Понятие фондов социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы остановиться на наиболее важной части данной концепции – обязательном медицинском страховании граждан России, рассмотреть проблемы, связанные с разработкой и внедрением данной системы в РФ.
Достижением целей курсовой роботы предполагает решение следующих задач: рассмотрение развитие медицинского страхования, организацию финансирования ОМС, проблемы обязательного и добровольного медицинского страхования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... 3-4
1. Понятие фондов социального страхования РФ…………………………….......5
1.1. Обязанности, цели и задачи фондов социального страхования РФ……....5-8
1.2. Предпосылки появления и развития обязательного медицинского страхования (ОМС): история и современность………………………………..8-13
1.3.Фонды обязательного медицинского страхования в РФ и его виды…….13-24
2. Проблемы ОМС в России и пути их решения. Итоги деятельности
системы ОМС…………………………………………………………………...25-29
2.1. Сущность медицинского страхования на современном этапе………….29-32
2.2. Добровольное медицинское страхование………………………………...32-35
2.3.Структура расходов Фонда и анализ ее изменения………………………36-37
Заключение……………………………………………………………………...38-41
Пример расчета выплат из Фонда социального медицинского
страхования 2009-2010 год…………………………………………………….42-43
Список использованной литературы…………………………………………..44-45

Файлы: 1 файл

Курсач финансы гот..doc

— 294.50 Кб (Скачать)

 

 Рис.1. Развитие здравоохранения в 34 губерниях России, осуществляется земское самоуправление с 1870 г. по 1920 г.

 

За 25 лет реформ были достигнуты значительные результаты и в развитии системы  социального призрения: увеличено почти в 7 раз число учреждений социального призрения, количество которых к 1891 году достигло 4500, повышена доля охвата жителей страны социальным призрением, из которых 12 млн. человек получали социальную помощь. Появились и новые формы социального обеспечения: устройство санаториев и библиотек, улучшение санитарных условий проживания, устройство бюро по поиску работы, организация общественных работ, содействие профессиональному обучению.

К концу XIX века значительно изменилась структура получателей социальной помощи: осуществлялась социальная защита всех малоимущих граждан, развивалась охрана детства и материнства, проводились превентивные мероприятия по борьбе с бедностью. В данный период на долю нищих, пользующихся социальной помощью в Приказах ОП, пришлось только 5%.

В июне 1903 года были приняты «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Данный документ имел особое значение в становлении обязательного медико-социального страхования в России, так как вводил обязанность работодателя и казны возмещать вред, причиненный работнику в результате несчастного случая на производстве в виде пособий по временной нетрудоспособности (50% от заработка), компенсации медицинских расходов, назначения пенсии по инвалидности (2/3 части от заработка при полной утрате трудоспособности) и пенсии по случаю потери кормильца (вдовьей – 1/3 часть от полной пенсии, сиротских – по 1/6 части от полной пенсии на сироту), а также выплаты фиксированного пособия 30 руб. на погребение.

В результате упорной  политической борьбы за права рабочего класса произошло дальнейшее совершенствование  страхового законодательства и была внедрена на практике социально значимая идея обязательного государственного медико-социального страхования рабочих. 23 июня 1912 года принимается «Закон и Положение о страховании рабочих от несчастных случаев», 45-я статья которого обязывала работодателей предоставлять работникам медицинскую помощь: амбулаторное лечение и помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях, как в фабричных лечебницах, так и в других медицинских учреждениях. Россия присоединилась к числу наиболее развитых стран, имевших государственное социальное законодательство.

Появилась новая, не свойственная для обязательного страхования  организационная структура – больничная (страховая) касса, т.е. страховая организация. Больничные кассы образовывались на отдельных крупных предприятиях или на нескольких мелких по численности работающих предприятиях. Они проводили страхование работников предприятия на случай болезни, увечья, утраты трудоспособности, смерти и оказания медицинской помощи.

Появление страховых  организаций (больничных касс) определило создание впервые в России органов страхового надзора: фабричной инспекции и страховых присутствий, в которые назначались государством чиновники и выбирались представители от больничных касс. Высшим органом страхового надзора выступал Совет по делам страхования рабочих, в который входили 26 членов, в том числе 5 представителей рабочих, членов больничных касс; 14 крупных чиновников; 5 представителей предпринимателей; 2 представителя земства и Думы.

С установлением Советской  власти произошло радикальное реформирование системы обязательного государственного медико-социального страхования. 30 октября 1917 года была принята Декларация Народного комиссариата труда «О введении полного социального страхования».

14 ноября 1917 года Совет  Народных Комиссаров РСФСР издал  Декрет «О бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений, предприятий или, в случае отсутствия таковых, о выдаче денежных сумм на их оборудование», который ознаменовал завершение существования фабричной медицины и введение государственного обязательного массового медицинского страхования наемных рабочих России.

Переход от государственной  системы здравоохранения к страховой  медицине, как показывает мировой  и отечественный опыт, является необходимым  шагом в условиях рыночной экономики  и развития рынка медицинских  услуг. Это обусловлено тем, что, во-первых, для широких слоев населения обеспечиваются гарантии предоставления и доступность высококачественных медицинских услуг даже при значительном росте цен на них; во-вторых, решаются проблемы привлечения дополнительных и значительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения; в-третьих, принципы рыночной экономики и экономические рычаги управления начинают активно использоваться в управлении системой здравоохранения.

Новое возрождение обязательного  медицинского страхования в Российской Федерации началось по прошествию 60 лет благодаря принятию 28 июня 1991 года Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» №1499–1.

Согласно статье 1 этого  Закона медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья, а цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия, а также повысить заинтересованность страхователя и застрахованного в повышении уровня здоровья.

Поэтому достаточно справедливым и отвечающим реальной действительности считается мнение, что внедрение  ОМС свелось лишь к созданию дополнительных фондов ОМС.

 

    1. Фонды обязательного медицинского страхования в РФ и его виды

 

Фонды обязательного  медицинского страхования – денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 28.06.1991 №1499–1 «О медицинском страховании граждан в РФ» обязательное медицинское страхование – это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Основное назначение территориальных  фондов ОМС – финансовое обеспечение  программ ОМС в субъектах РФ. Федеральный  фонд ОМС предназначен для обеспечения  финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в области ОМС.

В бюджетном законодательстве фонды  ОМС определены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «О медицинском страховании граждан РФ» федеральный и территориальные фонды ОМС определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда ОМС как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов – в соответствии с положениями о фондах, утверждёнными исполнительными органами субъектов РФ.

К правовым актам, регулирующим формирование и использование фондов ОМС (так  же, как и других внебюджетных фондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный  кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах соответствующих фондов и их исполнении.

Доходы и расходы Федерального фонда ОМС.

Доходная часть Федерального фонда  ОМС с 2001 г. формируется за счёт:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от единого налога при упрощённой системе налогообложения;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога на вменённый доход;
  • доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц.

Поступление единого  социального налога является основным видом доходов Федерального фонда ОМС (например, в 2004 г. – 96,8% общей суммы доходов). Порядок расчёта сумм единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд ОМС, аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда РФ. С 2005 г. основная ставка единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд ОМС, изменена с 0,2% до 0,8%.

Относительно небольшой  удельный вес в доходах Федерального фонда ОМС (менее 1%) занимают доходы от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса. В соответствии с Уставом этого Фонда временно свободные средства размещаются в банковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги.

Организация и финансирования ОМС

Обязательное медицинское  страхование – один из самых важных элементов системы охраны здоровья и получения необходимой медицинской  помощи в случае заболевания. В России ОМС организуется и осуществляется государством, следовательно государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумулирования взносов на обязательное медицинское страхование.

Финансовые средства государственной системы ОМС  формируются за счет обязательных взносов различных категорий страхователей.

Все хозяйствующие субъекты не зависимо от форм собственности организационно-правовых форм деятельности, обязаны платить страховые взносы за работающие население в составе ЕСН. Тарифы страховых взносов установлены по регрессивной шкале в зависимости от категории налогоплательщика.

Страховые взносы уплачиваются со всех выплат, начисленных пользу работников в денежной натуральной форме за исключением выплат, осуществляемых за счет чистой прибыли, компенсационных: выплат, социальных выплат и некоторых других. Суммы начисленных взносов уплачиваются на счета Федерального казначейства ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Платежные поручения на перечисление страховых взносов страхователи представляют в банк одновременно с представлением документов на вы дачу средств на оплату труда. Органы Федерального казначейства в течение суток обязаны перечислять поступающие суммы взносов на счета соответствующих фондов ОМС. Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

За неработающее население  страховые взносы на ОМС обязаны  платить органы исполнительной власти с учетом объемов территориальных  программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. К неработающему населению относят детей, учащихся, инвалидов, пенсионеров, безработных. Органы исполнительной власти обязаны перечислять средства на ОМС неработающего населения ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели.

Перечисление средств  в территориальные фонды ОМС  должно осуществляться по нормативу  на неработающее население, который  устанавливается исходя из стоимости территориальной программы ОМС. Однако в настоящее время обязательства местных администраций по уплате этих страховых платежей весьма неопределенны, как полностью отсутствуют какие-либо законодательные или нормативные акты, регулирующие эти вопросы. Если для страхователей хозяйствующих субъектов тарифы устанавливаются Налоговым кодексом, то для органов исполнительной власти нормативных документов по расчету платежей на ОМС неработающего населения не существует. Расчет взносов производится по остаточному принципу исходя из нормативов, самостоятельно устанавливаемых в каждом субъекте РФ. Методика определения платежей за неработающее население, предлагаемая федеральным фондом ОМС, при определении региональных нормативов страховых платежей за неработающее население рекомендует исходить из разницы между стоимостью территориальной программы ОМС и объемами ее финансирования за счет взносов хозяйствующих субъектов и прочих поступлений.

В соответствии с Законом «О медицинском  страховании граждан Российской Федерации» управление финансовыми средствами системы ОМС осуществляется фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями. Финансовый и организационный механизм обязательного медицинского страхования представлен на рис. 2.

Рис. 2. Схема организации и финансирования ОМС

 

 Федеральный фонд ОМС

Одним из первых уровней  страхования в системе ОМС  представляет федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС), который  осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Федеральный ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, действующим на основании устава. ФФОМС подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой. Управление деятельностью фонда осуществляется правлением и постоянно действующей исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители Законодательного Собрания, министерств здравоохранения, финансов, социальной защиты, территориальных ФОМС, Центрального банка, Ассоциации страховых медицинских организаций, Профессиональной медицинской ассоциации; страхователей и профсоюзов.

Финансовые средства ОМС формируются за счет страховых взносов, предназначенных для фондов ОМС в составе единого социального налога. Совокупная ставка этих платежей составляет 3,6% от фонда оплаты труда (по плоской шкале), из которых 0,2% идут в федеральный ФОМС и 3,4% – в территориальные фонды ОМС. Федеральный ФОМС сам не осуществляет страховые операции и в целом не финансирует систему обязательного медицинского страхования граждан. Основной финансовой функцией этого фонда является предоставление субвенций территориальным фондам ОМС для выравнивания условий. Обеспечения медицинскими услугами населения различных по экономическому развитию регионов. Кроме того, за счет его средств осуществляются отдельные целевые медицинские программы, оказывается медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи с катастрофами, стихийными бедствиями, военными действиями. Например, по данным бюджета ФФОМС, в 2001 г. направлялось на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС 2,3 млрд. руб., что составляло 87% всех расходов фонда. ФФОМС осуществляет организационное управление системой ОМС путем разработки нормативных документов по ведению медицинского страхования в регионах, подготовки типовых пли примерных правил страхования населения, участия в создании территориальных фондов ОМС.

Информация о работе Понятие фондов социального страхования РФ