Страхование грузоперевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

В современной внешней торговле страхование выступает в роли финансового стабилизатора, позволяющего
коммерсанту компенсировать убытки, которые он терпит вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих урон бизнесу, получить защиту от случайного (но не от неизбежного) ущерба, возникающего при перевозке грузов, более свободно рисковать своим капиталом, перенося финансовую ответственность в случае убытка на страховщика, немного увеличить масштабы своих операций. Обеспечивая страховую защиту своему бизнесу, предприниматель освобождается от необходимости формирования резервов (запасов) на случай непредвиденных обстоятельств.

Оглавление

Введение……………………………………........................................................................ 3
Глава 1.Общие принципы страхования грузоперевозок..................................................4-8
1.1Классификация страхования грузов………………………………………..8-10
1.2 Заключение договора страхования………….................................................10-15
1.3 Взаимоотношение сторон при наступлении страхового случая …..……..15-20
Глава 2. Типы торговых сделок.......................................................................................20-21
2.2 Особенности страхования карго…………........................................................21-23
Заключение……………………………………………………………..............................24
Список литературы………………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Страхование ггрузоперевозок.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

деятельности. Они определяются как риск, исходящий  от третьих  лиц,  другими

словами, лиц, осуществляющих перевозку  грузов,  а  также  лиц,  не  имеющих

отношения к перевозке  грузов (напр. злоумышленники).

Страхованием грузов сегодня занимаются многие страховые компании. На размер страховой премии влияют стоимость груза, маршрут перевозки, а также род груза. Стоимость страхования груза в среднем может колебаться от 0,05% до 0,4%, крайне редко - более 0,5%.

Стоит заметить, что условия страхования грузов у разных страховщиков могут существенно  различаться. Допустим, отдельно взятая страховая компания может отказаться от страхования груза, в зависимости от характера груза или условий перевозки.

Обычно в  страховом договоре прописываются  следующие условия: субъекты и объекты  страхования грузов, страховые случаи и риски, страховая сумма и  премия, срок действия договора, последствия  изменения риска, страховое возмещение, права и обязанности участников по договору, изменение условий страхования, разрешение споров.

Страховая защита делится на три вида:

1. Страхование  от всех рисков. Страховыми случаями  признаются: повреждения, полное  уничтожение или утрата груза (или части груза), которые произошли фактически по любой причине.

2. Страхование  с ответственностью за частную  аварию. Возмещению подлежат: убытки  от повреждений или полной  либо частичной утраты грузов  в результате пожара (в том  числе от взрыва или молнии); схода или столкновения подвижного состава, крушения самолетов, столкновения различных транспортных средств; разрушения мостов; порчи груза; пропажи самолета или судна без вести; смыва груза с борта судна; обрушения кровли склада.

3. «Страхование грузов только от полной или частичной утраты». Страховым случаем признается крушение, без ответственности за повреждение.

Страхование грузов производится перевозчиком по поручению  и за счет грузовладельца и имеет  следующие особенности:

1) В соответствии со статьей 263 ч.2 НК РФ, данный вид страхования грузов относится к расходам, связанным с производством и реализацией, а значит их можно отнести на себестоимость.

2) Наиболее популярными  можно назвать договора страхования  грузов с ответственностью за все риски.

3) Груз страхуется  на его реальную стоимость.  Также в страховую стоимость  можно включить траты на перевозку. 

4) Как правило,  страховщик в случае страховой  выплаты Выгодоприобретателю не  прибегает к праву требования  возмещения от Страхователя (если отсутствуют случаи умышленных деяний с его стороны). Другими словами, Перевозчик, выступая в роли страхователя, страхует свою ответственность.

Это говорит  о том, что страхование грузов перевозчиком по поручению и за счет грузовладельца является наиболее выгодным для самого перевозчика.1

 

             1.2. Заключение договора страхования

      Суть договора  страхования   –  гарантировать  страхователю  защиту  от

наступления случайных  непредвиденных обстоятельств. Поэтому  из всех  условий

страхования исключаются убытки от гибели  и  повреждения  грузов,  вызванные

нарушениями условий  транспортировки, упаковки и т.д.

     При   заключении  договора  страхования   страхователь  обязан  объявить

страховую сумму, которая определяется как стоимость  груза по договору купли-

продажи. Далее  обе стороны согласовывают размер  страховой  премии,  которую

страхователь должен уплатить страховщику за принятие груза  на  страхование.

Она устанавливается, как  правило, в процентах от страховой  суммы.

      Заключение  договора  страхования  оформляется  выдачей   страховщиком

страхователю страхового полиса. В нём указаны наименование сторон  договора,

название груза, его  упаковка  и  т.д.,  а  также  страховая  сумма,  размер

страховой  премии  и  условия   страхования.   Он   должен   быть   подписан

страховщиками либо их  доверенными  лицами.  Формулировки  полиса  в  законе

никак не оговариваются.

      Иногда  страховщики вместо полисов выдают  сертификаты  о  страховании,

что возможно при многократных отправках однородного груза  в  рамках  одного

договора о купле-продаже. Договор страхования может заключаться как по месту нахождения отправляемого груза, так и по месту его получения.

В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие сведения:

—  точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

— номера и даты коносаментов или  других перевозочных документов;

— вид транспорта (при морской  перевозке — название, год постройки  и         тоннаж судна);

  1. http://paritetprof.ru / статья «Страхование грузов - как наиболее выгодный вид страхования для Перевозчика» 24 Июнь 2012


 

— способ отправки груза (в трюме  или на палубе, навалом, насыпью,     наливом);

—  пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

— дата отправки груза;

—  стоимость груза (страховая сумма);

—  вид страховой ответственности (условия страхования).

По решению страховой организации  договор может заключаться с осмотром имущества и составлением его описи, в которой в зависимости от вида грузов указываются: наименование и инвентарный номер (если он имеется), количество, цена, марка, год выпуска, номер технического паспорта и общая стоимость.

Страхователь обязан, как только ему станет известно, сообщить страховой организации обо всех существенных изменениях степени риска: о значительной задержке рейса, отклонении от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, изменении пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки и т.д.

Страховая организация имеет право  с учетом этих изменений пересмотреть условия страхования или потребовать  уплаты дополнительного взноса. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного платежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.

Ставки страховых платежей дифференцируются по видам транспортировки и типам страховой ответственности. При перевозке водным транспортом ставки зависят также от нахождения грузов — в трюме или на палубе. Страховая организация может увеличивать или снижать ставки, когда это вызывается условиями перевозки, ее расстоянием и направлением, состоянием транспортных средств и другими факторами.

При заключении договора с дополнительной ответственностью применяются, кроме  того, индивидуальные ставки платежей, исходя из содержания этой дополнительной ответственности и специфических свойств перевозимых грузов.

Взаимоотношения сторон при наступлении  страхового случая определяются следующими требованиями. Страхователь обязан принять  все возможные меры к спасанию поврежденного груза, а также  к обеспечению права страховой  организации на регресс к виновной стороне. В течение суток, как стало известно о страховом случае, необходимо сообщить страховой организации. Последняя должна не позднее трех дней после получения соответствующих документов приступить к составлению страхового акта и определению ущерба.

Ущерб возмещается в соответствии с принципом пропорциональной (долевой) ответственности, т.е. исходя из стоимости  погибшего (пропавшего) и степени  повреждения сохранившегося груза.

В соответствии с международной  практикой страховые акционерные общества применяют три типа стандартных условий страхования грузов: "с ответственностью за все риски", "с ответственностью за частную аварию", "без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения".

Первый тип в основном аналогичен тому, о котором говорилось выше, они даже имеют одинаковое название. Второй и третий типы между собой отличаются незначительно: в одном при ограниченной ответственности тем не менее возмещаются потери и от гибели и повреждения грузов; в другом за повреждение ответственности, как правило, нет, она предусмотрена только в случае крушения судов.

Характерной чертой всех трех названных типов страхования является возмещение убытков, расходов и взносов по общей аварии, что имеет важное значение при водной перевозке грузов. Исключения из страховой ответственности в основном те же, что и в правилах государственного страхования. Имеются, кроме того, оговорки о страховании предметов, подверженных лому и бою (стекло, фарфор, керамика, кирпич и т.п.), по второму и третьему типам ответственности — и некоторые другие несущественные ограничения при возмещении убытков.

Действующее страховое  законодательство новой правовой нормой позволяет заключать договор страхования груза без указания имени или наименования выгодоприобретателя. Страхователю выдается в этом случае страховой полис «на предьявителя». При страховом случае с грузом предъявитель полиса вправе выставлять страховщику требование о выплате страхового возмещения (ч. 3 ст. 930 ГК РФ). Страховой полис «на предъявителя» позволяет значительно упростить решение вопроса переоформления договора страхования груза на нового его владельца при продаже, например, груза (товара) на той или иной стадии его перевозки. 
Согласно ч. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования груза может заключаться на основании устного или письменного заявления страхователя. В страховой практике договор страхования груза заключается обычно на основании письменного заявления страхователя о страховании груза. Страховые организации предлагают страхователям для заполнения типовые формы таких заявлений (приложение 6). 
В заявлении страхователем должны указываться, как правило, следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименование страхователя, адрес и телефон;
  • точное наименование груза (каждого из подлежащих перевозке предметов), род упаковки, число мест, вес;
  • номера перевозочных документов (транспортные накладные, квитанции или коносаменты);
  • вид транспортного средства: наименование, марка, тип, номер государственной регистрации (для водного судна — наименование, год постройки, тоннаж, принадлежность);
  • способ отправки груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом);
  • пункты отправления, назначения и перегрузки груза;
  • дата отправки груза и доставки в пункт назначения;
  • действительная стоимость груза;
  • страховая сумма;
  • вид страховой ответственности страховщика, выбираемый страхователем.

Страховщик  в соответствии с ч. 1 ст. 945 ГК РФ вправе произвести осмотр подлежащего страхованию груза, а при необходимости — назначить экспертизу для оценки его действительной стоимости. По решению страховой организации при совместном осмотре страхуемого груза страховщик и страхователь составляют его опись. В описи указываются данные, характеризующие каждый вид груза: точное наименование, тип, марка, номер (государственной регистрации, заводской и/или инвентарный), количество, цена единицы и общая стоимость, год выпуска, номер техпаспорта — для технических средств, род и качество упаковки, вес, объем, страховая сумма и др. 
Для оценки вероятности наступления страхового случая с грузом и возможных убытков страховщику необходима и иная информация. В частности, многие виды грузов требуют особых условий перевозки для их сохранности в силу специфических свойств груза (овощи, фрукты, скоропортящиеся продукты питания, хрупкие, ломкие изделия, а также грузы, подверженные естественной убыли). Страхователь обязан сообщить страховщику все известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения степени риска гибели (уничтожения) или повреждения, утраты груза (ч. 1 ст. 944 ГК РФ). 
Если после заключения договора страхования груза будет установлено, что страхователем даны страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, определяющих вероятность наступления страхового случая с грузом и возможные убытки, то страховщик вправе потребовать признания договора страхования недействительным и применения последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 179 ГК РФ (ч. 3 ст. 944 ГК РФ).

    В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 930 ГК РФ груз может быть застрахован в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого груза. При отсутствии такого интереса договор страхования груза является недействительным. 
Действующее страховое законодательство новой правовой нормой позволяет заключать договор страхования груза без указания имени или наименования выгодоприобретателя. Страхователю выдается в этом случае страховой полис «на предьявителя». При страховом случае с грузом предъявитель полиса вправе выставлять страховщику требование о выплате страхового возмещения (ч. 3 ст. 930 ГК РФ). Страховой полис «на предъявителя» позволяет значительно упростить решение вопроса переоформления договора страхования груза на нового его владельца при продаже, например, груза (товара) на той или иной стадии его перевозки.

Согласно ч. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования груза может заключаться на основании устного или письменного заявления страхователя. В страховой практике договор страхования груза заключается обычно на основании письменного заявления страхователя о страховании груза.

Информация о работе Страхование грузоперевозок