2)
В расходы ФСС по социальному
страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний в 2008 -2009 годах включен
вид расходов на разработку
и обеспечение реализации системы
мероприятий по снижению профессионального
риска застрахованного по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний и оптимизации страховых
тарифов. Однако включение этого вида
расходов в расходы ФСС по социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
не увязано с Федеральным законом № 125-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний».
3)
Законопроектом расходы Фонда
на выплату пособий при рождении
ребенка, пособий по уходу за
ребенком до достижения им
возраста полутора лет, единовременных
пособий женщинам, вставшим на
учет в медицинских учреждениях
в ранние сроки беременности,
предусмотрены в размерах в
соответствии с действующими
законодательными нормами без
индексации.
4)
Размер социального пособия на
погребение, установленный Федеральным
законом от 12 января 1996 года №
8-ФЗ «О погребении и похоронном
деле» в сумме 1,0 тыс. рублей,
не индексировался с 2000 года.
5)
Статьей 10 Законопроекта на 2008-2010
годы предусмотрены ассигнования
только на оплату полной стоимости
путевок для застрахованных на
долечивание в санаторно-курортных
учреждениях после стационарного
лечения по перечню заболеваний,
утвержденному Правительством Российской
Федерации. Фонд как страховщик
не имеет возможности в полном
объеме исполнить свои обязательства
перед застрахованными лицами
в части реализации требований
подпункта 14 пункта 2 статьи 8 Федерального
закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ
«Об основах обязательного социального
страхования», предусматривающего
оплату путевок на санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников
и членов их семей.
6)
В представленном Законопроекте
не в полном объеме учтена
потребность ФСС в средствах,
выделяемых из федерального бюджета,
на обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации, включая изготовление
и ремонт протезно-ортопедических изделий.
В
соответствии с этими недочетами,
можно предложить следующие пути
преодоления проблем:
1)
Рассмотреть вопрос об индексации
пособий по уходу за ребенком
до достижения им возраста
полутора лет, пособий при рождении
ребенка, пособий женщинам, вставшим
на учет в медицинских учреждениях
в ранние сроки беременности,
а также вопрос об индексации
пособия на погребение.
2)
Увеличить объем средств федерального
бюджета, выделяемых Фонду на
обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации, включая
изготовление и ремонт протезно-ортопедических
изделий.
3)
В целях реализации положений
статьи 8 Федерального закона «Об
основах обязательного социального
страхования», предусматривающей страховое
обеспечение по виду обязательного
социального страхования «Оплата
путевок на санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников
и членов их семей», изыскать
возможность осуществления финансирования
санаторно-курортного лечения работников.
А также принятие в целях
законодательного обеспечения прав
граждан в области санаторно-курортного
лечения соответствующего федерального
закона.
4)
Рассмотреть вопрос о внесении
изменений в Федеральный закон
«Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний», позволяющих Фонду
финансировать расходы на разработку
и обеспечение реализации системы
мероприятий по снижению профессионального
риска застрахованного по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний и
оптимизации страховых тарифов
за счет средств обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
5)
Реализация требований законодательства
по принятию нормативных правовых
актов, связанных с переходом
к Российской Федерации обязательств
ликвидируемых причинителей вреда
перед гражданами, возмещение вреда
которым осуществляется вне рамок
системы обязательного социального
страхования.
2.3.
Путь совершенствования
фонда социального
страхования РФ.
В
целях повышения эффективности системы социального страхования
Правительством РФ утверждена Программа
социально-экономического развития РФ.
Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет
задачу по повышению уровня и качества
жизни населения. Это в свою очередь требует реализации
целого ряда мер, направленных на повышение доходов
населения, эффективности социальных услуг,
предоставляемых государством, усиление
чёткой направленности мер социальной
помощи и повышения эффективности функционирования
системы обязательного социального страхования.
Позиция
Минтруда России в этой связи состояла
в том, что в рамках реформирования системы обязательного социального
страхования необходимо решить ряд задач:
- завершить
формирование законодательной базы;
-
оптимизировать соотношения уровня
обязательств и финансовых ресурсов;
-
повысить эффективность администрирования
расходов в системе обязательного социального
страхования;
-
создать условия для долговременного баланса
доходов и расходов государственных социальных
внебюджетных фондов.
Ключевым
направлением совершенствованием системы
социального страхования является её переориентация
с уравнительных принципов начисления
пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые
индивидуальные страховые права и финансовые
ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах
социального страхования. Международный и отечественный
опыт свидетельствует о целесообразности
формирования финансовой системы социального
страхования вне системы государственного
бюджета, это позволяет достигать автономности
финансовых ресурсов и исключить нецелевое их
использование на не страховые цели.
Данные
меры позволяют обеспечивать тесную увязку
страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников
и работодателей к легализации и повышению уровня
заработной платы.
Перспективными
для этого могли бы служить следующие подходы:
1)
минимальные размеры страховых
пенсий и пособий должны поэтапно
повышаться, с тем, чтобы в обозримой
перспективе (5-7 лет) их размер
приблизился к прожиточному минимуму
пенсионера и получателей пособий;
2)
средние размеры пенсий и пособий
должны быть повышены за этот
же период до уровня 140-150% прожиточного
минимума;
3)
максимальные размеры выплат
по страхованию должны быть
соизмеримы с коэффициентом замещения
не ниже 50-60% предыдущего заработка.
Тем
самым будут созданы предпосылки для формирования
механизмов социального страхования,
позволяющих существенно повысить уровень
пенсий и выплат, а значит повысить качество
жизни населения.
Позицию
Минтруда РФ разделяют специалисты Российского объединения социальных
технологий (РОСТ), которые предлагают
разработать и принять федеральный закон об
основах социального страхования в России.
Основной целью такого закона должно быть
определение правил деятельности всех
участников системы социального страхования,
выработка принципов социального страхования в России.
В частности, в этом законе должны быть
четко сформулированы основные виды социального
страхования и точно перечислены участники системы социального
страхования: застрахованные лица (работники),
страхователи (работодатели и сами застрахованные
лица) и страховщики (государственные
и негосударственные фонды, страховые
компании). Участником системы социального
страхования обязательно должно быть
определено государство, как основной
гарант прав застрахованных лиц. В этом
же законе должны быть определены основные
условия доступа на рынок социального
страхования негосударственных структур,
таких как негосударственные пенсионные
фонды и частные страховые компании. В
обязательном порядке после принятия
такого закона должны быть внесены определенные
изменения в уже действующие законы, в
частности, в закон о негосударственных
пенсионных фондах.
Помимо
определенного выше федерального закона
необходимо будет разработать и
принять комплекс федеральных законов
по отдельным видам социального
страхования. В конечном итоге взаимоувязанная
и непротиворечивая система законов
в области социального страхования
позволит построить в стране эффективную
и гибкую систему социального
страхования от всех социальных рисков.
Следует
отметить ряд моментов, которые в последнее время высказывают
в отношении социального страхования представители Минтруда
России, государственных внебюджетных
социальных фондов, ученые и специалисты.
Во-первых,
законодательно не определены: порядок,
процедуры, источники финансирования средств на
выплату страховой части трудовой пенсий.
Существует ряд серьезных противоречий
в Бюджетном и Налоговом кодексах в той
части, которые касаются ЕСН.
Во-вторых,
назрела необходимость, и появились экономические возможности повышения
уровня пенсионного, медицинского и социального страхования.
В качестве первого шага ученые и специалисты
высказывают предложения по доведению
уровня выплат до минимальных гарантий,
предусмотренных Конвенцией МОТ № 102 "О минимальных нормах
социального обеспечения" и стандартами ЕС.
Так,
фактический уровень замещения пенсией,
предшествующей ей заработной платы работника
(так называемый коэффициент замещения),
на конец 2008 года составлял по отношению
к средней величине пенсий 32%.
Тогда
как по нормам Конвенции МОТ №
102 его минимальная величина должна
составлять не менее 40%, а по стандартам
ЕС - не менее 55%. Еще более острой является
проблема крайне низкого абсолютного
уровня пенсионного обеспечения.
Минимальный
размер трудовой пенсии по старости на
конец 2008 г. составил всего 56%) прожиточного
минимума пенсионера, в то время
как его величина должна составлять
не менее 80%. В этой связи важнейшей
задачей пенсионного страхования
в ближайшей и среднесрочной
перспективе является поэтапное
повышение минимальных размеров
страховых (трудовых) пенсий до уровня
прожиточного минимума.
В-третьих,
в системе социального страхования не
нашел ещё
воплощения в
должной мере принцип зависимости уровня
выплачиваемых пенсий и пособий от объемов
накопленных страховых прав, что особенно
характерно для категорий застрахованных
со средними и высокими размерами заработной
платы.
Коэффициенты
замещений пенсий и пособий для них составляют
всего 15-25% от размеров предшествующей
им величин заработной платы.
Заключение.
Обязательное
социальное страхование представляет
собой часть государственной системы
защиты населения. Спецификой его работы
является страхование работающих граждан
от разного рода рисков, связанных с изменением
их материального или социального положения.
Если говорить просто, в случае потери
трудоспособности Фонд должен помочь
застрахованным работающим гражданам
сохранить достигнутый ими уровень и качество
жизни, а также их социальный статус. Этим
и обусловлены функции ФСС: