Основы обязательного и добровольного социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:45, реферат

Краткое описание

Роль и значение законодательной базы для успешного функционирования системы ОСС трудно переоценить. Ведь без правового обеспечения система будет работать не по законам, а по понятиям. Поэтому чем качественнее законодательная база, чем меньше в ней правовых пробелов, тем больше возможностей для эффективной деятельности системы ОСС.

Оглавление

1. Основы страхового законодательства в системе обязательного социального страхования.
1.1. Общая характеристика законодательной базы (основные блоки законодательства)
1.2. Структура законодательной базы.
1.3. . Основные блоки законодательной базы ОСС
1.4.Бюджетный кодекс - правовая база государственных внебюджетных фондов. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов


2. Особенности подотраслей личного (добровольного) страхования.
2.1. Понятие личного страхования, его виды.
2.2. . Особенности договора личного страхования, коллективная и индивидуальная форма страхования
2.3. Объекты личного страхования.
2.4. .Страхование жизни и его особенности
2.5. Страхование от несчастных случаев и его разновидности
2.6. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное страхование

Файлы: 1 файл

Соц.страхования.docx

— 73.37 Кб (Скачать)

 

Содержание.

1. Основы страхового законодательства в системе обязательного социального страхования.

1.1. Общая характеристика законодательной базы (основные блоки законодательства)

1.2. Структура законодательной базы.

1.3. . Основные блоки законодательной базы ОСС

1.4.Бюджетный кодекс - правовая база государственных внебюджетных  фондов. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов

 

 

2. Особенности подотраслей личного (добровольного) страхования.

2.1. Понятие личного страхования,  его виды.

2.2. . Особенности договора личного страхования, коллективная и индивидуальная форма страхования

2.3. Объекты личного страхования.

2.4. .Страхование жизни и его особенности

2.5. Страхование от несчастных случаев и его разновидности

2.6. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное страхование  

1.Основы страхового законодательства в системе обязательного социального страхования.

1.1.Общая характеристика законодательной базы (основные блоки законодательства)

Под законодательной базой  обязательного социального страхования  обычно понимается совокупность законов  и подзаконных актов, регулирующих деятельность системы обязательного  социального страхования.

Роль и значение законодательной  базы для успешного функционирования системы ОСС трудно переоценить. Ведь без правового обеспечения  система будет работать не по законам, а по понятиям. Поэтому чем качественнее законодательная база, чем меньше в ней правовых пробелов, тем больше возможностей для эффективной деятельности системы ОСС.

В современной России действующая  система страховой формы социальной защиты населения опирается на довольнообширную законодательную базу. Она включает в себя: во-первых, законодательные акты общего страхового законодательства, отдельные положения которого прямо или косвенно регулирует ОСС; во-вторых, законы, регулирующие отдельные его направления; в-третьих, правовые акты субъектов Российской Федерации, а также различные подзаконные акты — постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств, внебюджетных фондов ОСС; в-четвертых, сравнительно небольшую часть норм ОСС составляют решения судов и в первую очередь Конституционного Суда Российской Федерации. Его решения выполняют функцию "негативного" законодателя. Это означает, что он не принимает новых законов, а отменяет действующие, если они противоречат Конституции Российской Федерации.

1.2.Структура законодательной базы.

Действующая система социального  страхования России, как и любая  иная система, определенным образом  структурирована. Она включает в  себя следующие направления обязательного  социального страхования.

Пенсионное страхование, которое осуществляет страхование  от риска материальной необеспеченности в связи с прекращением трудовой деятельности по старости, инвалидности, потере кормильца. В качестве страховщика  в данном виде страхования выступает  Пенсионный фонд России (ПФР);

Страхование временной нетрудоспособности, именуемое как "социальное страхование". Это не совсем корректное название, но так сложилось исторически. Данный вид страхования страхует от риска  материальной необеспеченности в случае временного выпадения из трудового  процесса по болезни, беременности, родам  и т. д.

Роль страховщика выполняет  Фонд социального страхования (ФСС  РФ).

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. В этом случае страхуется риск материальной необеспеченности в  связи с невозможностью участвовать  в трудовом процессе из-за производственной травмы или профессионального заболевания, а также необходимости покрытия затрат на лечение, реабилитацию, протезирование и т. д.;

Страховщик — Фонд социального  страхования Российской Федерации;

Обязательное медицинское  страхование, которое оно осуществляет страхование от рисков отсутствия средств для оплаты медицинских услуг, восстановления здоровья и трудоспособности (ФФОМС).

В качестве страховщика здесь  выступают федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Организационно эти три  направления обязательного социального  страхования представлены тремя  государственными внебюджетными страховыми фондами: Пенсионным, Социальным и фондами  обязательного медицинского страхования. В свою очередь, для каждого фонда  законодательно установлены виды социальных и профессиональных рисков, подлежащие страхованию каждым из этих фондов, а также размеры тарифов по уплате страховых взносов для  каждого из этих фондов.

Наряду с рассмотренными фондами ОСС в действующую  национальную систему России входят добровольное социальное страхование, корпоративное и частное и  также неразвитые формы обязательного  негосударственного социального страхования: территориального (страхование населения  территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) и профессионального (страхование людей работающих в  особо вредных и опасных условиях труда: список № 1, № 2).

В 1991 г. Правительством РФ были утверждены список № 1 и список № 2 производств, работ, профессий, должностей, дающих право  на пенсию по возрасту на льготных условиях

1.3.Основные блоки законодательной базы ОСС 

Основные блоки законодательной  базы ОСС

Основополагающие принципы российского законодательства в  области страхования установлены  Конституцией Российской Федерации, ст. 39 которой гласит, что каждому  гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, потере кормильца, по уходу  за детьми и в иных случаях, установленных  законом.

Правовая система обязательного  социального страхования учитывает  также требования и положения  Международных организаций в  области социальной защиты населения  рекомендации Международной организации труда (МОТ), Европейской конвенции о правах человека, Европейской Социальной Хартии, Международного Бюро труда (МБТ) и др.

Поскольку деятельность системы  ОСС охватывает широкий круг экономических, финансовых, организационных и других вопросов, постольку ее законодательное  регулирование носит многоплановый  характер. Оно осуществляется целым  рядом правовых актов. В их число  входят:

1. Правовые акты общего  страхового законодательства:

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• Трудовой кодекс Российской Федерации;

• Налоговый кодекс Российской Федерации;

• Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Закон "Об основах  обязательного социального страхования".

3. Правовые акты отдельных  направлений обязательного социального  страхования:

• Законодательство пенсионного  страхования,

• Законодательство обязательного  медицинского страхования,

• Нормативные законодательные  акты обязательного социального  страхования,

• Закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

 

1.4.Бюджетный кодекс-  правовая база государственных внебюджетных  фондов.

 Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением.

Особенность формирования этих фондов состоит в том, что за расходами  фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники  доходов. При использовании внебюджетных фондов не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, характерный  для бюджетов, при котором средства обезличиваются и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования.

Внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в  них, времени функционирования, механизму  формирования и использования средств  и т. п. и могут быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления, целевому назначению и т. п.

По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:социальные (для финансирования социальных расходов — выплаты пенсий, пособий и т.п.);экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).

По уровням управления (определяются государственным устройством  страны): федеральные; региональные; местные.

В настоящее время и  в России в составе государственных  финансовых ресурсов помимо бюджетов разных уровней функционируют государственные  внебюджетные фонды, аккумулирующие финансовые ресурсы для реализации конституционных  прав граждан Российской Федерации  на социальное обеспечение по возрасту (Пенсионный фонд Российской Федерации); социальное обеспечение по болезни, рождению и воспитанию детей (Фонд социального  страхования Российской Федерации); охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (фонды обязательного медицинского страхования) (ст. 143 БК РФ). В настоящее время в Российской Федерации функционируют лишь государственные внебюджетные фонды социального назначения. Бюджетный кодекс определяет внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ). Таким образом, Бюджетный кодекс РФ разрешает формирование только четырех социальных внебюджетных фондов. После введения его в действие созданные во многих субъектах Федерации и муниципальных образованиях многочисленные внебюджетные фонды экономического и экологического назначения были включены (консолидированы) в состав бюджетов субъектов Российской Федерации либо ликвидированы (в муниципальных образованиях).

Кроме того, в Бюджетном  кодексе РФ предусмотрено функционирование Государственного фонда занятости  населения Российской Федерации, который  был предназначен для финансирования социального обеспечения в случае безработицы; он просуществовал до 2001 г.; в настоящее время финансирование государственной политики занятости  населения, в том числе выплата  пособий по безработице, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Понятие личного страхования,  его виды.

Личное страхование - это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности, здоровью. К личному страхованию относят все виды страхования, связанные с вероятностными событиями в жизни отдельного человека. Согласно классификации страхования, принятой в Российской Федерации, к отрасли личного страхования относят виды страхования, в которых объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного. В настоящее время в России наиболее часто применяются следующие виды личного страхования:

- страхование жизни; 

- страхование от несчастных  случаев и болезней;

- медицинское страхование; 

- пенсионное страхование; 

- накопительное страхование 

- и другие.

2.2.Особенности договора личного страхования, коллективная и индивидуальная форма страхования.

Договор личного страхования - гражданско-правовая сделка, по которой страховщик обязуется посредством получения им страховых взносов, в случае наступления страхового случая, возместить в указанные сроки нанесенный ущерб или произвести выплату страхового капитала, ренты или других предусмотренных выплат. Жизнь или смерть как форма существования не может быть объективно оценена. Застрахованный может лишь попытаться предотвратить те материальные трудности, с которыми столкнется в случае смерти или инвалидности. В личном страховании не может быть объективно выраженного интереса, хотя всегда должна существовать какая-то связь между потерями, которые может понести застрахованный, и страховой суммой. Рассмотрим некоторые характеристики личного страхования, отличные от характеристик имущественного страхования. Страхование относится к личности как к объекту, который подвергается риску, находится в связи с его жизнью, физической полноценностью или здоровьем. Как следствие сказанного застрахованный должен быть определенным лицом или, как минимум, должен быть определен объект, подвергающийся риску. Страховые суммы не представляют собой стоимость нанесенных материальных убытков или ущерба, которые не могут быть объективно выражены, а определяются в соответствии с пожеланиями страхователя исходя из его материальных возможностей. Договор личного страхования может быть обязательным (в силу закона) или добровольным (как взаимное волеизъявление сторон, т.е. страхователя и страховщика), долгосрочным или краткосрочным. По каждому виду личного страхования заключаются соответствующие договоры. Некоторые виды личного страхования, в частности страхования жизни, могут быть выделены как особо продолжительные, иногда рассчитанные на всю жизнь застрахованного. При страховании имущества обычная длительность действия договора - один год, подразумевающая ежегодное его возобновление и возможность расторжения договора любой из сторон в соответствующей форме. Временное же страхование жизни, как и страхование на случай пенсии, в течение всей жизни и т.д., заключается обычно на длительный срок, в течение которого страховщик не имеет права расторгнуть контракт.

2.3.Коллективная и индивидуальная форма заключения договоров

Форма и содержание договора. Договор личного страхования  совершается всюду в письменной форме в том смысле, что страховщик обязан, по требованию страхователя, выдать ему страховой полис, который  служит преимущественным средством  доказывания. Таков взгляд иностранных  законодательств, такова же практика наших  страховых обществ.

Информация о работе Основы обязательного и добровольного социального страхования