Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 23:01, курс лекций
Объектом страхования средств воздушного транспорта являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением воздушным судном, вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) средства воздушного транспорта, включая моторы, мебель, внутреннюю отделку, оборудование и т.д.
Тема 2. Страхование средств воздушного транспорта.
1.Объекты страхования.
Объектом страхования средств воздушного транспорта являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением воздушным судном, вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) средства воздушного транспорта, включая моторы, мебель, внутреннюю отделку, оборудование и т.д.
Зарубежная практика относит к сфере авиационного страхования такие виды страхования, как страхование авиазапчастей и двигателей, пассажиров от несчастных случаев, членов экипажей, авиадиспетчеров от риска утраты возможности заниматься их профессиональной деятельностью, ответственности производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей.
Страхователями воздушных
судов являются коммерческие авиаперевозчики,
промышленные и коммерческие компании,
имеющие собственные
Страхователями воздушных
судов выступают также
2. Договор страхования.
Страхователь обязан сообщить страховщику все известные сведения об особенностях летательного аппарата, снижающих безопасность полетов, соблюдать все требования эксплуатационно-технической документации и выполнять указания компетентных властей, касающиеся безопасности полетов.
Страховая сумма при страховании ВС может быть установлена в размере, не превышающем его страховой стоимости, т.е.действительной стоимости судна на момент заключения договора страхования.
Установленная договором страхования страховая сумма может быть меньше страховой стоимости ВС. По таким договорам ВС страхуются на условиях «только от полной гибели ». Если договора страхования ВС с заниженной страховой суммой заключен на условиях «от всех рисков», тот в него обычно включается оговорка «О составных частях ВС», по которой стоимость расходов в связи с повреждением недострахованного ВС возмещается в долевом порядке в соответствии с предварительно согласованным процентным соотношением стоимости каждого компонента судна и его общей стоимости.
При страховании на условии « только от полной гибели» страхователю при наступлении страхового случая - полное разрушение, конструктивная или согласованная гибель ВС ( конструктивная гибель судна признается, когда стоимость восстановления ВС вместе с сопутствующими расходами превышает оговоренную сторонами сумму, согласованная полная гибель – признание ВС погибшим при невозможности или нецелесообразности его спасения или восстановления вследствие объективных причин (падение судна в море и т.п.)) - выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы.
Обычно ВС признается полностью погибшим, если стоимость его восстановления или спасения, включая сопутствующие расходы, превышает 75% согласованной страховой суммы.
При страховании ВС «от всех рисков» страхователю выплачивается страховое возмещение не только при гибели судна, но и при его повреждениях, возникших по любым причинам, кроме специально установленных как исключения (оговорки) в полисе. Такие условия страхования называются также страхованием от «гибели и повреждений ».
Договор страхования может быть заключен на конкретные полеты (при этом указываются пункты начала и окончания рейса, пункты промежуточных посадок) и на определенный срок (здесь фиксируются срок страхования и районы эксплуатации воздушного средства). При страховании на рейс ответственность страховщика обычно начинается в момент запуска двигателей на аэродроме взлета и оканчивается в момент выключения двигателей на стоянке аэродрома прибытия.
Факт заключения договора страхования средств воздушного транспорта подтверждается страховым полисом. Один из первых полисов по страхованию ВС на случай авиакатастрофы был выдан перед первой мировой войной в Лондоне. Лондонский страховой рынок продолжает оставаться одним из основных центров авиационного страхования и перестрахования, на котором представлено подавляющее большинство страховых компаний, объединений, пулов, а также брокеров, сюрвейеров и других юридических и физических лиц, связанных со страхованием авиационных рисков во многих странах мира.
В полисе по страхованию ВС могут включаться такие важные условия, как :
- пропажа ВС;
- вынужденная посадка и расходы по спасению ВС ( в случае посадки ВС в связи с форс-мажорными обстоятельствами и невозможности взлета с места такой посадки расходы возмещаются в обусловленных пределах (обеспечение взлета или транспортировка ВС));
- стоимость ремонта поврежденного ВС (оговариваются условия и пределы соответствующего возмещения расходов, если признано, что повреждение имело место вследствие страхового случая);
- установление полной гибели ВС;
- право на абандон
(по условиям договора
В полисы по страхованию ВС (в первую очередь с реактивными двигателями) часто включается условие о возмещении ущерба, который может быть нанесен в результате единовременно зарегистрированного попадания в двигатель постороннего предмета. В этих случаях обычно повреждаются лопатки компрессора турбины и другие элементы турбореактивных, турбовинтовых, турбовентиляторных, винтовентиляторных двигателей.
Тема 3. Страхование грузов.
1.Условия страхования грузов.
Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанное с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие повреждении или уничтожения (пропажи) груза, независимо от способа его транспортировки.
Сущность страхования грузов в том, то страховщик за страховую премию обязуется возместить страхователю убытки, которые могут возникнуть при транспортировке грузов от поставщика к покупателю вследствие оговоренных событий – страховых случаев, возникающих в результате реального проявления риска. Страхование распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и вероятности наступления страхового случая.
Риск, который несет страховщик
при страховании
Для определения степени риска страховщику необходимо иметь данные, характеризующие груз:
- вид груза: точное
- особые свойства и
- перевозочные документы;
- размещение (загрузка) в транспортном средстве: внутри, снаружи, навалом, насыпью, наливом, крепление и сепарация груза;
- маршрут следования: пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
- право на регресс (суброгацию) и др.
Ответственность страховщика перед страхователем ограничивается страховой суммой, определенной в договоре страхования. При страховании имущества, если договором не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать его действительную стоимость (страховую стоимость), каковой является стоимость имущества в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не выше стоимости груза, указанной в счете поставщика с включением расходов по перевозке, если не обусловлено иного.
2.Договор страхования грузов.
Условия заключения договора страхования грузов аналогичны существенным условиям в любом другом виде имущественного страхования.
При заключении договора
страхования страховщику
В случае возникновения
споров между сторонами о причинах
и размерах ущерба каждая из сторон
имеет право потребовать
Расходы на проведение экспертизы по случаям, признанным после её проведения и не относящимся к страховым, возмещаются страхователем.
Страхование грузов позволяет наиболее полно защитить интересы отечественных грузовладельцев, создает необходимые и достаточные условия для эффективной внутренней и внешней торговли, обеспечивает стабильность экономических процессов, а также способствует решению возникающих экономических проблем.
| |||
| |||
|
Тема 4. Страхование финансовых рисков.
Страхование финансовых рисков представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потери доходов (дополнительных расходов) лица, о страховании имущественных интересов которого заключен договор (застрахованного лица), вызванных следующими событиями:
а) остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных событий;
б) потеря работы (для физических лиц);
в) банкротство;
г) непредвиденные расходы;
д)неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;
е) понесенные застрахованным лицом судебные расходы (издержки);
ж) иные события.
Страхование финансовых рисков должно проводиться страховщиком на основан и особых правил страхования, учитывающих специфику порядка и условий его проведения и содержащих исключительный перечень страховых рисков и страховых случаев (объем ответственности страховщика).
Страхование финансовых рисков не может предусматривать обязанности страховщика по страховым выплатам в случаях, если имело место умышленное неисполнение (ненадлежащее исполнение) контрагентом застрахованного лица договорных обязательств перед застрахованным.
Если правилами и
договором страхования
Важное значение отводится страхованию на случай возможной потери ожидаемой прибыли или недополучения дохода вследствие: нарушения процесса производства; невыполнения контрактов со стороны поставщиков продукции; изменения рыночной конъюнктуры.
Страхование оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Информация о работе Страхование средств воздушного транспорта