Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:23, курсовая работа
В современной внешней торговле страхование выступает в роли финансового стабилизатора, позволяющего
коммерсанту компенсировать убытки, которые он терпит вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих урон бизнесу, получить защиту от случайного (но не от неизбежного) ущерба, возникающего при перевозке грузов, более свободно рисковать своим капиталом, перенося финансовую ответственность в случае убытка на страховщика, немного увеличить масштабы своих операций. Обеспечивая страховую защиту своему бизнесу, предприниматель освобождается от необходимости формирования резервов (запасов) на случай непредвиденных обстоятельств.
Введение……………………………………........................................................................ 3
Глава 1.Общие принципы страхования грузоперевозок..................................................4-8
1.1Классификация страхования грузов………………………………………..8-10
1.2 Заключение договора страхования………….................................................10-15
1.3 Взаимоотношение сторон при наступлении страхового случая …..……..15-20
Глава 2. Типы торговых сделок.......................................................................................20-21
2.2 Особенности страхования карго…………........................................................21-23
Заключение……………………………………………………………..............................24
Список литературы………………………………………………………………………..25
1.3. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
Для получения страхового
возмещения страхователь (выгодоприобретатель)
должен предъявить страховщику заявление
о страховом случае с грузом и о требовании
к страховщику по выплате страхового возмещения.
К заявлению прилагаются страховой полис
(подлинник), документы компетентных органов,
подтверждающие факт, обстоятельства
и причины наступления страхового случая
с грузом и его последствия (заключения,
акты осмотра, уценки, экспертизы груза;
страховой акт или аварийный сертификат;
«морской протест» и т.п.). Кроме того, документами
же подтверждается право заявителя на
застрахованный груз (транспортные накладные,
грузовые квитанции, счета-фактуры, коносамент,
договор купли-продажи).
Страхователь обязан передать страховщику
все документы и доказательства, необходимые
для осуществления страховщиком, выплатившим
страховое возмещение по страховому случаю
с грузом, перешедшего к нему права требования
страхователя к виновному лицу, ответственному
за убытки (ч. 1—3 ст. 965 ГК РФ).
Страховщик, получив от страхователя уведомление
о страховом случае с грузом, проверяет,
является ли произошедшее событие страховым
случаем. Если произошедшее событие признано
страховым случаем с грузом, то страховщик:
Размер страхового возмещения,
выплачиваемого страхователю (выгодоприобретателю),
зависит от размера ущерба, причиненного
страховым случаем грузу, страховой суммы,
на которую груз был застрахован, и ее
соотношения со страховой стоимостью
груза, а также от вида ответственности
страховщика по договору страхования.
Размер ущерба определяется в зависимости
от последствий страхового случая для
застрахованного груза.
При фактической гибели (уничтожении),
хищении (утрате) груза или полной его
порче размер ущерба (убытков) равен страховой
стоимости этого груза. Если страховая
сумма застрахованного груза установлена
в договоре страхования равной его страховой
стоимости, то ущерб возмещается страховщиком
в полном размере. При наличии франшизы
(безусловной) размер возмещения ущерба
уменьшается на ее величину.
При повреждении груза вследствие страхового
случая ущерб может устанавливаться путем:
Наиболее полным является установление размера ущерба по виду страхования груза «с ответственностью за все риски». В этом случае в размер ущерба включаются убытки как от погибшего (уничтоженного), утраченного (похищенного), полностью испорченного груза, так и от части поврежденного из всего перевозимого груза вследствие любых страховых событий, являющихся проявлением рисков из полного их перечня в правилах страхования грузов.1
При страховании
груза «с ответственностью за частную
аварию» в размер ущерба включаются аналогичные
указанным по предыдущему виду ответственности
страховщика убытки, но явившиеся следствием
лишь определенного договором страхования перечня
страховых событий как проявления ограниченного
состава страховых рисков против указанного
в правилах страхования грузов полного
их перечня.
Относительно ограниченным является установление
размера ущерба по страхованию «без ответственности
за повреждение, кроме случаев крушения».
В этом виде ответственности в размер
ущерба включаются убытки от гибели (уничтожения),
утраты (похищения) или полной порчи застрахованного
груза вследствие определенного договором
страхования перечня страховых событий,
являющихся проявлением состава рисков,
предусмотренного правилами страхования
грузов. Однако при событии, признаваемом
крушением, в общий размер ущерба включаются
и убытки от повреждения застрахованного
груза, явившиеся следствием проявления
указанных рисков.
Если в
результате крушения имеется
погибшее (уничтоженное), утраченное
и поврежденное имущество (груз), то
при данном виде ответственности страховщика в ущерб включается
общая величина убытков, включая убытки
от повреждения груза.
Страховщик вправе отказать в выплате
страхователю страхового возмещения убытков,
возникших вследствие событий и их последствий,
которые не признаются страховыми случаями.
Кроме того, страховщик вправе отказать
страхователю в выплате страхового возмещения
(частично или полностью) в случаях, если:
страхователь (выгодоприобретатель) не уведомил страховщика (его представителя) о наступлении страхового случая в срок и способом, указанным и в договоре страхования грузов (ч. 1 и 2 ст. 961 ГК РФ);
Глава 2. Типы торговых сделок
В международной торговле при
заключении торговых контрактов широко
используются общепринятые стандартные
условия поставки товаров, которые определяют:
выполняемые сторонами операции по перевозочному,
погрузочно-разгрузочному процессам;
обязанности по страхованию груза и фрахта,
оформлению необходимых транспортных,
платежных, экспортно-импортных документов;
момент передачи-принятия сторонами товара
и переход риска его гибели, повреждения,
утраты от продавца к покупателю; порядок
и момент расчетов между участниками сделки.
В этих стандартных условиях нашли отражение
«оговорки» ИЛС по страхованию судов и
грузов. Наиболее распространены
четыре основных типа
торговых сделок,
обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ, ФАС.
1. Контракт (сделка) на условиях CIF (cost, insurance and freiqht
— «стоимость, страхование и фрахт») обязывает
продавца товара нести затраты по доставке
груза в порт отправления, его погрузке
на судно, оплате фрахта и страхования
груза от морских рисков до момента передачи
товара перевозчиком покупателю в порту
назначения.
После оплаты судовладельцу фрахта риск
его (стоимости фрахта) утраты в результате
страхового случая несет владелец груза
(продавец товара). В этом случае договор
страхования груза включает и страхование
фрахта. В зарубежной практике морского
страхования страхование фрахта охватывает
обычно общую сумму, представляющую имущественный
интерес страхователя, связанный с зафрахтованным
тоннажем, а именно: стоимость фрахта,
прибыль на расходы по оплате фрахта; плата
за страхование фрахта (стаховая премия).
Продавец товара оформляет также документы
на вывоз (экспорт) товара, включая уплату
таможенной пошлины.
По условиям сделки CIF продавец товара
отправляет покупателю все необходимые
документы по стоимости товара, перевозке
его морским транспортом и по страхованию
груза и фрахта. При наличии этих документов
покупатель может распоряжаться купленным
товаром по своему усмотрению еще до получения
его, в частности, может перепродать товар
другому лицу.
Физическое присутствие продавца при
передаче груза перевозчиком покупателю
в порту назначения не требуется.
2. При сделке на условиях FOB (Tree on board — «свободно
на борт») продавец обязан доставить груз
(товар) в порт отправления и погрузить
на борт судна. После этого обязательство
продавца по контракту считается исполненным.
Все операции и расходы с момента погрузки
товара на борт судна, а также риски гибели,
повреждения, утраты груза несет покупатель.
Фрахтование тоннажа, оплата фрахта, страхование
груза и фрахта от морских рисков во время
перевозки до момента прибытия в порт
назначения являются обязанностями покупателя.
Документы на вывоз (экспорт) товара, включая
уплату таможенной пошлины, оформляет
в этом случае продавец товара.
3. Сделка на условиях FAS (free alongside ship —
«свободно вдоль борта судна») обязывает
продавца доставить товар (груз) в порт
отправления, разгрузить и разместить
его вдоль борта судна в указанном покупателем
(его представителем) месте для последующей
погрузки на борт судна последним. С этого
момента (с размещения вдоль борта судна)
обязательство продавца по сделке считается
исполненным и все расходы и риски гибели,
повреждения или утраты товара начиная
с его погрузки на борт судна в порту отправления
до прибытия в порт назначения несет покупатель.
Он покрывает расходы по стоимости товара,
его погрузке, по оплате фрахта, страхования
груза и фрахта, а также таможенных тарифов.
Покупатель же оформляет документы на
вывоз товара.
4. Контракт на условиях CAF (cost and freight — «стоимость
и фрахт») возлагает на продавца товара
обязанности по доставке товара (груза)
в порт отправления, фрахтованию тоннажа
и оплате фрахта, погрузке товара на борт
судна. Продавец же оформляет документы
на вывоз (экспорт) товара, включая уплату
таможенной пошлины. Покупатель при этих
условиях несет все расходы по стоимости
товара, страхованию от морских рисков
с момента погрузки товара на борт судна
и до его прибытия в порт назначения.
2.2. Особенности страхования карго
Карго страхование
передвижения.
Объектами страхования карго являются:
а) сам груз;
б) возросшая стоимость;
в) комиссионные посредникам;
г) таможенная пошлина;
д) непредвиденные
При принятии грузов на страхование учитываются все факторы риска,
которые могут повлиять на объём покрытия.
Рассмотрим основные факторы, которые андеррайтер должен принимать во
внимание при исчислении ставки.
Тип груза:
-повышенная восприимчивость к некоторым видам ущерба;
-стоимость товара и
Условия страхового покрытия находятся в прямой зависимости от
характера груза. Договоры страхования скоропортящихся фруктов, предметов,
способных к самовозгоранию, металлических изделий и конструкций содержат
широкий список ограничений. Сюда входят упаковка, размер, вес и стоимость
груза, планируемый курс, продолжительность рейса, время года, техническое
состояние и характеристики судна.
Практика страхования судов насчитывает четыре возможных варианта
оценки перевозимого имущества:
1. Стоимость груза в пункте отправления с учётом ожидаемой прибыли. Если
владелец
груза не может подтвердить
размер предполагаемой прибыли,
полисе устанавливается максимальная величина (20%). При наличии
документов, подтверждающих прибыль свыше 20%, фиксируется требуемая
величина и указывается в счёте-фактуре.
2. Стоимость в месте назначения. Подразумевается цена товара на момент
прибытия в порт назначения, т.е. рыночная цена на товар в этой стране.
3. Страховая стоимость определяется на основании особых положений,
зафиксированных в договоре купли-продажи. В случае убытка
выгодоприобретатель должен доказать цену товара.
4. Восстановительная стоимость (заместительная).
Большинство сделок происходит на основе первого варианта: страховая
сумма представляет собой стоимость товара, указанную в счёте-фактуре с
добавлением 20% на предполагаемую прибыль.
Основные принципы карго
- полисы страхования ущерба, т.е. возмещаются фактические прямые убытки и
убытки прямых лиц;
- обеспечивается защита груза в случае полной гибели и повреждения.