Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:23, курсовая работа
В современной внешней торговле страхование выступает в роли финансового стабилизатора, позволяющего
коммерсанту компенсировать убытки, которые он терпит вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих урон бизнесу, получить защиту от случайного (но не от неизбежного) ущерба, возникающего при перевозке грузов, более свободно рисковать своим капиталом, перенося финансовую ответственность в случае убытка на страховщика, немного увеличить масштабы своих операций. Обеспечивая страховую защиту своему бизнесу, предприниматель освобождается от необходимости формирования резервов (запасов) на случай непредвиденных обстоятельств.
Введение……………………………………........................................................................ 3
Глава 1.Общие принципы страхования грузоперевозок..................................................4-8
1.1Классификация страхования грузов………………………………………..8-10
1.2 Заключение договора страхования………….................................................10-15
1.3 Взаимоотношение сторон при наступлении страхового случая …..……..15-20
Глава 2. Типы торговых сделок.......................................................................................20-21
2.2 Особенности страхования карго…………........................................................21-23
Заключение……………………………………………………………..............................24
Список литературы………………………………………………………………………..25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
университет водных коммуникаций»
Гуманитарный факультет
Кафедра международного бизнеса, менеджмента и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление рисками и страхование в туризме»
тема: «Страхование грузоперевозок»
Руководитель:
д.э.н Фёдорова Т.А студентка 5 курса
________________
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение……………………………………........
Глава 1.Общие принципы страхования
грузоперевозок................
1.1Классификация страхования грузов………………………………………..8-10
1.2 Заключение договора страхования…………...............
1.3 Взаимоотношение сторон при наступлении страхового случая …..……..15-20
Глава 2. Типы торговых сделок........................
2.2 Особенности страхования карго…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
На первый взгляд далёкого от экономики человека, который никогда не
был связан с внешней торговлей, может показаться, что страхование – это как
раз та операция, которой можно пренебречь. Но это только на первый взгляд и
до тех пор, пока Вы не занялись серьёзно вопросом обеспечения сохранности
средств, вложенных в торговое предприятие. Это особенно касается внешней
торговли, так как здесь сталкиваются интересы сторон разных государств.
Страхование грузов — один из наиболее древних и широко распространенных видов страхования. В своём реферате я попытаюсь изложить основные принципы страхования
грузоперевозок .
Глава 1. Общие принципы страхования грузоперевозок
В начале XX века многими европейскими странами принимаются
законопроекты, регулирующие страхование вообще и страхование грузов в
частности, которые до сих пор оказывают влияние на мировую практику
страхования.
Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения — морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы. Страхование грузов часто называется карго, а страхование средств транспорта — каско.
Страхование грузов — один из наиболее распространенных видов страховых операций. Страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, являющиеся грузоотправителями или грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими юридических и экономических взаимоотношений сторон.
Предметами страхования грузов
всегда являются конкретные материальные
ценности (блага) из числа представленных
выше в классификационных группах грузов
и иные ценности, предусмотренные правилами
страхования того или иного страховщика.
Объектами страхования являются имущественные интересы
страхователя (выгод оприобретателя),
связанные с сохранением, восстановлением
того или иного предмета страхования при
наступлении страхового случая и с потребностью
в дополнительном источнике денежных
средств для этих целей.
В качестве субъектов страхования грузов выступают страхователь, страховщик,
выгодоприобретатель.
Страхователь — юридическое или дееспособное
физическое лицо, являющееся отправителем
(продавцом) или получателем (покупателем)
груза, товара. В зависимости от схемы
перевозки груза, момента перехода риска
его гибели (уничтожения), повреждения
или утраты от отправителя (продавца) к
получателю (покупателю), согласованных
между ними экономических взаимоотношений
(расчетов) страховать перевозимый груз
должен тот или другой из них. Если грузоотправитель
и грузополучатель — одно и то же лицо,
то вопрос страхования груза решается
им.
Страховщиком, как и при страховании
транспортных средств, является страховая
коммерческая организация — юридическое
лицо, имеющее лицензию на страхование
грузов, или Общество взаимного страхования.
Например, Международная группа клубов
(МГК) взаимного страхования, объединяющая
16 клубов, обеспечивает более 80% страхования
мирового объема перевозок грузов морским
транспортом.
Выгодоприобретателем может быть юридическое или физическое
лицо, в пользу которого заключен договор
страхования груза и которое вправе получить
от страховщика страховое возмещение
в пределах страховой суммы при страховом
случае с грузом. Таким лицом является
получатель, указанный в товарно-транспортных
документах. Получателем может быть, как
указано выше, и непосредственно сам покупатель
товара (он же грузоотправитель) или уполномоченное
им лицо. Например, коммерсант или его
представитель (доверенное лицо) закупил
в другом регионе продовольственные товары
и отправил их морским транспортом, указав
в товарно-транспортных документах в качестве
получателя груза самого себя.1
Так, в международной торговле поставка товаров морским путем на условиях СИФ возлагает обязанность заключения договора страхования на продавца. При железнодорожных перевозках аналогичные требования предусмотрены условиями поставок "франко-станция назначения" (до пограничной железнодорожной станции).
Другие сделки (КАФ, ФАС, ФОБ при морских перевозках, франко-станция отправления и др. при железнодорожных) освобождают продавца от расходов по страхованию. Следовательно, уже покупатель экономически заинтересован в страховании приобретенных товаров.
Видимо, такой характер торговых сделок утвердится со временем и между независимыми государствами, образовавшими СНГ.
Во внутренней торговле одним из основных видов цен является "франко-станция назначения", которая включает расходы по доставке продукции на склад станции назначения. Однако при формировании цен на этих условиях расходы по страхованию чаще всего, к сожалению, не учитываются. Поэтому есть все основания руководствоваться принципом перехода права собственности и риска утраты стоимости продукции с покупателя на продавца.
Риск гибели или порчи товаров в зависимости от условий сделки переходит от продавца к покупателю: при выдаче продукции со склада продавца, при доставке ее на склад (в порт) перевозчика, при погрузке в вагон (на судно), при разгрузке продукции на станции (в порту) назначения. Следовательно, преимущественно риск понести потери лежит на покупателе. Естественно, он прежде всего заинтересован в страховании. Но договор страхования может заключаться и продавцом (по просьбе покупателя или с его согласия) с включением страховых платежей в стоимость товара.
Условия страхования грузов, используемых в международной практике и нашей внутригосударственной, имеют как общие черты, так и определенные отличия.
Правила, применяемые страховыми организациями,
предусматривают возможность
1 — "с ответственностью за все риски"
2 — "без ответственности за повреждение".
Страхование "с ответственностью за все риски" означает возмещение убытков от повреждения или полной гибели всего или части имущества, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных), а также необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, по предупреждению дальнейших его повреждений.
Исключение из этой универсальной ответственности составляют не возмещаемые убытки, происшедшие вследствие: военных действий (военных мероприятий) и их последствий; народных волнений и забастовок; конфискации, реквизиции, ареста груза или транспортного средства, их противоправного захвата; прямого-косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов; несоблюдения необходимых требований по упаковке (укупорке) грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также недопоставки грузов; пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя (его представителя), но без ведома страховой организации самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов; недостачи груза при целости наружной упаковки; повреждения груза червями, грызунами и насекомыми; влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку. Не возмещаются также разного рода косвенные убытки.
По договору страхования "без ответственности за повреждения" возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза, вызванной пожаром, взрывом, молнией, бурей, вихрем, другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением перевозочных средств (поездов, судов, самолетов и т.д.), посадкой судна на мель, повреждения его льдом, провалом мостов, подмочкой груза забортной водой, аварией при погрузке, выгрузке, укладке груза, приеме судном топлива. Возмещается также ущерб вследствие пропажи транспортного средства без вести, целесообразно произведенные расходы по тушению пожара, спасанию, сохранению груза и предупреждению его дальнейших повреждений
Не возмещаются убытки в тех же случаях, что и при страховании "с ответственностью за все риски" и, кроме того, потери вследствие отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками, обесценения груза ввиду загрязнения при целости наружной упаковки, выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза (или перевозимого в беспалубных судах), кражи или недоставки груза.
По соглашению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использован опыт страхования другого имущества, а также международная практика страхования грузов, о которой говорится дальше.
Груз принимается на страхование в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости, указанной в перевозочных документах.
Ответственность страховой организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указанный в страховом свидетельстве (полисе).
Надо отметить, что страхование импортных грузов (заключаемое отечественными или зарубежными страховыми обществами) действует, как правило, до момента прибытия товара на пограничный пункт (порт, станцию). Для защиты груза на период дальнейшей транспортировки следует заключать другой договор страхования. Возможно при определенных условиях и непрерывное страхование грузов (по одному договору) до склада покупателя.
Практические советы по организации данного вида страхования:
Перевозчику (выступающему в роли Исполнителя) необходимо добавить в свои договора с грузовладельцами (выступающими в роли заказчиков) следующие условия:
1.«Исполнитель
обязан страховать грузы,
2.«Заказчик обязан возмещать Исполнителю расходы на страхование грузов (а именно, страховые премии), которые несет Исполнитель при заключении договора страхования грузов в пользу Заказчика».
В договорах страхования, заключаемых перевозчиком Выгодоприобретателем назначается грузовладелец или перевозчик.
При выставлении счет-фактуры заказчику, сумма страховой премии выделяется отдельной строкой.
Исполнитель принимает страховую премию от Заказчика и перечисляет их в Страховую компанию.1
1.1. Классификация страхования грузов
Вековая международная
классификацию страхования грузов как одного из распространённых видов
имущественного страхования во внешнеторговой деятельности.
По характеру
перевозимых грузов
- страхование генеральных грузов (генгрузов). Генгрузы – термин
внешнеторговых операций – включает грузы, упакованные в стандартную,
общепринятую тару, не требующие особых условий перевозки;
1-http://paritetprof.ru / статья «Страхование грузов - как наиболее выгодный вид страхования для Перевозчика» 24 Июнь 2012
- страхование наливных, насыпных, навальных грузов;
- страхование сельскохозяйственных и других животных;
- страхование «специе» (драгоценные металлы, банковские банкноты, монеты).
Исходя из способа
- наземное страхование (
транспортом);
- страхование грузов при перевозке водными путями;
- комбинированное страхование.
С точки зрения
внешнеторговой деятельности классифицируют на:
- страхование экспортных грузов;
- страхование импортных грузов.
В договоре страхования
страхования, составляющие страховой интерес. Страховым интересом
страхователя, т.е. предметом его договора о страховании со страховщиком
является груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль.
Страховые случаи в страховании грузов классифицируются следующим
образом:
Во-первых, это результат стихийного бедствия, проявления природных
сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т.д.
Все эти риски, являющиеся
к категории непредвиденных обстоятельств. В абсолютном большинстве случаев
страховщик отвечает за их последствия. Исключение составляют физико-
химические процессы: усушка, утруска и т.д.
Страховые случаи второй категории – это результат человеческой