все описанные выше подходы
к решению проблемы привлечения
средств населения в жилищную
сферу носят переходный характер
и соответствуют современному этапу
развития российской экономики. Они
активизируют рынок жилья и являются
необходимым этапом на пути становления
полномасштабной системы
Для кардинального прорыва в вопросе привлечения средств населения на жилищный рынок необходим системный подход на государственном уровне к развитию ипотечного жилищного кредитования населения. При отсутствии такого системного подхода отдельные разрозненные попытки решения проблемы потерпят поражение при столкновении с реальной экономической действительностью и недостаточным нормативным обеспечением данной сферы.
Информация о работе Тенденции развития системы ипотечного кредитования жилищного строительства