Понятие фондов социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы остановиться на наиболее важной части данной концепции – обязательном медицинском страховании граждан России, рассмотреть проблемы, связанные с разработкой и внедрением данной системы в РФ.
Достижением целей курсовой роботы предполагает решение следующих задач: рассмотрение развитие медицинского страхования, организацию финансирования ОМС, проблемы обязательного и добровольного медицинского страхования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... 3-4
1. Понятие фондов социального страхования РФ…………………………….......5
1.1. Обязанности, цели и задачи фондов социального страхования РФ……....5-8
1.2. Предпосылки появления и развития обязательного медицинского страхования (ОМС): история и современность………………………………..8-13
1.3.Фонды обязательного медицинского страхования в РФ и его виды…….13-24
2. Проблемы ОМС в России и пути их решения. Итоги деятельности
системы ОМС…………………………………………………………………...25-29
2.1. Сущность медицинского страхования на современном этапе………….29-32
2.2. Добровольное медицинское страхование………………………………...32-35
2.3.Структура расходов Фонда и анализ ее изменения………………………36-37
Заключение……………………………………………………………………...38-41
Пример расчета выплат из Фонда социального медицинского
страхования 2009-2010 год…………………………………………………….42-43
Список использованной литературы…………………………………………..44-45

Файлы: 1 файл

Курсач финансы гот..doc

— 294.50 Кб (Скачать)

Договор страхования, как  правило, заключается сроком на один год. Для заключения договора страхования страхователь обращается к страховщику с письменным заявлением. Если страхователем выступает физическое лицо, в заявлении указываются основные данные о страхователе, Ф.И.О. лица, в пользу которого заключается договор страхования (если таковое имеется), условия страхования (в том числе особые условия), срок страхования; предполагаемый перечень мед. услуг и уровень страхового обеспечения. Если после вступления договора страхования в силу будет обнаружена недостоверность данных, сообщённых при заключении договора страхования и влияющих на степень риска, страховщик имеет право досрочно прекратить действие договора страхования, письменно уведомив страхователя о причинах расторжения договора. Страховые взносы в этом случае возвращаются за неистекший срок действия договора за вычетом понесённых страховщиком расходов (ст. 23 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»).

Во всех случаях прекращения  договора страхования страхователь обязан вернуть страховщику страховой  полис и страховую карточку, действие которых прекращается с момента окончания срока страхования, поступления письменного заявления о досрочном прекращении действия договора, принятия решения страховщиком о досрочном прекращении действия договора страхования при несоблюдении страхователем своих обязанностей.

При наступлении страхового случая медицинские услуги застрахованному  оказываются на основании предъявления им страховой карточки.

 

 

 

2.3. Структура расходов Фонда и анализ ее изменения

 

Расходы бюджета Фонда  социального медицинского страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального медицинского страхования, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

Структура расходов ФСМС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Медицина», «Социальная политика».

Расходы Фонда предусмотрены – в 2011 году в сумме 375,5 млрд. рублей, или 122,6% к уровню 2010 года, в 2009 году – 356,1 млрд. рублей, или 94,8% к уровню 2008 года, в 2011 году предусмотрено расходы в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2010 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное медицинского страхование – в 2009 году в сумме 264,8 млрд. рублей, или 130,6% к уровню 2008 года,; на обязательное социальное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году в сумме 49,9 млрд. рублей, в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, в 2011 году – 55,3 млрд. рублей.

В проекте бюджета  Фонда предусмотрено увеличение максимального размера пособия  по временной нетрудоспособности в 2011 году с 16125 рублей до 17250 рублей с учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Увеличивается максимальный размер пособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в расчете на месяц, с которого начисляется единый социальный налог по максимальной ставке.

Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному медицинскому страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в первом полугодии 2010 года – 50900 рублей, во втором полугодии 2010 года – 51800 рублей, в 2011 году предусмотрено около – 53500 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень инфляции и определен на первое полугодие 2010 года 39100 рублей, на второе полугодие 39840 рублей, в 2011 году – 41000 рублей. Размер единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрен из расчета 8000 рублей, при этом индексация не предусмотрена. Для застрахованных работников размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия устанавливается не ниже размера, установленного для неработающих (3000 рублей на первого ребенка, 5000 рублей на второго и последующих детей), максимальный размер не должен превышать 9000 рублей. Проект бюджета Фонда на 2011 год определяет прогнозируемый дефицит бюджета в сумме 16,4 млрд. рублей, что свидетельствует о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости реформирования всей системы обязательного социального страхования.

Закон содержит новые  нормы по стоимости пребывания одного ребенка в сутки в детских  санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных на территории РФ.

Оплата стоимости путевок  продолжительностью пребывания 21–24 дня для детей застрахованных граждан предусмотрена из расчета: в 2009 году – до 535 рублей на одного ребенка в сутки, в 2010 г. – до 570 рублей и в 2011 г. – до 640 рублей. В расходы ФСМС по социальному медицинскому страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010–2011 гг. включен вид расходов на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов.

 

Заключение

 

В ходе анализа расходной  части бюджета Фонда социального медицинского страхования мы вывели, что:

Общая сумма расходов на 2008 год Законопроектом предусмотрена  в объеме 375548428,8 тыс. рублей (122,6% к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное медицинского страхование предусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6%), на обязательное социальное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49852551,2 тыс. рублей (115,7%).

На 2009 год расходы Фонда  предусмотрены в сумме 356067380,0 тыс. рублей (94,8% к уровню 2008 года), из них: на обязательное социальное медицинское страхование – 259639308,6 тыс. рублей (111,8%), на обязательное социальное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).

На 2010 год расходы Фонда  предусмотрены в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное медицинское страхование – 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).

Основным видом расходов ФСмС в 2008–2010 годах остаются расходы на выплату пособий по социальному медицинскому страхованию.

Не предусматривается  на 2008–2010 годы положение о дополнительном финансировании расходов на оздоровление детей в случае получения дополнительных доходов, которое допускалось пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О бюджете Фонда социального медицинского страхования Российской Федерации на 2007 год».

В проекте бюджета  Фонда предусмотрено увеличение максимального размера пособия  по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с  учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривается.

Увеличивается максимальный размер пособия по беременности и  родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в расчете  на месяц, с которого начисляется  единый социальный налог по максимальной ставке.

Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой исчисляется  размер единовременной страховой выплаты  по обязательному социальному медицинскому страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний.

Выявлены следующие  недостатки ФСМС:

– расходы на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации;

– размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года;

– недостаточность средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.

Бюджет ФСМС на 2008 год  и на период до 2010 года является напряженным, впервые в Законопроекте предусмотрено поступление средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС в 2009 и 2010 году, что свидетельствует о снижении автономности бюджета Фонда и наличии тенденции отхода системы социального медицинского страхования от страховых принципов.

Таким образом, можно  сказать, что в условиях кризисного состояния здравоохранения большое  значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан. В  условиях расширения рынка медицинских услуг страховые организации могут взять на себя значительную долю долгосрочного кредитования бюджетного сектора экономики.

Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру  финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать, в частности, экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций; критерии оценки возможной сферы страховых операций, исходя из организационно-правового статуса страховой медицинской организации; размера основного капитала, запасных фондов.

Как показывает практика, эффективность страхования повышается за счет удовлетворения растущего спроса на медицинские страховые услуги даже за короткий период действия его региональных видов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.

Важным аспектом развития ОМС является разработка схемы взаимодействия между страховой медицинской  организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может  быть основано либо на договоре о подряде, либо на договоре о совместной деятельности. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, а лечебно-профилактическое учреждение – исполнителя. Существенным недостатком подрядного договора является неподготовленность лечебно-профилактических учреждений к работе в новых организационно-правовых условиях. Для устранения недостатков подрядной формы договора целесообразно на переходный период в качестве базового договора принимать договор о совместной деятельности. Однако договор о совместной деятельности имеет довольно ограниченные возможности применения. Поэтому по мере развития страховой медицины, совершенствования механизма хозяйственной деятельности лечебно-профилактических учреждений будут созданы предпосылки для перехода к собственно подрядным договорам между страховыми медицинскими организациями и лечебно-профилактическими учреждениями.

На мой взгляд, данным механизм реализации медицинского страхования  в России будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении, обеспечит универсальность и финансовую устойчивость этой формы медицинского страхования.

 

 

 

Пример расчета выплат из Фонда социального медицинского страхования 2009–2010 год

 

Рассмотрим алгоритм расчета пособий по временной нетрудоспособности.

1) Руководствуясь Положением  об особенностях порядка исчисления  средней заработной платы, определяем  среднедневной (среднечасовой) заработок  работника.

2) Рассчитываем размер  дневного (часового) пособия с учетом  непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном медицинском страховании.

 

Процентное отношение  к среднему заработку, исчисленному за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности

Непрерывный трудовой стаж

60%

До 5 лет

80%

От 5 до 8 лет

100%

8 и более лет


 

3) Находим максимально  допустимый размер дневного (часового) пособия с учетом районных  коэффициентов. Для этого, независимо  от непрерывного трудового стажа работника, необходимо 12 480 руб. разделить на число рабочих дней месяца, в котором работник болел.

4) Исчисляем пособие  по временной нетрудоспособности  как процентное отношение к  среднему заработку, исчисленному  за последние 12 месяцев, предшествующих  месяцу наступления нетрудоспособности (но не более максимальной величины пособия за дни болезни).

Пример расчета пособия  по временной нетрудоспособности:

Сотрудник работает в  организации, в которой установлена  пятидневная рабочая неделя. С 14 по 18 февраля 2009 г. он находился на больничном. Его оклад – 10 000 руб., непрерывный трудовой стаж – 9 лет. Предположим, что сотрудник отработал в данной организации 12 календарных месяцев, предшествующих заболеванию. Заработная плата за этот промежуток времени составила 120 000 руб.

1) Так как сотрудник  отработал в расчетном периоде  три месяца, то пособие ему  рассчитывается исходя из среднего  заработка.

2) Среднедневной заработок  составил 485,83 руб. (120 000 руб. / 247 дн.), где  247 – рабочие дни за период с февраля 2009 г. по январь 2008 г.

Информация о работе Понятие фондов социального страхования РФ