Социальная защита инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценить современное состояние проблемы, понять, какое место в современном обществе занимают инвалиды, какова роль и социальной политики в отношении инвалидов и каковы ее результаты.

Оглавление

Введение 3
1. Инвалид: понятие, признаки инвалидности, виды инвалидности 5
1.1 Понятие инвалид 5
1.2 Признаки инвалидности 6
1.3 Группы инвалидов. Медицинская и социальная модель инвалидности 6
2. Социальная работа с инвалидами 9
2.1 Основные направления социальной политики, механизмы реализации 9
2.2 Концепции отношения общества к инвалидам 11
2.3 Принципы социальной политики 13
2.4 Программа доступная среда, как форма социальной защиты инвалидов 13
3. Проблемы в жизнедеятельности инвалидов 17
3. 1 Проблема дискриминации инвалидов со стороны общества 18
3.2 Проблема доступности для инвалидов окружающей среды 21
3.3 Проблема бедности инвалидов 25
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

для ботаника.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Одним из условий полноценного социального участия для инвалида является получение им общего и профессионального  образования, приобретение конкурентоспособной  и престижной профессии. Создание инвалидам  условий получения общего и профессионального образования закреплено в федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «Об образовании» (1996), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также в нормативных документах Президента и Правительства Российской Федерации. Общедоступное и бесплатное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями подтверждено Национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации в 2001 году.12 Ставятся вопросы об «инклюзии» (т.е. включенности в общую образовательную среду, удовлетворяющую потребности всех обучаемых) различных видов образования для инвалидов.

Но существует целый  ряд объективных препятствий для соответствующей реформы образовательной системы, среди которых значимое место занимают неприспособленность среды, неподготовленность педагогических кадров и неадекватность финансирования системы образования.13

 Несмотря на определенные  прогрессивные изменения в сфере образования инвалидов, реализовать свои права и получить эти возможности может не каждый желающий. Создание условий для получения максимально доступного инвалидам образования, отвечающего их специфическим потребностям, вырастает в общегосударственную проблему. Неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений связана с необходимостью переезда с постоянного места жительства, что не всегда приемлемо для инвалида.

Возможности для получения профессионального образования лицами с выраженными нарушениями состояния здоровья и социального функционирования существенно ограничены и могут быть реализованы лишь в столице или отдельных крупных городах. В национальных республиках эти возможности минимальны, а в сельской местности практически отсутствуют на территории всей страны. Кроме того, следует учитывать тот факт, что более 50% инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства.14

Также препятствиями  для получения инвалидами образования  является неприспособленность большинства  учебных заведений. Физические возможности  инвалидов требуют создания безбарьерной среды – особой архитектуры помещений, специального оборудования учебных мест и технических средств обучения, специальной методики обучения, предоставления сурдопереводчиков и других услуг. Кроме того, практически отсутствуют педагогические кадры, профессионально подготовленные для работы со студентами-инвалидами. Ввиду этого круг лиц, которые могут обучаться в средних и высших учебных заведениях на общих основаниях, сужается, и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения. К тому же «социологические исследования показывают, что инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения, 98% из них мало что знают о выбранной профессии, ее востребованности и условиях труда»15. Это ведет к несоответствию психофизиологических возможностей инвалида выбранной профессии, что является причиной незаконченного профессионального образования или невозможности осуществления трудовой деятельности по полученной специальности.

К тому же, проблема доступности  информации для инвалидов также  стоит очень остро. Ведь безбарьерная среда жизнедеятельности означает не только архитектурную и транспортную доступность, но и обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Основные гарантии государства на право получения необходимой информации отражены в статье 14 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В законе предусмотрена государственная поддержка редакций и издательств, выпускающих специальную литературу для инвалидов. Но в современном мире главнейшими источниками получения информации все больше становится телевидение и Интернет. На телевидении, в кино- и видеофильмах должна предусматриваться система субтитрирования или сурдоперевода, что практически не реализовывается, только некоторые телевизионные передачи сопровождаются субтитрами или синхронным переводом.

Доступ к  информационным и коммуникационным технологиям  – такое же право людей с  ограниченными возможностями, как  и право на доступ к физической окружающей среде и средствам  транспорта. Несмотря на наличие всеобъемлющих рекомендаций, большинство сайтов в Рунете пока не адаптировано для просмотра людьми с ограниченными физическими возможностями. Российские вебдизайнеры и владельцы сайтов равнодушны к информационным потребностям инвалидов. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды в Интернете можно назвать «безальтернативную» графическую информацию, которая не может быть озвучена с помощью программ для чтения с экрана (screen reader), например системы защиты от автоматических регистраций (CAPTCHA); перегруженность страниц сайтов элементами, не несущими содержательной нагрузки – графическими «украшениями», баннерами, flash-роликами и т.д.; излишне сложный, а часто – неправильный код веб-страниц, вызывающий затруднения при навигации по сайту и страницам с помощью программ для чтения с экрана. Одной из причин игнорирования в виртуальной среде потребностей инвалидов является низкая заинтересованность российского интернет-бизнеса в соответствующей аудитории, а готовность приспосабливать сайты под ее запросы из чистого альтруизма оценивается им скептически. Решение задачи доступа в Интернет для инвалидов, в том числе инвалидов по зрению, является исключительно важной социально значимой задачей.16

Таким образом, доступность  физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру является условием независимой жизни инвалидов. Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разобщенности между инвалидами и неинвалидами. Более того, доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции инвалидов в общество.

К сожалению, доступность  окружающей среды для лиц с  ограниченными возможностями в  некотором роде обуславливается  таким фактором, как финансовое положение инвалидов, которое, в свою очередь, далеко от идеала.

 

3.3 Проблема бедности инвалидов

 

На сегодняшний день бедность является одной из наиболее острых проблем инвалидов. Их часто  относят к так называемой группе традиционных бедных. Пенсионеры-инвалиды часто оказываются даже в более тяжелых материальных условиях по сравнению с пенсионерами по старости – по данным Госкомстата их уровень бедности выше в полтора раза, причем крайняя бедность инвалидов встречается в 2 раза чаще. Причиной этому являются существенные ограничения в доступе к доходам от занятости, которые составляют большую часть денежных ресурсов российских граждан. Условия проживания инвалидов сказываются на их материальном положении, и те из них, кто не имеет родственников или живет отдельно от них, почти в 2/3 случаев оказываются за чертой бедности. Если же инвалид проживает в семье, то дополнительная иждивенческая нагрузка увеличивает уровень бедности семьи (52% семей с инвалидами имеют доход, ниже прожиточного минимума).

Материальное положение семей с детьми-инвалидами даже при формальном соответствии необходимому уровню доходов оказывается крайне тяжелым, поскольку специфические потребности детей-инвалидов не учтены при формировании методики расчета прожиточного минимума. Анализ социально-демографической структуры таких семей показывает широкое распространение среди них семей материнских (неполных), а также повышенную иждивенческую нагрузку в связи с вынужденным отказом матерей от работы и отсутствием ее заработка в бюджете семьи, что делает семьи с детьми-инвалидами наиболее социально уязвимой группой, подверженной риску бедности. Крайне недостаточное развитие инфраструктуры, содействующей уходу за ребенком-инвалидом, не помогает матерям сохранить возможность работать и негативно отражается на уровне жизни семей с детьми-инвалидами.17

Бедность и инвалидность у нас в стране становится двумя  почти неразделимыми понятиями. Доходов инвалида нередко катастрофически  не хватает, так как помимо трат на какие-то социально-бытовые нужды, очень большое количество финансов требуется на лечение и реабилитацию. Помощи, которую инвалиды получают от государства, часто бывает недостаточно, поэтому такие малые доходы инвалидов, как правило, вынуждают их жить в бедности.

В целом инвалиды составляют крупнейшее и наиболее обездоленное меньшинство в мире. Во всех регионах мира, во всех странах инвалиды нередко являются изгоями в обществе, лишенными самого базового жизненного опыта. Они практически не могут рассчитывать на окончание школы, получить работу, иметь собственный дом, создать семью и воспитать детей, участвуя в жизни общества и голосуя.

 

 

Заключение

 

В заключение данной работы можно сделать вывод, что пока положение инвалидов плачевное. Права инвалидов ущемляются, да и  отношение к ним общество немилосердное.

Современное общество мало приспособлено для нормальной и комфортной жизнедеятельности инвалидов. Наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, инвалидам во многом затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, инвалид вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности

Основной и главной  является проблема многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам  активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.

Конечно, в России принята и соблюдается  концепция инвалидности, которая существует во всех цивилизованных странах, основанная на высокогуманном отношении общества к инвалидам.  Законодательством, как на федеральном, так и на региональном уровнях определены различные формы социального обеспечения инвалидов, но, к сожалению, несмотря на это, пока инвалиды  в  нашем обществе являются дискриминируемым  меньшинством.

 

 

Список литературы

1. Агеева, Н. В. Отношение российского общества к людям с инвалидностью: социологический аспект // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2006. - №1(56). – С. 215-220.

2. Александрова, А. Л. Бедность и льготы: мифа и реальность / А. Л. Александрова, Л. Н. Овчарова, С. В. Шишкин. – М. : ИНФ «СПРОС» КонфОП, 2003. – 48 с.

3. Бабушкин, А. В.  Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / А. В. Бабушкин, А. С. Сорвина, Е. И. Холостова, И. Г. Зайнышев, М. П. Гурьянов, А. С. Сорвин. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 426 с.

4. Баскаков, В. Н. Страхование от несчастных случаев на производстве: актуарные основы [Электронный ресурс] : электронный учебник / В. Н. Баскаков, О. Н. Андреева, М. Е. Баскакова, Г. Д. Карташов, Е. К. Крылова – Режим доступа: http://www.actuaries.ru/lib/index.php?SECTION_ID=256

5. Беспалова, Ю. М. Особенности инвалидности и пути реабилитации инвалидов в Западносибирском регионе // Вестник Тюменского государственного университета. – 2007. - №4. – С. 118-128.

6. Дробышева, С. Отношение к инвалидам – показатель состояния нравственного здоровья общества // Человек и труд. – 2003. - №10. – С. 12-15.

7. Денисенко, А. И. О современных проблемах инвалидности и инвалидов [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения : электронный информационно-аналитический вестник. – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/111/30/

8. Доступ инвалидов к информации в Сети: потребности, препятствия и прогресс [Электронный ресурс] : сообщение для СМИ, 20 марта 2009 г. / МОО «Информация для всех». – Режим доступа: http://www.ifap.ru/pr/2009/090320a.htm

9. Зозуля, Т. В. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие / Т. В. Зозуля, Е. Г. Свистунова, В. В. Чешихина. – М. : Академия, 2005. – 304 с.

10. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История изучения воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х. С. Замский. – М. : НПО «Образование», 1995. – 400 с.

11. Зак, Г. Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы // Специальное образование. – 2008. - №10. – С. 22-24.

12. Крашенинникова, М. О. О результатах социологического исследования «Проблемы образования и трудоустройства молодых людей с ограниченными возможностями в республике Коми» // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. - №4. – С. 56-59.

13. Кавокин, С. Нужны ли государству инвалиды? // Человек и труд. – 2008. - №5. – С. 17-22.

14. Лильин, Е. Изменить отношение общества // Социономия. – 2007. - №12. – С. 2-5.

15. Лысенко, А. Кому достанется инвалид // Р.Г. – 2007. - №248. – С. 3.

16. Новиков, М. Трудоустройство инвалидов: пособие для специалистов в вопросах и ответах / М. Новиков, Н. Присецкая, В. Котов. – М. : РООИ «Перспектива», 2005. – 42 с.

17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

18. Пушкарев, О. В. Статистический анализ зависимостей заболеваемости и инвалидности от ресурсов здравоохранения и социальных ресурсов / Общественное здоровье и здравоохранение. – 2008. - №4. – С. 60-66.

19. Романов, П. В. Поитика инвалидности. Проблемы доступной среды и возсожности занятости // Социологические исследования. – 2005. - №2. – С. 44-55.

20. Рыбкина, Н. Л. Медико-организационный анализ качества здоровья новорожденных детей в родовспомогательных учреждениях // Медицинский альманах. – 2009. - №1(6). – С. 16-19.

21. Реут, М. Комплексный подход к определению инвалидности // Власть. – 2008. - №7. – С. 94-96.

22. Соколовская, Т. А. Вклад перинатальных причин в формирование детской инвалидности [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения : электронный информационно-аналитический вестник. – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/94/30/

23. Сахаров, А. В. Первичная инвалидность вследствие дорожно-транспортных происшествий в Краснодарском крае // Кубанский научный медицинский вестник. – 2009. - №7(112). – С. 130-133.

Информация о работе Социальная защита инвалидов