Основные задачи и направления внешнего финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:06, курс лекций

Краткое описание

Задачи внешнего финансового контроля определяются его це¬лями и условиями проведения, полномочиями контролирующего органа и рядом других факторов. При этом определяющими, ско¬рее всего, являются полномочия органов внешнего контроля, так как их регламентация определена законодательными и другими нормативными актами и не может быть расширена или урезана при проведении отдельного контрольного мероприятия.

Оглавление

1. Цели, задачи и направления внешнего финансового контроля
2. Государственный финансовый контроль (органы государственного фин. контроля и направления их деятельности, правовая база и оформление результатов внешнего контроля)

Файлы: 1 файл

Контроль и ревизия.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

      Планирование

      Для рассмотрения вопросов планирования и  организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется коллегия Счетной палаты. В состав коллегии Счетной палаты входят председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

      По  совместному предложению председателя Счетной палаты и заместителя  председателя Счетной палаты коллегия принимает регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

      Счетная палата строит свою работу на основе годовых  и текущих планов и программ, которые  формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.

      Планирование  осуществляется на основе разрабатываемых  Счетной палатой для этих целей  технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее 1/5 от общего числа Депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

      Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального собрания Российской Федерации, депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проект  годового плана рассматривается  и утверждается коллегией Счетной палаты.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по обращению не менее 1/5 от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или на основании решения Коллегии Счетной палаты.

      Проведение

      В служебные обязанности инспекторов  Счетной палаты входят непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной  палаты.

      Права, обязанности и ответственность  сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяется упомянутым федеральным законом, Федеральным законом «О федеральной государственной службе», законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми актами.

      В процессе реализации стоящих перед  ней задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

      • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

      • проведение комплексных ревизий  и тематических проверок по отдельным  разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

      • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров  Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

      • анализ и исследование нарушений  и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет  Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

      • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную  Думу по исполнению федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

      • подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов  государственной власти Российской Федерации.

      Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых  объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Счетной палатой.

      В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

      Заключения  Счетной палаты не могут содержать  политических оценок решений, принимаемых  органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам ее ведения.

      Оформление результатов

      По  итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность.

      О результатах проведенных ревизий  и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

      Об  ущербе, причиненном государству, иЪ выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

      При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

      Должностные лица Счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой. 

      Проверки  Федеральной службой  финансово-бюджетного надзора

      Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).

      Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.04 г. № 278.

      Росфиннадзор  осуществляет контроль и надзор за:

      • использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

      • соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций  и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

      • соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

      • исполнением органами финансового  контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Росфиннадзор также осуществляет:

      • функции главного распорядителя  и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на ее содержание и реализацию возложенных на нее функций;

      ♦ в рамках своей компетенции - производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      • в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в определенной сфере деятельности и т.д.

      Планирование

      Ревизия поступления и расходования средств  федерального бюджета, использования  внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.

      Ревизия организаций любых форм собственности  по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

      Ревизия поступления и расходования бюджетных  и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

      Проведение

      Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее - программа ревизии).

      Руководитель  ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право  проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.

      По  требованию контролера-ревизора при  выявлении фактов злоупотребления  или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать инвентаризацию денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются контролером-ревизором по согласованию с руководителем ревизуемой организации.

      Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем:

      • проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;

      • проверки фактического соответствия совершенных  операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

      • проверки достоверности отражения  произведенных операций в бухгалтерском  учете и отчетности, в том числе  соблюдения установленного порядка  ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

      • проверки использования и сохранности  бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

      • проверки в необходимых случаях  организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

      Оформление  результатов

      Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.

Информация о работе Основные задачи и направления внешнего финансового контроля