Страхование предпринимательского и банковсого риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:05, контрольная работа

Краткое описание

Современный российский рынок представляет возможность широкого выбора товаров, работ, услуг, партнеров, контрагентов и свободу договора. В настоящее время в нашей стране повышается интерес к страховому делу, что объясняется рядом факторов: с одной стороны, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, с другой - наличие самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые действуют на свой страх и риск при конкуренции.

Оглавление

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
1.Понятие и виды страхования предпринимательского риска………………4
1.1. Виды предпринимательских рисков……………………………………...……4
1.1.1. Политический риск……………………………………………………………4
1.1.2. Технический риск……………………………………………………………..5
1.1.3. Производственный риск…………………………………………………..….6
1.1.4. Коммерческий риск……………………………………………………….…..6
1.1.5. Финансовый риск………………………………………………………….….7
1.1.6. Кредитный риск……………………………………………………………….8
1.1.7. Инновационный риск…………………………………………………………8
1.2. Развитие страхования предпринимательских рисков в РФ…………………..9
2. Страхование банковских рисков……………………………………………..11
2.1. Виды банковских рисков……………………………………………………...12
2.2. Страхование специфических банковских рисков……………………………13
2.2.1. Страхование депозитов…………………………………………………..….13
2.2.2. Страхование кредитов…………………………………………………….…16
2.2.3. Страхование электронных и компьютерных преступлений…………..….17
2.2.4. Страхование эмитентов пластиковых карт…………………………….…..18
3. Задача………………………………………………………………………….…20
Заключение………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы……………………………………………...23

Файлы: 1 файл

КР тема №8.docx

— 58.17 Кб (Скачать)

 

2.2. Страхование  специфических банковских рисков.

2.2.1 Страхование депозитов

 

Главным предметом дискуссий по поводу страхования депозитов является вопрос о стимулах, которые должны быть заложены в продуманной системе  защиты вкладов. Эти стимулы касаются всех заинтересованных лиц мелких и  крупных вкладчиков, заемщиков, банковских менеджеров, государственных руководителей, отвечающих за разработку экономической  политики. Каждая заинтересованная сторона  должна видеть в системе защиты депозитов  выгоды для себя. Спектр выгод может  быть очень широким - начиная от вполне очевидных (сохранение своих денег - стимул для мелких вкладчиков) до масштабных (обеспечение финансовой стабильности в условиях нежизнеспособности банковской системы). Если попытаться создать систему  защиты депозитов, которая отвечала бы всем разнородным интересам, то такая  система не могла бы работать. Стимулы  должны быть выверены так, чтобы они  вынуждали все стороны действовать  рационально в интересах поддержания  стабильности экономики. Стимулы должны способствовать укреплению дисциплины в банковском секторе. Вместе с тем  следует воздержаться от мер, оказывающих  влияние на внутреннее управление банками  и на рыночные механизмы, заставляющие крупных вкладчиков искать надежный банк, а также от формального регулирования  банковской системы.

Чтобы система защиты депозитов  имела дисциплинирующий характер и  при этом не противоречила рыночным стимулам, должны быть соблюдены следующие  условия: она должна быть закреплена законодательно; быть обязательной; сопровождаться четко разработанными методиками расчетов, оценок заимствований, регулирования  и контроля. Кроме того, компетентным государственным ведомствам должны быть предоставлены полномочия и  необходимая информация для реформирования банков-банкротов и принятия мер  в отношении неплатежеспособных банков. Систему защиты следует вводить  только после реструктуризации банков. Она должна охватывать все банки  независимо от их размеров и форм собственности  - крупные и мелкие, частные и государственные; обеспечивать ограниченное покрытие по всем видам депозитов и быструю выплату компенсаций в случае банкротства банка.

Для мелких вкладчиков важнее всего, чтобы их сбережения были в сохранности. Они будут с доверием относиться ко всей банковской системе, если будут  уверены в этом. Страхование депозитов  позволит предотвратить панику среди  мелких вкладчиков. Довольно высокий верхний предел создает дополнительный стимул для сбережений. Страхование депозитов освобождает мелких вкладчиков от необходимости постоянно отслеживать финансовое положение банка. В отличие от мелких вкладчиков крупные имеют возможности для мониторинга деятельности своего банка и поэтому - при условии строгого соблюдения всеми рыночной дисциплины - не испытывают необходимости в неограниченной защите своих депозитов. Их не будет стимулировать тот факт, что страхование депозитов позволит им выйти из трудного положения. Для этой группы важнее вопрос о сумме, которая может быть застрахована, и об условиях страхования.

Кроме того, следует определить условия  страхования вкладов в иностранной  валюте. Величина верхнего предела  суммы вклада будет воздействовать на общую сумму требований, размещенных  в банковской системе. Низкая сумма  верхнего предела позволит защитить большинство вкладчиков, но не корпорации, которым доступна информация о финансовом состоянии банков.

Величина верхнего предела суммы, подлежащей страхованию, не должна формировать  у крупных вкладчиков ошибочного представления о том, что они  могут позволить себе не интересоваться степенью надежности банка. Система  страхования должна предупреждать  их о том, что в случае банкротства  банки перекладывают свои потери на своих не застраховавшихся вкладчиков. Издержки страхования крупных вкладчиков не должны быть высокими.

Недостаточно точно разработанная  система страхования депозитов  может отрицательно сказаться на финансовом положении и предпринимательской  деятельности заемщиков, у которых  может сложиться ошибочное представление  о надежности банка. Чтобы предотвратить  такую ситуацию, необходимо провести точную классификацию займов, определить резерв на покрытие ненадежных и сомнительных долгов по кредитам, обеспечить капитализацию  доходов банков.

Защита депозитов, сдерживая массовое изъятие вкладов, завлекает контролеров  государственных ведомств, ответственных  за регулирование банков, в ловушку: она дает отсрочку банкам от приближающегося  банкротства, что отвечает их интересам, но не интересам экономики в целом.

Политические лидеры часто склонны  откладывать принятие мер в отношении  банков, находящихся под угрозой  банкротства. Последствия задержки принятия мер контролирующими банки  государственными органами могут быть очень значительными, причем не только для финансовой системы, но и для  экономики в целом. В частности, когда действует система страхования  депозитов, ухудшение положения  отдельных банков может быть незаметным для налогоплательщиков, которые  представляют собой разрозненную группу, не способную эффективно лоббировать  свои интересы. Эффективная система  страхования банковских депозитов  должна минимизировать число банкротств банков, решать связанные с этим проблемы быстро и с минимальным  ущербом как для самих банков, так и для правительства, не нарушая  при этом работу финансового рынка. Создание такой эффективной системы  предполагает следующие последовательные шаги:

1. Создание политического и законодательного  базиса для обязательной системы  страхования банковских депозитов. 

2. Анализ структуры банковской  сферы с целью выбора схемы  страхования банковских депозитов.  Система должна в одинаковой  степени распространяться как  на крупные, так и на мелкие  банки. Вместе с тем она должна  учитывать специфику методов  оздоровления банков разных форм  собственности. Банкротства частных банков вполне допустимы. Иное дело государственные банки. Если в результате предоставления ссуд финансовое положение государственного банка пошатнулось, ему может быть предоставлена дотация. При этом оплата расходов по оздоровлению государственного банка может быть переложена на повышенные страховые премии.

3. Формирование административных  рамок, соответствующих выбранной  системе страхования банковских  депозитов. Еще до "старта" новой  системы государственные ответственные  лица должны исследовать капитал  и кредитный портфель каждого  банка. Только на основе такого  исследования можно делать вывод  о включении отдельных банков  в систему страхования. 

4. Обеспечение независимости государственного  ведомства, ответственного за  систему страхования банковских  депозитов, в принятии решений  о банкротстве банков. Это ведомство  должно инвестировать свои ресурсы  осторожно и иметь право брать  взаймы под будущие доходы. Очень  важно, чтобы законодательный  базис защиты депозитов был  четким и определенным в отношении  прав собственности, закрытия  обанкротившихся банков и независимости  контролирующего ведомства от  центрального банка. На ведомство  не должно оказываться политическое  давление. Центральный банк, контролирующее  ведомство и ведомство, отвечающее  за страхование, должны координировать  свою деятельность. Это позволит  повысить действенность предписаний,  быстро принимать меры и закрывать  обанкротившиеся банки. 

5. Обеспечение системы страхования  банковских депозитов необходимым  финансированием и квалифицированным  персоналом.

Первоначальные средства для финансирования могут быть получены за счет разных источников:

* стартового налога на все  банки; 

* налога, распределенного между  коммерческими банками, центральным  банком и казначейством; 

* исключительно государственного  финансирования;

* заимствования финансовых средств,  право на которое предоставляется  агентству, отвечающему за страхование  банковских депозитов. 

6. Стандартизация операций по  страхованию банковских депозитов.  Следует использовать методику, испытанную в страховых компаниях,  в частности методы гарантирования, контроля, распределения рисков, установления  страховых премий.

7. Составление плана действий  на случай кризиса всей банковской  системы. Обычно страхование обеспечивает  защиту от банкротств изолированных  банков. Во время кризиса банковской  системы происходят массовые  и взаимосвязанные банкротства  банков. Если в этой ситуации  у государства есть адекватная  база налоговых доходов, то  оно может сдержать кризис. Для  этого важно ввести в действие  механизм, позволяющий дополнительно  профинансировать систему защиты банковских депозитов. Государственные деятели не должны забывать о необходимости укрепления уже имеющихся и о формирования новых побудительных стимулов к соблюдению рыночной дисциплины всеми заинтересованными сторонами.

 

2.2.2 Страхование кредитов

 

Страхование, наряду с системами  технической, физической и информационной безопасности, является важным элементом  в системе защиты банков от преступных посягательств.

Риск и бизнес - это два неразделимых понятия, избежать риска нельзя, его  можно только минимизировать. В принципе, ни одна компания не может говорить о том, что она полностью защищена от преступных посягательств как  изнутри, так и извне. Только благодаря  комплексному подходу к решению  проблем безопасности и правильному  сочетанию различных ее составляющих, в том числе и страхования, как одного из наиболее важных факторов по минимизации риска, можно чувствовать  себя в безопасности.

К наиболее рискованными операциям  банков, с точки зрения совершения преступлений, относятся следующие: кредитование, перевод денег по электронной  системе, а также хранение и перевозка  наличности и некоторые другие операции.

Выдача кредитов относится к  банковским операциям с очень  высокой степенью риска. Большинство  хищений в особо крупных размерах, совершенных при выдаче кредита, часто обнаруживается только по истечении  значительных сроков времени с момента  их совершения. Кроме того, совершаются  они в основном при сговоре  работников банков с заемщиками, а  преступления, совершенные группой  заговорщиков, обычно относятся к  трудно раскрываемым.

Вероятно, степень риска при  проведении данного вида банковских операций столь высока из-за того, что  они совершаются без предварительно разработанного плана. Чаще всего это  происходит путем подкупа сотрудника кредитного отдела клиентом с помощью щедрых подарков. Для избежания подобных случаев в банке должны существовать четкие правила, регламентирующие взаимоотношения между сотрудниками банка и клиентами, особенно в отношении получения служащими подарков от клиентов или других вознаграждений. Введение подобных правил не остановит тех служащих, которые от природы склонны к мошенничеству, однако, благодаря этому можно избежать случайного вовлечения потенциально честных служащих в преступления.

Другим уязвимым местом при выдаче кредита является получение кредита  третьими лицами при участии посредников, например, при выдаче кредитов на приобретение оборудования или транспортных средств, которое осуществляется при участии  дилера. Меры безопасности при выдаче подобного кредита должны включать в себя детальный анализ кредитоспособности заемщика и надежности лица, представляющего  его интересы.

2.2.3. Страхование электронных и компьютерных преступлений

 

В начале 80-х годов со стороны  финансовых учреждений США в адрес  пакета документов по комплексному страхованию  банков (В.В.В.) начали поступать нарекания  по поводу того, что предлагаемые виды страхового покрытия не учитывали процессы компьютеризации деятельности финансовых институтов. Виды страховых покрытий, предлагаемых В.В.В., были направлены на компенсацию убытков от мошенничества  в отношении физического имущества - денежной наличности, чеков, ценных бумаг  и т.п., в то время как у банков возникла потребность в получении  страхового покрытия убытков от электронных  и компьютерных преступлений. В ответ  на возникший спрос андерайтеры  Ллойда разработали полис страхования  финансовых учреждений от электронных  и компьютерных преступлений, совершенных  третьими лицами.

Страхование от компьютерных преступлений стало стандартным видом страхования, приобретаемым инвестиционными банкирскими домами, дилерскими фирмами, страховыми компаниями, и крупными транснациональными коммерческими компаниями, осуществляющими переводы своих денежных средств, а также несущими ответственность за сохранность средств своих клиентов при клиринговых и депозитных операциях.

Полис Ллойда предлагает свой подход к проблеме страхового риска, выделяя  ряд объектов страхования в соответствии с существующими факторами риска. По данному полису выделяются следующие  объекты покрытия:

1.Страхование компьютерных систем  банка от несанкционированного входа. По данному полису страхователю возмещается убыток в случае, если он перевел, оплатил или поставил какие-либо средства или имущество, открыл кредит, оплатил счет или осуществил любой другой вид выплат в результате несанкционированного входа третьих лиц в компьютерную систему страхователя.

2.Страхование банков от нелояльности  персонала, временно выполняющего работу для страхователя по контракту. По данному полису страхователю возмещаются убытки, нанесенные ему независимыми консультантами и другими сотрудниками, выполняющими определенные работы для банка по контракту и не являющимися его постоянными сотрудниками, в результате осуществления мошеннических модификаций в компьютерных программах, независимо от способа внедрения в компьютерную сеть страхователя.

Информация о работе Страхование предпринимательского и банковсого риска