Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 05:51, курсовая работа
Цель настоящей работы – рассмотреть систему страхования жизни в России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты становления системы страхования в России.
2. Охарактеризовать макроэкономические особенности страхования жизни в России.
3. Рассмотреть приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ 3
1.1 СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ 4
1.2 ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ 8
2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ 15
3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 22
3.1 РОССИЙСКИЙ СТРАХОВОЙ РЫНОК И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 22
3.2 СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В ДРУГИХ СТРАНАХ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тыс. человек.
Вместе
с тем за годы рыночных преобразований
не удалось в полной мере сформировать
устойчивый, соответствующий современным
потребностям общества рынок страховых
услуг. Дальнейшее развитие страхования
в России требует уточнения его
роли в решении социально-
Сегодня
на рынке присутствует достаточно много
страховых компаний, платежеспособность
которых уже в ближайшем
Предприятия в условиях финансового кризиса будут снижать производство и издержки, в том числе и затраты на страхование. Так, например, если в прошлом году банкострахование выросло на 55 – 60%, то по итогам этого года рост составит лишь 5%, да и то этот рост будет обеспечен за счет успешных показателей начала 2009 года. 2011 год может преподнести неприятные сюрпризы гражданам, которые застраховали свои автомобили и другое имущество. Вполне вероятны разорения многих страховых компаний, в числе которых есть дочерние структуры банков, испытывающих проблемы с ликвидностью [10].
Объем резервов гарантийного фонда РСА на случай банкротства или отзыва лицензий у страховых компаний на 1 ноября 2008года составлял 2,727 млрд. руб. Этот фонд формируется из ежегодных отчислений страховщиков ОСАГО в размере до 4,5% от оборота страховых компаний. Отчисления происходят не единоразово, а в течение года. При этом Россия – единственная страна в мире, где в соответствии с действующим законодательством предусмотрена такая защита интересов держателей полиса ОСАГО.
До сих пор у РСА хватало резервов на погашение долгов страховых компаний, это когда количество банкротств и отзывов лицензий у страховщиков, случившихся из-за ошибок менеджмента, заниженных региональных коэффициентов, мошенничества руководства, не превышал «естественный» фон. Однако РСА не исключил, что в 2011 году ситуация может измениться в связи с ухудшением дел на рынке страховых услуг России.
Финансовый кризис создал предпосылки для банкротства не только мелких и средних страховщиков, проблемы возникают и у крупных участников рынка.
По предварительным оценкам, в целом по рынку выплаты по ОСАГО за 2009 год составят около 45 млрд. рублей. При этом в 2010 году страховой рынок ожидает ряд важных изменений, связанных с переходом к прямому урегулированию убытков и на Европротокол. Федеральная служба страхнадзора (ФССН) последовательно проводит политику, направленную на повышение прозрачности страхового бизнеса, ужесточая требования к тому, как страховая компания будет управлять своим портфелем, насколько будет развит риск-менеджмент и грамотно размещаться инвестиционные резервы в условиях финансовой нестабильности, что может привести к росту отзыва лицензий.
Возможно,
в ближайшем будущем
Рынок страхования в России существенно вырос в 2003 – 2007 гг., период формирования среднего класса в стране, которому потребовались страховые услуги. Очередного всплеска интереса к страховым услугам следует ожидать при переходе среднего класса на иной, более высокий уровень. По мнению экспертов, это произойдет лет через восемь [3].
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране
складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и
однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и
организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей.
Самым старым и распространенным типом пособий в мире является пособие по возмещению ущерба в следствие несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний. Примерно две трети стран, где предоставляются пособия по производственному травматизму, используют для этих целей органы государственного аппарата. В США, например, работодатель должен страховать своих работников. В некоторых странах договора по найму заключаются только в частных страховых компаниях, т.к. государственных организаций подобного рода не существует.
В
развивающихся странах
В области страхования по болезни в большинстве стран медицинские услуги и денежные пособия находятся в ведении одной и той же ветви социального обеспечения. Однако в Великобритании Национальная служба здравоохранения обеспечивает медицинское обслуживание всего населения, а денежными пособиями ведает отдельная служба. Такое разделение функций имеет место в странах, где существует государственная система здравоохранения.
За период с 1980 по 1990 гг. в Европейском Союзе замечается увеличение доли затрат на социальные расходы от внутреннего валового продукта. Однако распределение мест практически не изменилось: Португалия и Греция имеют самый низкий коэффициент, Дания и Нидерланды – самый высокий.
Действующая система социального страхования в США является очень гибкой, хотя и весьма сложной. Ее характерная особенность – децентрализация. Она состоит из различных социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативностью учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона.
Законом о социальном страховании от 1935 г. установлено два вида социального страхования – пенсии по старости и пособия по безработице.
Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего, инвалидам и сиротам. С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования: выплату пенсии при утрате кормильца, пособий введу нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой, право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше.
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование, который взимается в равный долях как с наемных рабочих и служащих, так и с предпринимателей. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах от заработной платы, а с предпринимателей – с процента от фонда оплаты труда.
На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний.
Законодательством
установлена ответственность
В настоящее время в США программы медицинского страхования и вспомоществования охватывают примерно 50 млн. человек. Параллельно существуют частные системы социального страхования, которые дополняют государственную и которые с помощью определенных механизмов регулируются государством.
Франция, как и Россия, переживает
реформу социального
Финансирование страховых
Поступления по страхованию от производственного травматизма также обеспечиваются исключительно за счет работодателей.
Одной из проблем реформы социального страхования во Франции является убеждение работодателей в том, что улучшение условий труда и обеспечение техники безопасности на предприятиях – залог сокращения производственного травматизма, и, следовательно, сокращения финансовых затрат предприятия.
Уровень пенсий по старости в среднем по Франции общего режима страхования работающим по найму представляется недостаточным, в частности из-за установления верхнего предела заработной платы [9].
Итак, страхование жизни является отраслью личного страхования, оно предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам в случаях:
Последовательно
и подробно рассмотрев объекты, имущественные
интересы, страховые риски и случаи,
цели страхователя и страховщика, можно
определить сущность страхования жизни
как особого сберегательно-