Социальное страхование и деятельность фонда социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:55, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

•определение понятие, сущности, необходимость создания, задачи и правовые аспекты фонда;
•анализ дохода и расхода фонда социального страхования;
•рассмотреть пути совершенствования фонда социального страхования.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.58 Кб (Скачать)

    Временная нетрудоспособность, наступившая при  выполнении застрахованным трудовых обязанностей (в том числе во время командировки), а также при совершении каких-либо действий в интересах предприятия или организации, хотя бы и без специального поручения, осуществляется за счет средств государственного социального страхования, а с 01.01.2000 выплаты пособия по временной нетрудоспособности при исполнении этих трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту), а также по гражданско-правовому договору, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховые взносы, производятся за счет страховых выносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.  
При этом условии выплата пособия по временной нетрудоспособности по факту наступления страхового случая может быть одновременно произведена как за счет средств государственного социального страхования, так и средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании (двойное страхование). Выплата пособия по временной нетрудоспособности в этом случае производится по одному основанию либо за счет средств государственного социального либо обязательного социального страхования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  современного состояния  и перспективы  развития фонда социального  страхования.
 

    2.1. Анализ доходной  части фонда социального страхования РФ

    В статье 1 Законопроекта на 2008 год  и на период до 2010 года приведены  прогнозируемые общие объемы доходов  бюджета ФСС, в том числе по обязательному социальному страхованию  и по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний.

    Статьей 146 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона № 63-ФЗ) определены доходы, подлежащие зачислению в бюджет ФСС, в том  числе налоговые и неналоговые  доходы.

    В соответствии с Законопроектом прогнозируемые объемы доходов бюджета Фонда  утверждены в следующих объемах:

  • на 2008 год - 305665591,3 тыс. рублей, в том  числе прогнозируемые доходы;
  • на  обязательное социальное страхование  - 217410310,7 тыс. рублей (71,1 % от общего  объема доходов ФСС);
  • на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний - 44443981,6 тыс. рублей (14,5 %);
  • на выполнение  государственных функций (межбюджетные  трансферты) - 43811299,0 тыс. рублей (14,4 %);
  • на 2009 год - 346470113,2 тыс. рублей, в том  числе: 250709622,0 тыс. рублей (72,4 %), 51240155,0 тыс. рублей (14,8 %) и 44520336,2 тыс. рублей (12,8 %);
  • на 2010 год - 389962820,5 тыс. рублей, в том  числе: 288449082,9 тыс. рублей (74,0 %), 55823102,8 тыс. рублей (14,3 %) и 45690634,8 тыс. рублей (11,7 %), соответственно.
 

 В пояснительной записке к Законопроекту  отражены некоторые поступления  в доходы бюджета Фонда.

    Так, в 2008 году поступления ЕСН составят 207562836,3 тыс. рублей (на 29,0 % больше, чем  предусматривается в 2007 году), в 2009 году - 238713519,4 тыс. рублей, в 2010 году - 268816946,9 тыс. рублей.    

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  предполагается получить в доходы бюджета ФСС в 2008 году в сумме 44119043,4 тыс. рублей (101,7 % к уровню 2007 года), в 2009 году - 50933935,8 тыс. рублей, в 2010 году - 55530848,6 тыс. рублей.

    Поступление налогов на совокупный доход (доход  от налогоплательщиков, применяющих  специальные налоговые режимы) в  бюджет ФСС предполагается получить в 2008-2010 годах, соответственно, в суммах 8678768,6 тыс. рублей (на 23,1 % больше, чем  предусматривается в 2007 году), 10287627,8 тыс. рублей и 12203894,7 тыс. рублей.

    В соответствии с приложениями 5 и 6 к  Законопроекту, в которых определены объемы межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджета  ФОМС, в доходы бюджета ФСС на 2008, 2009 и 2010 год предусматривается  получить средства, в том числе:

из  федерального бюджета на выполнение государственных функций (без учета  средств на покрытие дефицита), соответственно, в суммах 27211299,0 тыс. рублей, 27520336,2 тыс. рублей и 28690634,8 тыс. рублей (без учета  средств по санаторно-курортному лечению  отдельных категорий граждан, включая  проезд к месту лечения и обратно), из них на:

  • выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие  радиационных аварий и ядерных  испытаний, в суммах 35200,0 тыс. рублей, 40000,0 тыс. рублей и 42600,0 тыс.  рублей;
  • обеспечение  инвалидов техническими средствами  реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в суммах 8989699,0 тыс. рублей, 9680090,0 тыс. рублей и 10387050,0 тыс.  рублей;
  • выплату пособий по уходу за ребенком  гражданам, подвергшимся воздействию  радиационных аварий, в суммах 948000,0 тыс. рублей, 1004970,0 тыс. рублей  и 1091800,0 тыс. рублей;
  • выплату  пособий по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет гражданам, не  подлежащим обязательному социальному  страхованию, в суммах 17238400,0 тыс.  рублей, 16795276,2 тыс. рублей и 17169184,8 тыс. рублей, соответственно;
  • из  бюджета ФОМС: на  оплату медицинской помощи женщинам  в период беременности и родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого  года жизни, соответственно, в  суммах 16600000,0 тыс. рублей, 17000000,0 тыс.  рублей и 17000000,0 тыс. рублей.

    Кроме этого, предусматриваются средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 561430,0 тыс. рублей в 2009 году и 6290677,5 тыс. рублей в 2010 году.

    Важнейшими  составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию - в 2008 году - 217,4 млрд. рублей, или 125,8% к  уровню 2007 года, в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита - 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей (в том числе  средства федерального бюджета на покрытие дефицита - 6,29 млрд. рублей), или 115,1% к  уровню 2009 года; доходы по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2008 году - 44,4 млрд. рублей или 99,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,8 млрд. рублей или 108,9% к уровню 2009 года; межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2008 году -27,2 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года, в 2010 году - 34,98 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 9,29 млрд. рублей) или 124,6% к уровню 2009 года.

    Представленный  проект бюджета Фонда сформирован  с текущим дефицитом по средствам  на обязательное социальное страхование  и по средствам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 и 2009 годах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ расходной  части фонда социального  страхования РФ.

    Проект  бюджета Фонда социального страхования  Российской Федерации сформирован  по доходам: в 2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5% к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010 году - 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню 2009 года.

    В таблицах (Приложение 1 и Приложение 2) представлен горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных показателей расходной части Фонда социального страхования.

    Общая сумма расходов на 2008 год Законопроектом предусмотрена в объеме 375548428,8 тыс. рублей (122,6 % к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхование  предусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).

    На 2009 год расходы Фонда предусмотрены  в сумме 356067380,0 тыс. рублей (94,8 % к  уровню 2008 года), из них: на обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).

    На 2010 год расходы Фонда предусмотрены  в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к  уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).

    Структура расходов Фонда на 2008-2010 годы сгруппирована  по разделам классификации расходов бюджетов:

    • по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» расходы ФСС составляют на 2008 год 3427,8 тыс. рублей, на 2009 год - 3164,4 тыс. рублей, на 2010 год - 3218,4 тыс. рублей;
    • по разделу 07 «Образование» - на 2008 год - 17123502 тыс. рублей, на 2009 год - 17120287,5 тыс. рублей, на 2010 год - 18147507,1 тыс. рублей;
    • по разделу 10 «Социальная политика» - на 2008 год - 358421499 тыс. рублей, на 2009 год - 338943928,1 тыс. рублей, на 2010 год - 371312882,0 тыс. рублей.

    По  разделу 07 «Образование» предусмотрены  расходы ФСС на переподготовку и  повышение квалификации кадров и  оздоровление детей.

    В соответствии с Федеральным законом  от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах  обязательного социального страхования» предусматриваются расходы ФСС  на оздоровление детей застрахованных граждан в 2008 году в сумме 16545194,9 тыс. рублей, или 110,5% к уровню 2007 года, в 2009 году - 16504390,5 тыс. рублей, или 99,8% к уровню 2008 года и в 2010 году - 17494656,2 тыс. рублей, или 106% к уровню 2009 года. В 2008-2010 годах  предполагается ежегодное оздоровление 4442 тыс. детей в оздоровительных  лагерях различного типа (в 2007 году предполагается оздоровить 4593,9 тыс. детей).

    Следует отметить, что Законопроектом не предусматривается  на 2008-2010 годы положение о дополнительном финансировании расходов на оздоровление детей в случае получения дополнительных доходов, которое допускалось пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

    Основным  видом расходов ФСС в 2008-2010 годах  остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию.

    В соответствии с Федеральным законом  от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении  пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному  страхованию» Законопроектом предусмотрены  выплаты пособий по временной  нетрудоспособности в 2008 году в размере 134059547 тыс. рублей (129,8% к уровню 2007 года), в 2009 году - 128267460,0 тыс. рублей (95,7% к уровню 2008 года) и в 2010 году - 143236160,0 тыс. рублей (111,7% к уровню 2009 года).

    Расходы ФСС на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены Законопроектом в 2008 году в сумме 39697020 тыс. рублей (145,5% к уровню предыдущего года), в 2009 году - 33901200,0 тыс. рублей (85,4%), в 2010 году - 38798085,0 тыс. рублей (114,4%). При расчете  расходов на выплату пособий по беременности и родам учитывался прогнозируемый рост рождаемости в 2008 году на 2,4%, в 2009 году - на 2,3%, в 2010 году - на 2,1 процента.

    Расходы Фонда на выплату пособий при  рождении ребенка, пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий  женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами  без индексации, но с учетом прогнозируемого роста рождаемости.

    В соответствии с Федеральным законом  от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на возмещение стоимости гарантированного перечня  услуг и социальные пособия на погребение предполагается за счет средств Фонда в 2008-2010 годах ежегодно тратить 126500,0 тыс. рублей.

    Следует отметить, что размер социального  пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей не индексировался с 2000 года.

    В соответствии с Направлениями, основными  мероприятиями и параметрами  приоритетного национального проекта  «Здоровье», утвержденными президиумом  Совета при Президенте Российской Федерации  по реализации приоритетных национальных проектов (протокол от 21 декабря 2005 года № 2), на Фонд возложена обязанность  по финансированию проведения страхователями углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с  вредными и (или) опасными производственными  факторами, на 2008-2010 годы по 2000000,0 тыс. рублей ежегодно (в 2006 году данные расходы  составили 1916554975,4 тыс. рублей, на 2007 год  они запланированы в сумме 2000000,0 тыс. рублей). Расчеты производились  исходя из затрат (без индексации) на одного работника в сумме 580,0 рубля  и количества работников - 3448276 человек.

    Итак, проанализировав расходную часть  Фонда, можно сделать следующие  выводы и сформулировать следующие  недостатки:

    1) До настоящего времени нормативно  не урегулирован вопрос перехода  к Российской Федерации обязательств  по возмещению вреда гражданам  вне рамок обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний в случае ликвидации  причинителя вреда.

Информация о работе Социальное страхование и деятельность фонда социального страхования РФ