Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:19, курсовая работа
Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других - как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социальной экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы в третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.
Возможность осуществления социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в сфере социальной работы, социальной педагогике и психологии.
I. Введение
II. Понятие и принципы социального обслуживания
III. Стационарное социальное обслуживание
IV. Услуги на погребение
V. Обеспечение инвалидов средствами передвижения
VI. Заключение
VII. Задача
VIII. Литература и нормативные акты
кресло - колясками
или велоколясками. Замена коляски
на новую осуществляется после сдачи старой.
Если нет противопоказаний
к управлению указанные группы инвалидов
имеют право на бесплатное получение
мотоколяски и приобретение легкового
автомобиля в соответствии с Инструкцией
от 22.05.93 № 156.
Разрешение на
получение мотоколяски выдается
высшими органами социальной защиты
субъектов РФ на основании следующих
документов: заключения МСЭК, заявления,
удостоверения на право вождения.
Мотоколяска выдается
сроком на 5 лет без права продажи
или передачи. По истечении этого срока
она заменяется на новую, но обязательным
условием замены является возвращение
органам социальной защиты старой мотоколяски.
Расходы, связанные с получением мотоколясок,
подготовкой их для выдачи и другие, компенсируются
за счет местных бюджетов. После смерти
инвалида бесплатная мотоколяска подлежит
возврату органам социальной защиты. Исключения
установлены для инвалидов Великой Отечественной
войны и приравненных к ним лиц -мотоколяски
переходят в собственность их семей.
Инвалидам, находящимся
в домах-интернатах, мотоколяски не выдаются.
Продажа инвалидам
автомобилей с ручным управлением
производится один раз в семь лет
специализированными магазинами по
месту постоянного жительства на
основании разрешений министерств
социальной защиты субъектов РФ.
Инвалиды, имеющие
право на бесплатное получение автомобиля
"Запорожец" с ручным управлением,
могут покупать автомобили других марок
с зачетом стоимости
После смерти инвалида
автомобили, приобретенные с зачетом
стоимости полагающегося
Дети-инвалиды,
достигшие 5 лет и страдающие нарушением
функций опорно-двигательного
Расходы, связанные
с эксплуатацией транспортных средств,
компенсируются инвалидам на основании
постановления Правительства РФ
от 03.08.92 № 544 (в ред. от 10.07.95).
Порядок назначения
и выплаты отдельным категориям
инвалидов из числа ветеранов
денежных компенсаций расходов на бензин
и другие виды топлива, техническое
обслуживание транспортных средств
и на запасные части к ним регламентируется
постановлением Правительства РФ от 10.07.95
№ 701.
VI.Заключение.
В настоящее
время становится очевидным, что
плодотворным путем решения многочисленных
задач социального обслуживания
является внедрение в практику результатов
теоретического осмысления социальной
работы. Однако незнание или недостаточное
знание основных парадигм социальной
работы, слабость разработки данных вопросов
в современной отечественной науке, дефицит
социальных технологий и частных методик
социального обслуживания, недостаточная
инициативность в овладении знаниями
рядом специалистов и сотрудников учреждений
и органов социального управления, предпочитающих
научным рекомендациям традиционный эмпирический
опыт ( в одних случаях - общеобразовательных
школ, детских садов, детских домов,. Профилакториев,
интернатов, в других - опыт больниц, поликлиник
и санаториев), предопределяют недостаточную
эффективность деятельности социальных
служб. Естественно, что при таком подходе
организаторы учреждений нового типа
- территориальных центров социальной
помощи семье и детям, социальных приютов,
кризисных центров для женщин, центров
психолого-педагогической помощи и др.
- испытывают нередко больше неудач, чем
успехов в деле социального обслуживания
различных категорий населения, что проявляется
не только в разочаровании ряда клиентов
социальных учреждений, но и в обострении
противоречий между органами соц. защиты,
образования, здравоохранения и др.
Поэтому сегодня
так важно выйти за пределы
обыденных рассуждений на этот счет,
отказаться от традиционно описательных
рекомендаций и умозрительных построений
и стать на путь отработки территориальных
моделей социального обслуживания на
научной основе, постановки современного
социального эксперимента с предварительным
теоретическим осмыслением проблемы,
использованием отечественного и зарубежного
опыта социальной работы.
Следует, во-первых,
усилие в области становления
сети учреждения социального обслуживания,
нередко поверхностные, сделать
более конкретными, ведущими к становлению
действительно эффективной и необходимой
для населения системы социального обслуживания;
во-вторых, профессионализм и высокую
нравственность поступков работников
социальных служб сделать постоянным
качеством системы социального обслуживания
населения; в-третьих, деятельность администраций
регионов направить на координацию усилий
различных ведомственных служб (социальной
защиты населения, образования, здравоохранения,
занятости, миграционных, молодежных и
др.) для удовлетворения нужд и потребностей
населения в целом, отдельных социальных
групп, различных типов семей и отдельной
личности, в какой бы трудной жизненной
ситуации они ни находились.
Очевидно, что
ни одно из перечисленных ведомств
в одиночку не может успешно решить
многочисленные и многоуровневые задачи
в области социального обслуживания
населения. Нет сомнения и в правильности
комплексного подхода к развитию различных
типов социальных учреждений на одной
территории, например социальные приюты
не могут заменить детские дома, а последние
могут более эффективно выполнять свои
функции при наличии территориальных
центров социальной помощи семье и детям,
эффективной деятельности социальных
приютов и центров социальной реабилитации
детей и подростков. Противопоставление
социальных учреждений разной ведомственной
подчиненности является непродуктивным.
Простая констатация
состояния сети ведомственных учреждений
социального обслуживания, существующей
в Российской Федерации, еще не содержит
указания на границе изменений в
этой сети служб. При этом можно предполагать,
что комплекс учреждений одного ведомства,
который постепенно превращается в подсистему
социального блока, может называться таковым
тогда, когда четко разработаны структура,
программы, принципы управления, социальные
технологии и есть способность к самоограничению.
В этом случае ограничение с экономической
точки зрения может быть оптимальным,
а с социологической - контингентным. В
современных условиях не обязательно
должна возникать система. Однако если
сеть ведомственных и территориальных,
государственных и не государственных
служб находится в стадии становления
системы, то, безусловно, это совокупность
учреждений должна быть способна к самоограничению
и автономному существованию; при помощи
этого механизма она имеет возможность
выжить и развиваться, приспосабливаясь
к окружающей среде и не утрачивая различий
своей функциональной предназначенности.
Система может
существовать при наличии собственных
инструментов познании окружающей действительности
и человека, нуждающихся в социальных
услугах, а сегодня такого инструмента
нет, он только формируется. Прежде всего
нет методологических гарантий, нет теории,
позволяющей адекватно оценить потребности
населения в социальном обслуживании
и создать предпосылки для его восстановления
и эффективного развития. Можно утверждать,
что на современном этапе происходит отработка
моделей территориальных (ведомственных)
социальных служб и технологий их деятельности
на уровне здравого смысла, на основе опыта
специалистов по социальной работе и исследователей,
которые только последние пять лет занимаются
разработкой этих проблем.
С позиции перечисленных
выше критериев сформированности территориальной
системы социального
Процесс становления
системы учреждений нового типа весьма
противоречив и неоднозначен. Комплексный
подход к развитию территориальных социальных
служб по проблемам семьи, женщин и детей
практически осуществляется только на
четверти территории Российской Федерации.
Говорит о продуманной хорошо развитой
системе учреждений, более или менее полно
учитывающей нужды населения, можно только
в отношении крайне незначительной части
территорий (Краснодарский и Красноярский
края, Московская, Пермская, Курская и
ряд других областей).
Примерно четверть
субъектов Федерации имеют
Не может не
тревожить тот факт, что, несмотря на
очевидное для подавляющей части территории
обострения социальных проблем, усиление
социально-психологической направленности,
слабо развиваются центры психолого-педагогической
и экстренной психологической помощи.
В 1995 году их было всего 200, хотя в системе
образования психологические службы получили
широкое распространение.
В условиях жесточайшего
дефицита финансовых средств во многих
субъектах РФ пытаются решить сложнейшие
проблемы семьи и детства, открывая
не многопрофильные центры социальной
помощи семьи и детям, а отделения (нередко
маломощные, однообразные по видам поддержки)
помощи семье и детям. В ряде регионов
типичным явлением становится процесс
объединения различных видов учреждения
социального обслуживания. Весьма распространены
и такие учреждения, которые в силу крайне
ограниченного числа специалистов по
социальной работе и дефицита современных
технологий не могут практически повлиять
на изменение ситуации в регионе.
К сожалению, в
отдельных регионах не продумано
создание упорядоченной сети учреждений
для детей и подростков. Создаваемые социальные
учреждения должны предоставлять необходимую
помощь всем детям вне зависимости от
их пола, возраста, места прописки. Поэтому
создание специализированных учреждений,
например для девочек, создает трудности
в оказании помощи другим подросткам.
Несогласованность
действий учреждений просматривается
также там, где они подчинены
разным ведомствам, которые не могут
предоставить необходимый объем
социальной помощи, а отсутствие лицензирования
вызывает трудности в выработке единых
требований к кадрам социальных работников
и анализу эффективности их деятельности.
В настоящее
время министерство и ведомство,
имеющие социальные службы, опираясь
на государственные органы субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления, пытаются решить сложную
задачу, связанную с развитием созданной
сети учреждений, оказывающих населения
широкий спектр социальных услуг, адресованных
главным образом наиболее социально уязвимым
группам населения, которые испытывают
постоянные трудности в повседневной
жизни. Развитию сети учреждения социальной
помощи семье и детям препятствуют различные
факторы:
- слабая правовая
база системы социального
- ограниченность
финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении
у правительственных органов на федеральном
и региональном уровнях, дефицит средств
у органов местного самоуправления;
- отсутствие
координации деятельности
- дефицит персонала,
обладающего профессиональной подготовкой
в области социальной работы;
- низкий социальный
статус и неадекватная
- недостаточное
использование финансовых, экономических
и
интеллектуальных
возможностей неправительственных учреждений.
Для наиболее интенсивного
и комплексного развития социальных
служб во всех регионах, на всех уровнях
(в том числе в небольших
городах, в районах, в поселках, в
сельской местности) в соответствии
с потребностями семьи и детей
органам местного самоуправления предстоит
принять меры по целевому финансированию
муниципальных программ, предусматривающие
открытие и развитие учреждений социального
обслуживания семьи и детей, материально-техническое,
научно-методическое и кадровое обеспечение
их деятельности. Видимо, целесообразно
внести в местном бюджете такую строку,
которая бы предусматривала гарантированную
защищенность деятельности органов местного
самоуправления по развитию системы социальных
услуг. Необходимо упорядочить рассмотрение
вопросов, связанных с передачей освобождающихся
зданий под учреждение социального обслуживания
населения. Имеется острая потребность
в обеспечении в первоочередном порядке
учреждений социального обслуживания
помещениями, оборудованием, транспортными
средствами, материально-техническими
ресурсами. При формировании соответствующих
бюджетов следует предусматривать выделение
средств для целевого финансирования
социальных служб, предоставлять им в
пределах компетенции налоговые льготы.