Социальное обслуживание в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других - как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социальной экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы в третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.

Возможность осуществления социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в сфере социальной работы, социальной педагогике и психологии.

Оглавление

I. Введение

II. Понятие и принципы социального обслуживания

III. Стационарное социальное обслуживание

IV. Услуги на погребение

V. Обеспечение инвалидов средствами передвижения

VI. Заключение

VII. Задача

VIII. Литература и нормативные акты

Файлы: 1 файл

Социальное обслуживание курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

кресло - колясками  или велоколясками. Замена коляски на новую осуществляется после сдачи старой.  

Если нет противопоказаний к управлению указанные группы инвалидов  имеют право на бесплатное получение  мотоколяски и приобретение легкового  автомобиля в соответствии с Инструкцией  от 22.05.93 № 156.  

Разрешение на получение мотоколяски выдается высшими органами социальной защиты субъектов РФ на основании следующих  документов: заключения МСЭК, заявления, удостоверения на право вождения.  

Мотоколяска выдается сроком на 5 лет без права продажи  или передачи. По истечении этого срока она заменяется на новую, но обязательным условием замены является возвращение органам социальной защиты старой мотоколяски. Расходы, связанные с получением мотоколясок, подготовкой их для выдачи и другие, компенсируются за счет местных бюджетов. После смерти инвалида бесплатная мотоколяска подлежит возврату органам социальной защиты. Исключения установлены для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц -мотоколяски переходят в собственность их семей.  

Инвалидам, находящимся в домах-интернатах, мотоколяски не выдаются.  

Продажа инвалидам  автомобилей с ручным управлением  производится один раз в семь лет  специализированными магазинами по месту постоянного жительства на основании разрешений министерств  социальной защиты субъектов РФ.  

Инвалиды, имеющие  право на бесплатное получение автомобиля "Запорожец" с ручным управлением, могут покупать автомобили других марок  с зачетом стоимости полагающегося  бесплатно автомобиля или мотоколяски. Органы социальной защиты перечисляют торгующим организациям средства в размере действующих на момент продажи свободных цен на автомобиль с ручным управлением соответствующей модификации. Размер перечисленной суммы указывается в деле на получение автомобиля. Недостающую часть стоимости инвалид вносит сам.  

После смерти инвалида автомобили, приобретенные с зачетом  стоимости полагающегося бесплатно, наследуются членами семьи.  

Дети-инвалиды, достигшие 5 лет и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях при наличии права на управление у взрослых членов семьи.  

Расходы, связанные  с эксплуатацией транспортных средств, компенсируются инвалидам на основании  постановления Правительства РФ от 03.08.92 № 544 (в ред. от 10.07.95).  

Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов  денежных компенсаций расходов на бензин и другие виды топлива, техническое  обслуживание транспортных средств  и на запасные части к ним регламентируется постановлением Правительства РФ от 10.07.95 № 701.  

   

VI.Заключение.  

В настоящее  время становится очевидным, что  плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов  теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт ( в одних случаях - общеобразовательных школ, детских садов, детских домов,. Профилакториев, интернатов, в других - опыт больниц, поликлиник и санаториев), предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб. Естественно, что при таком подходе организаторы учреждений нового типа - территориальных центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центров для женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. - испытывают нередко больше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорий населения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальных учреждений, но и в обострении противоречий между органами соц. защиты, образования, здравоохранения и др.  

Поэтому сегодня  так важно выйти за пределы  обыденных рассуждений на этот счет, отказаться от традиционно описательных рекомендаций и умозрительных построений и стать на путь отработки территориальных моделей социального обслуживания на научной основе, постановки современного социального эксперимента с предварительным теоретическим осмыслением проблемы, использованием отечественного и зарубежного опыта социальной работы.  

Следует, во-первых, усилие в области становления  сети учреждения социального обслуживания, нередко поверхностные, сделать  более конкретными, ведущими к становлению  действительно эффективной и необходимой для населения системы социального обслуживания; во-вторых, профессионализм и высокую нравственность поступков работников социальных служб сделать постоянным качеством системы социального обслуживания населения; в-третьих, деятельность администраций регионов направить на координацию усилий различных ведомственных служб (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, миграционных, молодежных и др.) для удовлетворения нужд и потребностей населения в целом, отдельных социальных групп, различных типов семей и отдельной личности, в какой бы трудной жизненной ситуации они ни находились.  

Очевидно, что  ни одно из перечисленных ведомств в одиночку не может успешно решить многочисленные и многоуровневые задачи в области социального обслуживания населения. Нет сомнения и в правильности комплексного подхода к развитию различных типов социальных учреждений на одной территории, например социальные приюты не могут заменить детские дома, а последние могут более эффективно выполнять свои функции при наличии территориальных центров социальной помощи семье и детям, эффективной деятельности социальных приютов и центров социальной реабилитации детей и подростков. Противопоставление социальных учреждений разной ведомственной подчиненности является непродуктивным.  

Простая констатация  состояния сети ведомственных учреждений социального обслуживания, существующей в Российской Федерации, еще не содержит указания на границе изменений в  этой сети служб. При этом можно предполагать, что комплекс учреждений одного ведомства, который постепенно превращается в подсистему социального блока, может называться таковым тогда, когда четко разработаны структура, программы, принципы управления, социальные технологии и есть способность к самоограничению. В этом случае ограничение с экономической точки зрения может быть оптимальным, а с социологической - контингентным. В современных условиях не обязательно должна возникать система. Однако если сеть ведомственных и территориальных, государственных и не государственных служб находится в стадии становления системы, то, безусловно, это совокупность учреждений должна быть способна к самоограничению и автономному существованию; при помощи этого механизма она имеет возможность выжить и развиваться, приспосабливаясь к окружающей среде и не утрачивая различий своей функциональной предназначенности.  

Система может  существовать при наличии собственных  инструментов познании окружающей действительности и человека, нуждающихся в социальных услугах, а сегодня такого инструмента нет, он только формируется. Прежде всего нет методологических гарантий, нет теории, позволяющей адекватно оценить потребности населения в социальном обслуживании и создать предпосылки для его восстановления и эффективного развития. Можно утверждать, что на современном этапе происходит отработка моделей территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности на уровне здравого смысла, на основе опыта специалистов по социальной работе и исследователей, которые только последние пять лет занимаются разработкой этих проблем.  

С позиции перечисленных  выше критериев сформированности территориальной  системы социального обслуживания населения и развитости служб  можно, очевидно. Подвести некоторые  итоги развития учреждений социального  обслуживания на современном этапе.  

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляется только на четверти территории Российской Федерации. Говорит о продуманной хорошо развитой системе учреждений, более или менее полно учитывающей нужды населения, можно только в отношении крайне незначительной части территорий (Краснодарский и Красноярский края, Московская, Пермская, Курская и ряд других областей).  

Примерно четверть субъектов Федерации имеют всего  по 3 - 5 учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых (областных) центрах. Если говорить о видах учреждений, то преимущественное, ускоренное развитие получили только социальные приюты, хотя в 1995 году предпринимались попытки создать центры социальной помощи семье и детям (около 170), а в центрах социального обслуживания - отделения о социальной помощи семье и детям (их около 200).  

Не может не тревожить тот факт, что, несмотря на очевидное для подавляющей части территории обострения социальных проблем, усиление социально-психологической направленности, слабо развиваются центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 году их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили широкое распространение.  

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семьи и детям, а отделения (нередко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждения социального обслуживания. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.  

К сожалению, в  отдельных регионах не продумано  создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.  

Несогласованность действий учреждений просматривается  также там, где они подчинены  разным ведомствам, которые не могут  предоставить необходимый объем  социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности.  

В настоящее  время министерство и ведомство, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населения широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждения социальной помощи семье и детям препятствуют различные факторы:  

- слабая правовая  база системы социального обслуживания;  

- ограниченность  финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;  

- отсутствие  координации деятельности министерств  и ведомств в сфере социального  обслуживания;  

- дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;  

- низкий социальный  статус и неадекватная заработная  плата работников социальных  служб;  

- недостаточное  использование финансовых, экономических  и  

интеллектуальных  возможностей неправительственных учреждений.  

Для наиболее интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях (в том числе в небольших  городах, в районах, в поселках, в  сельской местности) в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности. Видимо, целесообразно внести в местном бюджете такую строку, которая бы предусматривала гарантированную защищенность деятельности органов местного самоуправления по развитию системы социальных услуг. Необходимо упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с передачей освобождающихся зданий под учреждение социального обслуживания населения. Имеется острая потребность в обеспечении в первоочередном порядке учреждений социального обслуживания помещениями, оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами. При формировании соответствующих бюджетов следует предусматривать выделение средств для целевого финансирования социальных служб, предоставлять им в пределах компетенции налоговые льготы.  

Информация о работе Социальное обслуживание в РФ