Сстрахование ответственности перевозчика и экспедитора

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 19:30, реферат

Краткое описание

В действительности страхование перевозчика и экспедитора являются старейшими видами цивилизованного вида страхования, известными истории. В 1347 году появилась первая страховая компания, которая страховала грузоперевозки, а еще раньше купцы, совместно снаряжавшие караваны, договаривались о солидарном разделении убытков в случае ограбления или крушения одного из кораблей. Дороги и сегодня полны опасностей, потому страхование ответственности становится сегодня обычной практикой.
В настоящий момент можно прибегнуть к страхованию самого груза, страхованию ответственности экспедитора или к страхованию ответственности перевозчика, возможно также использование различных комбинаций страховок, для обеспечения интересов грузоотправителя или грузополучателя.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 2
1. ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ ГРУЗА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.………. 3-4
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕМА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………….. 5 - 9
3. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА…………………….. 10 - 14
4.СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА……………………….. 15 - 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

Реферат ТЭО.docx

— 61.54 Кб (Скачать)

13. Договор  страхования вступает в силу  на следующий день после уплаты  страхового платежа, если иное  не предусмотрено в договоре.

14. Страхователь  обязан немедленно, как только  это станет ему известно, сообщить  страховщику о всех существенных изменениях степени риска, как например: о значительном замедлении отправки груза, отклонении от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, задержке рейса, изменении пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки и т.д.

Изменения, происшедшие в степени риска после заключения договора страхования и увеличивающие размер риска, дают страховщику право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительного платежа. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного платежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая

15. При наступлении  страхового случая страхователь  обязан принять все возможные  меры к спасанию и сохранению  поврежденного груза, а также  к обеспечению права на регресс  к виновной стороне и в течение  суток известить о случившемся  страховщика.

16. Страховщик  обязан не позднее 3 дней после  получения всех необходимых документов  приступить к составлению акта  установленной формы.

17. Страховщик  имеет право отказать в выплате  страхового возмещения, если страхователь:

а) сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;

б) не сообщил страховщику о существенных изменениях в риске;

в) не принял мер к спасанию и сохранению груза и не известил страховщика в установленные настоящими Правилами сроки о страховом случае;

г) не представил документов, подтверждающих факт страхового случая и необходимых для установления убытков.

18. Если страхователь  получил возмещение за убыток  от третьих лиц, страховщик оплачивает  лишь разницу между суммой, подлежащей  оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих  лиц.

19. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой  суммы право регресса, которое  страхователь имеет к лицу, ответственному  за причиненный ущерб; страхователь  обязан при получении страхового  возмещения передать страховщику  все имеющиеся у него документы, необходимые для осуществления  права регресса.

20. Если по  вине страхователя осуществление  регресса окажется невозможным (пропуск  сроков на заявление претензий  к виновным в убытке лицам  и т.п.), то страховщик в соответствующем  размере освобождается от обязанности  выплачивать страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже  выплаты страхователь обязан  возвратить страховщику полученное  возмещение.

21. Споры, вытекающие  из договора страхования, рассматриваются  вышестоящим органом государственного  страхования, госарбитражем, народным  судом.

СТАВКИ СТРАХОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО СТРАХОВАНИЮ ГРУЗОВ

---------------------------------------------+--------------------

¦            Вид транспортировки             ¦ Размер ставки в % ¦

¦                                            ¦ к страховой сумме ¦

+--------------------------------------------+-------------------+

¦Морским путем и внутренними водными путями: ¦                   ¦

¦  в трюме                                   ¦0,5                ¦

¦  на палубе                                 ¦1,0                ¦

¦Железнодорожным, автомобильным транспортом  ¦0,4                ¦

¦и в смешанном сообщении                     ¦                   ¦

¦Воздушным транспортом и в почтовых посылках ¦0,25               ¦

---------------------------------------------+--------------------

Исходя из степени риска в каждом конкретном случае при установлении ставки страхового платежа возможно применение понижающего (от 0,2 до 1,0) или повышающего (от 1,0 до 10,0) коэффициентов. При заключении договора страхования размер тарифной ставки определяется умножением основной ставки, установленной в зависимости от вида транспортировки, на соответствующий поправочный коэффициент.

 

 

 

 

3. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА.

 

    Компании, которые занимаются доставкой грузов по всему миру, чаще всего совершают транспортировку с привлечением стороннего перевозчика, сами выступая лишь в качестве экспедитора. Заключая договор на перевозку (экспедирование) груза с такой компанией, вы автоматически получаете их гарантию на сохранность груза. Однако, в случае гибели или частичной потери груза, вам потребуется взыскать сумму, указанную в договоре, что является не всегда возможным: экспедитор может просто не обладать достаточными для этого средствами. Именно для этого и необходимо страхование ответственности — при наступлении страхового случая экспедитор получит сумму страхового покрытия, которое будет выплачено выгодоприобретателю (грузоотправителю или грузополучателю).

Как известно, существуют два варианта недоставки груза к месту назначения в должном количестве или качестве из-за проблем в процессе транспортировки. Первый – полная или частичная гибель, повреждение или порча груза вследствие ДТП, плохих погодных условий, некачественного подвижного состава, неправильного размещения и крепления груза. Второй - полная или частичная его утрата в силу криминальных действий преступников (кражи, грабежа, мошенничества и разбоя). Наиболее затратными с точки зрения размера убытков  являются страховые случаи второго вида.

Деятельность экспедиторской компании связана с высокими рисками повреждения или утраты груза в процессе транспортировки. Экспедитор проводит комплекс мер по минимизации этих рисков, и договор страхования ответственности должен здесь являться одним из основных инструментов. Обычно в силу требований клиента-грузовладельца экспедитор заключает договор страхования ответственности и получает полис от страховщика. Но есть ли в этом реальная необходимость, и какова законодательная база? Статья 803 в Гражданском кодексе (ГК) РФ – «Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции»: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несёт ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик". Статья эта никакого логического смысла не несёт, а лишь является ссылкой на главу 25, статьи которой обязывают виновную сторону возместить убытки, неустойку и проценты за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Ссылка на некие правила, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик, вообще непонятна и неуместна.

В ГК есть также статья 932 с названием "Страхование ответственности по договору". Но и она не содержит необходимой информации: "Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом". Закон же устанавливает возможность страхования договорной ответственности плательщика ренты, аудиторов, таможенных и морских перевозчиков, эмитента ценных бумаг и некоторых других категорий бизнеса, но ничего не упоминает относительно экспедиторов. И статья 803, и статья 932 описывают ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора, но они не описывают ответственность за причинение вреда чужому имуществу (утрату, повреждение или порчу груза)! А именно этот подвид страхования ответственности необходим экспедитору, чтобы защититься от преступников, выступающих под маской перевозчиков.

Основополагающая норма, на которую обычно ссылаются с 2003 г. по ответственности экспедитора за утраченный груз перед клиентом, - п. 1, ст. 7, 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»: "Экспедитор несёт ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело". Не стройте ложных иллюзий: практика показывает, что экспедитор не докажет этого никогда –  арбитражный судья всегда применяет аргумент, что транспортная компания обязана предусмотреть все риски кражи, мошенничества, грабежа и разбоя в пути и полностью предотвратить их. А потому виновна в любом случае. Что касается утраты груза в результате мошенничества перевозчика, то с этим можно отчасти согласиться: экспедитор обязан силами своей службы безопасности тщательно проверить потенциального перевозчика до момента выписки ему экспедиторского поручения, дающего право от имени экспедитора принять на складе загрузки груз. Но как быть с разбойными нападениями, кражами и грабежами в пути следования автомобиля? Таких случаев экспедитор предусмотреть никак не может, и иски надо подавать к государству, не обеспечившему безопасность на дорогах страны. Но судьи, включая высших арбитражных (когда подобного рода дела доходят до верхов правосудия), всегда признают виновником в случившемся разбое экспедитора и выносят решение возместить стоимость пропавшего груза клиенту.

Между тем, прекрасно зная о несовершенстве законов в этой области, российские страховые компании охотно и часто без должного количественного и качественного анализа деятельности клиента-транспортной компании подписывают с ним договор страхования ответственности со следующей формулировкой объекта страхования и страхового случая: "Объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном законодательством, возместить вред, нанесённый третьим лицом, в процессе осуществления деятельности в качестве экспедитора. Страховым случаем признаётся возникновение гражданской ответственности Страхователя перед правомочным лицом  возместить вред за гибель, утрату и повреждение груза  вследствие случайного, непредвиденного Страхователем события (происшествия), произошедшего при осуществлении Страхователем деятельности по перевозке грузов или оказании транспортно-экспедиционных услуг в период действия договора".

Из данного текста следует, что договором застрахована не ответственность за неисполнение договора, а именно ответственность за нанесение вреда чужому имуществу, причём покрываются все возможные риски компании-экспедитора. И при этом, чтобы привлечь клиента, страховщики предлагают такую невероятно низкую страховую премию (3 - 4% от страховой суммы на один случай), что остаётся только удивляться: неужели страховые компании готовы работать себе в убыток? Ведь хорошо известно, что у каждой достаточно крупной экспедиторской компании статистически утрачивается от одного до трёх крупнотоннажных автомобилей с грузом в результате преступных действий третьих лиц ежегодно. Всё легко разъясняется тем, что страховая компания (согласно действующему законодательству, а также прочим положениям договора) вправе без особых сложностей не платить страхователю-экспедитору ни копейки страховой суммы, пусть последний обратится хоть по десяти страховым случаям. Наиболее частая причина полной утраты груза – это случаи мошенничества, когда криминальные элементы, как правило, действующие в составе организованных преступных групп, выдают себя за добропорядочных перевозчиков, предоставляют экспедитору необходимые уставные документы, реквизиты и контакты, и стороны заключают с ним договор. В результате груз клиента, будучи отгруженным в подвижной состав преступников, бесследно исчезает.

На случаи мошенничества приходится большая часть от всех случаев полной утраты груза: на кражи, грабежи и разбойные нападения вместе взятые – меньшая. Искушённые и подготовленные страховщики стараются полностью себя обезопасить от страхования ответственности экспедитора по случаям мошенничества путём включения в договор следующей оговорки: "Страховым случаем не признаётся ущерб, причинённый клиентам третьим лицом, вследствие умысла Страхователя, Выгодоприобретателя, контрагента Страхователя по договору перевозки/транспортной экспедиции". Контрагент Страхователя - это не кто иной, как перевозчик, и в случае, если он оказывается мошенником, страховая компания откажет экспедитору в выплате возмещения.                                                                                                                                     Если случай всё же признаётся страховым, экспедитору для получения возмещения предстоит собрать и предоставить страховщику пакет документов: "Пpи наступлении страхового случая Страхователь обязан уведомить в условленный срок и указанным в договоре способом Страховщика или его представителя о его наступлении и предоставить документы и сведения, позволяющие Страховщику определить, является ли происшествие страховым случаем по договору страхования, установить размер причинённого вреда и страховой выплаты, а при необходимости принять меры по урегулированию претензии". Далее в договоре перечисляется список некоторых основных документов – претензия клиента к страхователю, товарно-транспортная накладная, товарная накладная, договор, путевой лист – и включён следующий пункт: "Страховщик вправе запросить иные документы, необходимые для оценки происшествия в качестве страхового случая и указать срок представления этих документов". Означает это, что экспедитор никогда не соберёт полный пакет документов, достаточный для того, чтобы страховая компания произвела выплату возмещения. Многолетний опыт автора этих строк данный факт подтверждает. Когда, казалось бы, собрано всё необходимое и даже лишнее, страховщик вдруг требует предоставить какие-то вовсе не существующие в природе документы (как, например, некую доверенность от владельца автомобиля на водителя) или расчёт стоимости ингредиентов пропавшего груза. А без них и речи быть не может о выплате возмещения!

Информация о работе Сстрахование ответственности перевозчика и экспедитора