Социальная защита инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценить современное состояние проблемы, понять, какое место в современном обществе занимают инвалиды, какова роль и социальной политики в отношении инвалидов и каковы ее результаты.

Оглавление

Введение 3
1. Инвалид: понятие, признаки инвалидности, виды инвалидности 5
1.1 Понятие инвалид 5
1.2 Признаки инвалидности 6
1.3 Группы инвалидов. Медицинская и социальная модель инвалидности 6
2. Социальная работа с инвалидами 9
2.1 Основные направления социальной политики, механизмы реализации 9
2.2 Концепции отношения общества к инвалидам 11
2.3 Принципы социальной политики 13
2.4 Программа доступная среда, как форма социальной защиты инвалидов 13
3. Проблемы в жизнедеятельности инвалидов 17
3. 1 Проблема дискриминации инвалидов со стороны общества 18
3.2 Проблема доступности для инвалидов окружающей среды 21
3.3 Проблема бедности инвалидов 25
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

для ботаника.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

 Эти две основные  аксеологичекие концепции стали  основанием для разработки и  внедрения в практику социальной  работы с инвалидами её основных  моделей: медицинской или административной  и социальной или “интерактивной”. Эти модели представляют собой следующее:

Медицинская или административная модель социальной работы с инвалидами исходит из того, что человек с  ограниченными возможностями должен приспособиться к окружающему миру, к обществу, подвергнуться процессу реабилитации для того, чтобы соответствовать существующим социальным нормам. Во многом, именно эта модель деятельности определяет современную законодательную базу и реальную практику социальной работы с инвалидами, отделяя их от общества здоровых людей, ограничивая их права и возможности.

Социальная или “интерактивная”  модель, напротив, исходит из предположения, согласно которому, ощущение инвалидом  ограниченности своих возможностей вызвано не болезнью, а существующими  для него в окружающей социальной среде барьерами. То есть, ограниченные возможности инвалидов -это не столько следствие болезни или травмы, сколько результат их притеснения внутри общества.

Основную цель социальной помощи инвалидам сторонники этой модели деятельности видят в том, чтобы  устранить многочисленные физические, психологические, социальные и другие барьеры, существующие в современном обществе и препятствующие полноценной жизнедеятельности инвалидов.

 

2.3 Принципы социальной  политики

 

К основным принципам  реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:

  • социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями (общественных, религиозных, политических);
  • социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и поддерживать их;
  • участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке соответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;
  • социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и преимуществ по сравнению с другими членами общества;
  • государственных и общественных гарантий, предполагающий, что независимо от своего экономического, социально-политического и технологического состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи.

 

2.4 Программа доступная среда, как форма социальной защиты инвалидов

 

Программа "Доступная  среда", решающая проблемы инвалидов  в РФ и рассчитанная на пять лет, начала работу в 2011 году. Планируется, что эта программа будет затрагивать вопросы доступности образования, информации, права на труд инвалидов.

По данным Минздравсоцразвития  России, стоимость программы "Доступная  среда" на все пять лет, по предварительным  подсчетам, составит 46,9 миллиарда рублей. При этом из федерального бюджета  на реализацию программы будет выделено 26,9 миллиарда рублей, из бюджетов субъектов РФ - 19,7 миллиарда рублей и из внебюджетных источников - 269,34 миллиона рублей.

"Инвалидность - всегда  проблема, это всегда необходимость  для инвалида преодолевать дополнительные  препятствия. Задача программы  сделать так, чтобы барьеров для инвалида было как можно меньше", - сообщили в пресс-службе Минздравсоцразвития России.

В ведомстве называют новую программу для инвалидов "беспрецедентной" в области  защиты прав людей с ограниченными  возможностями. В программе учтены требования предстоящей ратификации Россией Конвенции ООН "О правах инвалидов", в том числе принцип "универсального дизайна", по которому любые приспособления для инвалидов должны быть разумными и не должны мешать тем, кто может без них обходиться.

"Все новые и реконструируемые объекты изначально, еще на этапе замысла проектного решения, должны будут учитывать требования доступности для инвалидов. В этом случае реализованный строительный проект становится "естественно доступным", а мировой опыт говорит, что при таком подходе дополнительные расходы минимальны", - говорится в сообщении пресс-службы Минздравсоцразвития РФ.

Инвестиции в "общедоступность" окупаются за счет расширения потребительского спроса. Это касается всех без исключения объектов, включая и жилые здания, и объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и промышленные объекты.

"Важная задача - обеспечить  человеку с инвалидностью непрерывность  маршрута, по которому он движется. Любое выпадение на пути его  следования приводит к тому, что  он не может воспользоваться каким-то объектом или услугой", - отмечается в сообщении. Но устранение "физических" барьеров - не исчерпывающая задача программы, полагают в ведомстве.

Принципиальное значение имеет устранение "отношенческих  барьеров", мешающих интеграции инвалидов в общество. "Необходимо сформировать позитивное отношение к инвалидам и теме инвалидности в целом, в том числе и через создание "безбарьерной" школьной среды, позволяющей обучаться совместно обычным детям и детям с ограниченными возможностями", - говорится в сообщении.

Пока же, по данным Минобрнауки  России, около 2% школ являются доступными для инвалидов, то есть физически  приспособлены для их посещения  детьми-инвалидами. По итогам государственной  программы к 2015 году планируется  достичь 20% показателя, чтобы на уровне каждого муниципального образования была создана сеть доступных учебных заведений, и родители с детьми могли, при желании и возможности ребенка, выбирать форму обучения в обычной школе.

В соответствии с замыслом программы, большее число телепрограмм будут иметь субтитры. К 2015 году реализация мероприятий госпрограммы позволит производить до 12,5 тысячи часов субтитров в год, что составит 50% от общего объема вещания отдельных общероссийских общедоступных телеканалов, планируют в Минздравсоцразвития России. В настоящее время объем вещания указанных каналов составляет не более 15%.

Программа "Доступная  среда" состоит из двух этапов. На первом этапе определяются наиболее востребованные инвалидами услуги и  объекты социальной инфраструктуры и реализуются региональные пилотные проекты по отработке механизмов формирования доступной среды. Второй этап предполагает полномасштабное проведение работ по обеспечению доступности приоритетных для инвалидов объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

 

3. Проблемы в жизнедеятельности инвалидов

 

Человек, получивший статус инвалида сталкивается с проблемами во многих сферах своей жизнедеятельности. Удовлетворение различных потребностей является одним  из основных условий обеспечения достойного качества жизни инвалида. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни. Они во многом совпадают с потребностями каждого гражданина.

С наступление инвалидности у человека возникают реальные трудности как  субъективного, так и объективного характера при адаптации к жизненным условиям. Инвалидам во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, бытовых услуг, информации и каналам коммуникации, даже общественный транспорт практически не приспособлен для пользования лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалиду приходится жить в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и другие проблемы и трудности для самих инвалидов и  их близких. К тому же инвалиду сложно создать семью, так как существуют социальные и экономические препятствия, мешающие ему это сделать.6

Социально-психологическое самочувствие большинства инвалидов характеризуется  неуверенностью в завтрашнем дне, неуравновешенностью, тревожностью. Многие начинают чувствовать  себя изгоями общества, ущербными  людьми, ущемленными в своих правах.

Существует три основные проблемы инвалидов: дискриминация  со стороны общества, отсутствие жизненной  среды, бедность. Рассмотрим каждую из этих проблем более подробно.

 

3. 1 Проблема дискриминации инвалидов со стороны общества

 

Общество всегда неоднозначно относилось к инвалидам. И даже сейчас, в эпоху социальной справедливости и равноправия инвалиды все равно часто подвергаются унижению, оскорблению и ущемлению их прав и достоинств. Самым ярким примером дискриминации инвалидов в обществе служит дискриминация на рынке труда.

Процесс решения проблемы трудовой занятости инвалидов начался не так давно. У нас в России движение за равные права для инвалидов имеет опыт не более 10-15 лет (принятие Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации в 1995 году). Поэтому обществу требуется время и определенные усилия, чтобы преодолеть многолетние стереотипы и предрассудки по отношению к возможностям людей с инвалидностью. Инвалиду очень сложно устроиться на работу, потому что многие работодатели просто не представляют себе, как и в качестве кого, им рассматривать людей с инвалидностью. Работодатели не имеют представления, как им проводить с инвалидами собеседования, как оценивать их работу, как их обучать, и как, при необходимости, создавать для них специальные условия труда и проводить адаптацию на рабочем месте. Также многие специалисты по трудоустройству не знают всей специфики работы с инвалидами: как строить с ними общение, как оценивать их возможности и предлагать работодателям.7

Статей 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» была установлена система квотирования рабочих мест для инвалидов, которая предусматривала для организаций, численность сотрудников которых составляет более 30 человек, установление квоты для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности сотрудников (от 2 до 4%). В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты работодатели обязаны ежемесячно вносить в бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в счет квоты инвалида. Но, несмотря на это, работодатели пытаются сделать все возможное, чтобы не принимать инвалидов на работу. К тому же, на данный момент льгот у организаций, трудоустраивающих инвалидов практически не осталось. Был отменен Федеральный Закон от 13.12.91. №2030-1 «О налоге на имущество предприятий», согласно которому налогом не облагалось имущество общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, в которых инвалиды составляли не менее 50% от общего числа работников. В ныне действующем Налоговом кодексе Российской Федерации сохранены только льготы по единому социальному налогу. Согласно статье 239, предприятия любых форм собственности освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение года ста тысяч рублей на каждого инвалида I, II или III группы, работающего по трудовому договору. Работодатели прекрасно понимают, что работник с инвалидностью не способен выполнять работу с максимальной эффективностью. Ведь сотрудник с инвалидностью имеет право работать не более 35 часов в неделю, не работать ночью и сверх нормы, брать оплачиваемый отпуск 30 календарных дней, а за свой счет 60 календарных дней.8 К тому же такой сотрудник склонен часто уходить в отпуск по болезни, что тоже отрицательно сказывается на эффективности его работы. Все это ведет к тому, что работодатели негативно относятся к принятию на работу лиц с инвалидностью.

Решение проблем трудоустройства  инвалидов в нашей стране еще  очень далеко от значительных успехов. Все это свидетельствует о  наличии специфических проблем в процессе их трудоустройства.

При трудоустройстве  от человека с инвалидностью требуется  значительно больший объем усилий при переговорах с работодателем  для приглашения на собеседование  и значительно большее количество самих собеседований, чтобы получить предложение о работе. В теории процесс трудоустройства инвалидов может ничем не отличаться от трудоустройства других граждан, но на практике он становится гораздо более трудным.9

Также существует множество  барьеров, которые создают для  сотрудника с инвалидностью препятствия в доступе к рабочему месту, мешают выполнять возлагаемые на него обязанности или мешают чувствовать себя на равных с другими сотрудниками. Барьер определяется, как невозможность выполнить те или иные действия или выполнять определенные служебные обязанности вследствие отсутствия для этого условий. Важным факторов, пагубно влияющим на работу сотрудника с инвалидностью, является негативное отношение других сотрудников к нему. Более лояльное отношение начальства к работнику-инвалиду может быть расценено другими работниками как несправедливость. Это создает трудности, как для инвалида, так и для работодателя, который, порой, не имеет представления о том, как устранить данные барьеры.

Также дискриминацию  инвалидов можно проследить и  в сфере образования. Отношение студенческой молодежи к инвалидам в основном проявляется нетерпимостью и неравенством. Некоторые считают инвалидов ущербными людьми, не способными к нормальной студенческой жизни, а некоторые просто остерегаются инвалидов и всячески избегают контактов с ними.10 Этот фактор очень мешает инвалиду чувствовать себя уверенно в студенческом коллективе и успешно обучаться, а также является одной из основных причин частого нежелания инвалида получать образование.

 

3.2 Проблема доступности для инвалидов окружающей среды

 

В России инвалидам во многом затруднен доступ к объектам социальной инфраструктуры – учреждениям  здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытовых услуг, местам работы и отдыха, многим магазинам в связи  с архитектурными и строительными барьерами, неприспособленностью общественного транспорта для пользования лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дефектами сенсорных органов.11 Барьеры среды снижают социальную активность инвалидов, в том числе и конкурентоспособность на рынке труда. Люди, имеющие ограниченные возможности, испытывают трудности с передвижением, транспортировкой к месту работы, связанные с недоступностью или неудобством различных объектов социальной инфраструктуры, а также с отсутствием или плохим качеством необходимых приспособлений. На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для информационного обеспечения, получения образования инвалидами, их дальнейшего трудоустройства) препятствуют доступности среды. Такое отсутствие жизненной среды для инвалидов во многом сказывается на процессе его социализации, на его участии в жизни общества. Инвалиды часто не имеют возможности передвигаться и оказываются в изоляции, проживая взаперти.

Информация о работе Социальная защита инвалидов