Социальное страхование и деятельность фонда социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:55, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

•определение понятие, сущности, необходимость создания, задачи и правовые аспекты фонда;
•анализ дохода и расхода фонда социального страхования;
•рассмотреть пути совершенствования фонда социального страхования.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.58 Кб (Скачать)

    2) В расходы ФСС по социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний в 2008 -2009 годах включен  вид расходов на разработку  и обеспечение реализации системы  мероприятий по снижению профессионального  риска застрахованного по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов. Однако включение этого вида расходов в расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не увязано с Федеральным законом № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

    3) Законопроектом расходы Фонда  на выплату пособий при рождении  ребенка, пособий по уходу за  ребенком до достижения им  возраста полутора лет, единовременных  пособий женщинам, вставшим на  учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в  соответствии с действующими  законодательными нормами без  индексации.

    4) Размер социального пособия на  погребение, установленный Федеральным  законом от 12 января 1996 года №  8-ФЗ «О погребении и похоронном  деле» в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года.

    5) Статьей 10 Законопроекта на 2008-2010 годы предусмотрены ассигнования  только на оплату полной стоимости  путевок для застрахованных на  долечивание в санаторно-курортных  учреждениях после стационарного  лечения по перечню заболеваний,  утвержденному Правительством Российской  Федерации. Фонд как страховщик  не имеет возможности в полном  объеме исполнить свои обязательства  перед застрахованными лицами  в части реализации требований  подпункта 14 пункта 2 статьи 8 Федерального  закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ  «Об основах обязательного социального  страхования», предусматривающего  оплату путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей.

    6) В представленном Законопроекте  не в полном объеме учтена  потребность ФСС в средствах,  выделяемых из федерального бюджета,  на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

    В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:

    1) Рассмотреть вопрос об индексации  пособий по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, пособий при рождении  ребенка, пособий женщинам, вставшим  на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, а также вопрос об индексации  пособия на погребение.

    2) Увеличить объем средств федерального  бюджета, выделяемых Фонду на  обеспечение инвалидов техническими  средствами реабилитации, включая  изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

    3) В целях реализации положений  статьи 8 Федерального закона «Об  основах обязательного социального  страхования», предусматривающей страховое  обеспечение по виду обязательного  социального страхования «Оплата  путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей», изыскать  возможность осуществления финансирования  санаторно-курортного лечения работников. А также принятие в целях  законодательного обеспечения прав  граждан в области санаторно-курортного  лечения соответствующего федерального  закона.

    4) Рассмотреть вопрос о внесении  изменений в Федеральный закон  «Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний», позволяющих Фонду  финансировать расходы на разработку  и обеспечение реализации системы  мероприятий по снижению профессионального  риска застрахованного по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний и  оптимизации страховых тарифов  за счет средств обязательного  социального страхования от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний.

    5) Реализация требований законодательства  по принятию нормативных правовых  актов, связанных с переходом  к Российской Федерации обязательств  ликвидируемых причинителей вреда  перед гражданами, возмещение вреда  которым осуществляется вне рамок  системы обязательного социального  страхования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Путь совершенствования  фонда социального  страхования РФ.

    В целях повышения эффективности  системы социального страхования  Правительством РФ утверждена Программа  социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь  требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов  населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер  социальной помощи и повышения эффективности  функционирования системы обязательного  социального страхования.     

    Позиция Минтруда России в этой связи состояла в том, что в рамках реформирования системы обязательного социального  страхования необходимо решить ряд  задач:

    - завершить формирование законодательной базы;

    - оптимизировать соотношения уровня  обязательств и финансовых ресурсов;

    - повысить  эффективность администрирования  расходов в системе обязательного социального страхования;

    - создать условия   для долговременного баланса  доходов  и  расходов государственных социальных внебюджетных фондов.    

    Ключевым  направлением совершенствованием системы  социального страхования является её переориентация с уравнительных  принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые  индивидуальные страховые права  и финансовые ресурсы застрахованного  лица в отдельных фондах социального  страхования. Международный и отечественный  опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального  страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать  автономности финансовых ресурсов и  исключить нецелевое их использование  на не страховые цели.    

    Данные  меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации  и повышению уровня заработной платы.    

    Перспективными  для этого могли бы служить  следующие подходы:     

    1) минимальные размеры страховых  пенсий и пособий должны поэтапно  повышаться, с тем, чтобы в обозримой  перспективе (5-7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;     

    2) средние размеры пенсий и пособий  должны быть повышены за этот  же период до уровня 140-150% прожиточного  минимума;    

    3) максимальные размеры выплат  по страхованию должны быть  соизмеримы с коэффициентом замещения  не ниже 50-60% предыдущего заработка.     

    Тем самым будут созданы предпосылки  для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.    

    Позицию Минтруда РФ разделяют специалисты  Российского объединения социальных технологий (РОСТ), которые предлагают разработать и принять федеральный  закон об основах социального  страхования в России. Основной целью  такого закона должно быть определение  правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального  страхования в России. В частности, в этом законе должны быть четко  сформулированы основные виды социального  страхования и точно перечислены  участники системы социального  страхования: застрахованные лица (работники), страхователи (работодатели и сами застрахованные лица) и страховщики (государственные и негосударственные фонды, страховые компании). Участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. В обязательном порядке после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, в частности, в закон о негосударственных пенсионных фондах.

    Помимо  определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и  принять комплекс федеральных законов  по отдельным видам социального  страхования. В конечном итоге взаимоувязанная  и непротиворечивая система законов  в области социального страхования  позволит построить в стране эффективную  и гибкую систему социального  страхования от всех социальных рисков.

    Следует отметить ряд моментов, которые в  последнее время высказывают  в отношении социального страхования  представители Минтруда России, государственных  внебюджетных социальных фондов, ученые и специалисты.

    Во-первых, законодательно не определены: порядок, процедуры, источники финансирования средств на выплату страховой  части трудовой пенсий. Существует ряд серьезных противоречий в Бюджетном и Налоговом кодексах в той части, которые касаются ЕСН.

    Во-вторых, назрела необходимость, и появились  экономические возможности повышения  уровня пенсионного, медицинского и  социального страхования. В качестве первого шага ученые и специалисты  высказывают предложения по доведению  уровня выплат до минимальных гарантий, предусмотренных Конвенцией МОТ  № 102 "О минимальных нормах социального  обеспечения" и стандартами ЕС.

    Так, фактический уровень замещения  пенсией, предшествующей ей заработной платы работника (так называемый коэффициент замещения), на конец 2008 года составлял по отношению к средней величине пенсий 32%.

    Тогда как по нормам Конвенции МОТ № 102 его минимальная величина должна составлять не менее 40%, а по стандартам ЕС - не менее 55%. Еще более острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения.

    Минимальный размер трудовой пенсии по старости на конец 2008 г. составил всего 56%) прожиточного минимума пенсионера, в то время  как его величина должна составлять не менее 80%. В этой связи важнейшей  задачей пенсионного страхования  в ближайшей и среднесрочной  перспективе является поэтапное  повышение минимальных размеров страховых (трудовых) пенсий до уровня прожиточного минимума.

    В-третьих,   в   системе   социального   страхования   не   нашел   ещё

воплощения в  должной мере принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что особенно характерно для категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы.

    Коэффициенты  замещений пенсий и пособий для  них составляют всего 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы.  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Обязательное  социальное страхование представляет собой часть государственной системы защиты населения. Спецификой его работы является страхование работающих граждан от разного рода рисков, связанных с изменением их материального или социального положения. Если говорить просто, в случае потери трудоспособности Фонд должен помочь застрахованным работающим гражданам сохранить достигнутый ими уровень и качество жизни, а также их социальный статус. Этим и обусловлены функции ФСС:

Информация о работе Социальное страхование и деятельность фонда социального страхования РФ