Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:09, реферат
В данной работе не случайно были затронуты проблемы страхования и страхового рынка. На мой взгляд, страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Страховой рынок как составная часть финансового рынка 4
1.1 Финансовый рынок, его роль в аккумуляции и распределении финансовых ресурсов. 5
1.2. Структура финансового рынка, дискуссионные вопросы структуры 7
1.3. Современное состояние финансового рынка РФ 9
2.РАЗВИТИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 10
2.1 Элементы страхового рынка 14
2.2 Виды страховых рынков 18
2.3. Государственное регулирование страховой деятельности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 33
Общее стремление всех страховщиков в этом бизнесе свести к минимуму риск, связанный с данными гарантиями, добиться страхования с нулевым коэффициентом потерь. Все это можно реализовать только с участием высокопрофессиональных специалистов, способных достоверно оценить риски, связанные с гарантией финансовых операций. В этой связи предоценочная функция (гарантированное размещение средств, анализ финансового состояния потенциального страхователя и др.) должна состоять в первую очередь из анализа
инвестиционного и коммерческого риска, реализуемости ценных бумаг, недвижимости и т. п.
Также очень важно, чтобы при этом тщательно учитывалось сохранение риска, и в случае любой неожиданности ее финансовое воздействие на страховщика не было катастрофическим. Исходя из сказанного основным критерием и девизом при страховании финансовых рисков является осмотрительность!
Страхование биржевых рисков - одна из форм защиты биржевых финансовых операций. Эти виды страхования пока еще слабо развиты в нашей стране и имеются лишь отдельные примеры их реализации. Например, в совершаемых сделках на российских биржах широко распространена предоплата, которая составляет до100 % стоимости покупаемого товара. При этом даже при наличной оплате нередки нарушения заключаемых контрактов. Это происходит вследствие отсутствия в законодательстве надежных санкций за неисполнение принятых обязательств.
Страхование валютных рисков имеет некоторые аналогичные действия со страхованием биржевых рисков. Но в большей части оно определено специфическими условиями внешнеэкономических связей.
В современных условиях становления российской рыночной экономики и расширения деловых и туристских связей с цивилизованными странами мира важнейшими элементами финансовых рисков являются валютные риски, которые представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении кредитных и иных валютных операций.
Участники международных экономических, в том числе и туристских отношений подвергаются разнообразным рискам, связанным с изменением цен на услуги после заключения контракта; отказом туроператора от приема туристов, с ошибками в документах при оплате услуг; со злоупотреблениями или хищениями валютных средств (выплат по поддельным авизо, банкнотам, чекам и т. п.); неплатежеспособностью покупателя или заемщика, а также с неустойчивостью валютных курсов; инфляцией и др.
Теоретически и практически все перечисленные риски могут и должны быть объектами страхования.
Особую роль в страховании валютных рисков играет опасность валютных потерь в результате изменения курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа в период между подписанием контракта (кредитного соглашения) и осуществлением платежа по нему, т.е. в основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства за период действия соглашения сторон. Валютным
рискам подвержены обе стороны соглашения, а также государственные и частные владельцы иностранной валюты.
Страхование банковских рисков
Страхование банковских рисков в России проводится с 1990 г органами государственного страхования, а с принятием Законов "О кооперации" в 1988 г. и "О страховании" в 1992 г. и страховыми организациями различных организационно-правовых форм: акционерными обществами закрытого и открытого типов (ЗАСО, ОАСО); акционерными страховыми компаниями (АСК); финансовыми страховыми группами (фСГ), государственными страховыми фирмами (ГСФ) и др.
Роль страхования банковских кредитов и его влияние наобщеэкономическую ситуацию в нашей стране трудно переоценить. В условиях постоянной нехватки оборотных средств и инвестиционных резервов практически все предприятия, в том числе и туристские организации, прибегают к краткосрочному или среднесрочному кредитованию.
Высокие процентные ставки Центрального банка РФ порефинансированию способствуют повышению ставок и коммерческих банков. Как следствие банки, проводящие экспертизы платежеспособности кредитозаемщиков, требуют достаточного обеспечения кредитов (поручительства, залога недвижимости и т. п.) со стороны заемщиков для обеспечения гарантий возврата кредитных вложений. Однако немногие предприятия и организации имеют такие возможности по предоставлению убедительных гарантий. В этом случае они
прибегают к гарантиям со стороны страховых компаний, которые за определенную плату (страховой взнос) со стороны .кредитозаемщика берут на себя всю полноту ответственности за возврат кредита и процентов.
Однако в силу неразвитости специализированного страхового .“аудита в нашей стране нет возможности проанализировать и оценить финансовое положение самих страховых компаний, В результате чего страховые компании оказываются довольно часто не в состоянии выполнить свои обязательства перед кредитодателем. Страховые компании в условиях недостаточного контроля за их деятельностью стремятся получить сию-
минутную выгоду из страховой деятельности. Они устанавливают чрезмерно высокие страховые взносы, что неизбежно ведет к повышению цен на товары и услуги заемщиков.
Страхование может выполнять роль надежного гаранта только там, где проявляет себя случайность и действует закон больших чисел. В то же время, выдавая потребительский кредит, например, на приобретение товаров длительного пользования, кредитодатель (банкир) практически лишен возможности проверить сразу же платежеспособность кредитозаемщика. При большом числе кредитов некоторые из них не будут оплачены своевременно. Это типично страховой риск, и в цивилизованных странах с рыночной экономикой страхование платежей, например, по векселям и другим ценны” бумагам, учтенным в банках, является распространенной
практикой.
Принятие на себя соответствующего риска по выдаче кредита - это профессия банкира, за которую он получает процентное вознаграждение. Это типично предпринимательский риск, который, как уже было сказано, является источников предпринимательской прибыли банков. Однако риск не всегда заканчивается положительным результатом. Банкиров подстерегают опасности потерь в результате не возврата (непогашения) кредита или неуплаты процентов, причитающихся по договору кредитования. При этом платежеспособность заемщика, особенно в условиях инфляции и слабой законодательной базы, не является неизменной категорией: в момент заключения договора она может быть положительной по всем показателям (наличие контрактов, недвижимости, средств на расчетном счете в банке и т. п.), но это еще не может служить гарантией того, что кредит или ссуда будут своевременно и в полном объеме возвращены кредитодателю к истечению срока действия кредитного договора. В этой ситуации одни из наиболее приемлемых и цивилизованных способов защит банковских операций по кредитованию является страхование банковских рисков.
Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.
Страховой рынок как часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования и контроля в целях его развития на основе баланса экономических интересов страховщиков, их клиентов(страхователей) и государства. Государство регулирует страховой рынок в комплексе, как единую систему. Формы и методы государственного регулирования страхования делятся на две группы: административные(прямые) и экономические(косвенные), причем преобладающими для современной страховой системы являются административные методы. Система административного регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено - орган страхового надзора. Экономические регуляторы - это меры косвенного воздействия на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы (налогообложение, политику Центрального банка и др.).
Основным органом осуществляющим государственный контроль за страховой деятельностью в РФ является Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, однако в регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы - налоговые, антимонопольные, Центральный банк.
Регулирующая роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей:
1. Регистрация и лицензирование
2. Обеспечение гласности
3. Поддержание правопорядка в отросли
Государственное регулирование начинается на этапе допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования выступают процедуры регистрации и лицензирования страховщиков. Регистрация страховых организаций принципиально отличается от обычной процедуры регистрации юридических лиц. Она проходит в два этапа. Сначала страховая копания проходит регистрацию как предпринимательская структура. Затем она должна пройти регистрацию и быть внесена в реестр в органах страхового надзора, где параллельно с регистрацией производиться лицензирование.
Лицензирование деятельности страховых компаний -это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.
Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.
При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Минимальный размер уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.
Действующим порядком предусмотрено, что для получения лицензии страховщик, прошедший государственную регистрацию (в регистрационной палате), должен представить Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ следующие документы:
• программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;
• правила или условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного капитала, запасных или аналогичных фондов;
• статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.
Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа,
В случае не обеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.
Для осуществления возложенных задач Департамент страхового надзора имеет право:
• проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;
• получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;
• осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;
• контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности Департамент страхового надзора имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования.