Основные понятия страхового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:44, курс лекций

Краткое описание

В России произошли глубокие экономические перемены. Рынок представляет возможность широкого выбора товаров, работ, услуг, партнеров, контрагентов и свободу договора. В настоящее время в нашей стране повышается интерес к страховому делу, что объясняется рядом факторов: с одной стороны, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, с другой - наличие самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые действуют на свой страх и риск при конкуренции.

Оглавление

Глава 1. Основные понятия страхового права 3
1.1. Понятие страхования и его значение. Функции страхования. Страховой фонд: понятие, виды 3
Понятие страхования и его значение 3
Функции страхования 5
Страховой фонд: понятие, виды 6
Вопросы для самоконтроля 8
1.2. Основные этапы становления страхования в России 8
Вопросы для самоконтроля 14
1.3. Предмет и метод правового регулирования страхового права. Место страхового права в системе российского права. Источники страхового права 14
Предмет и метод правового регулирования страхового права 14
Место страхового права в системе российского права 15
Источники страхового права 16
Вопросы для самоконтроля 18
1.4. Субъекты и объекты страховых правоотношений 18
Объекты страхования 21
Вопросы для самоконтроля 22
Глава 2. Организация страхового дела в Российской Федерации 22
2.1. Создание страхового рынка в Российской Федерации 22
Вопросы для самоконтроля 26
2.2. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации 26
Вопросы для самоконтроля 30
2.3. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации 31
Вопросы для самоконтроля 35
2.4. Налогообложение страховых организаций 35
Налог на добавленную стоимость 36
Налоговая база 36
Налоговый период 36
Порядок исчисления налога 36
Порядок и сроки уплаты налога в бюджет 37
Налог на прибыль организации 37
Налоговый период. Отчетный период 39
Налог на доходы физических лиц 39
Налог на имущество организаций 40
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу 40
Транспортный налог 41
Земельный налог 41
Порядок исчисления налога 42
Порядок и сроки уплаты налога 42
Вопросы для самоконтроля 43
2.5. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков 43
Вопросы для самоконтроля 48
Глава 3. Виды страхования в Российской Федерации 48
3.1. Классификация видов страхования в Российской Федерации 48
Вопросы для самоконтроля 54
3.2. Обязательное страхование 54
Обязательное государственное страхование 57
Обязательное социальное страхование 57
Обязательное страхование вкладов 60
Вопросы для самоконтроля 68
3.3. Добровольное страхование 68
Вопросы для самоконтроля 71
3.4. Личное страхование и имущественное страхование 71
Имущественное страхование 72
Вопросы для самоконтроля 73
3.5. Страхование ответственности 73
Вопросы для самоконтроля 77
3.6. Специальные виды страхования 77
Медицинское страхование 77
Страхование пенсий 79
Вопросы для самоконтроля 81
Список нормативных правовых актов 81

Файлы: 1 файл

Лекции по страховому праву.doc

— 617.50 Кб (Скачать)

8) ежемесячное пособие  по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие  женщинам, в ставшим на учет  в медицинских учреждениях в  ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие  при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное  лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на  санаторно-курортное лечение и  оздоровление работников и членов  их семей.

Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-РФ "Об основах обязательного социального страхования" управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального  страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Согласно ст. 17 данного Закона источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

- страховые взносы  и (или) налоги;

- дотации, другие средства  федерального бюджета, а также  средства иных бюджетов в случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации;

- штрафные санкции  и пеня;

- денежные средства, возмещаемые  страховщикам в результате регрессных  требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения  временно свободных денежных  средств обязательного социального  страхования;

- иные поступления,  не противоречащие законодательству  Российской Федерации.

В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию (ст. 24 Закона).

Вложение временно свободных  денежных средств обязательного  социального страхования может  осуществляться только под обязательства  Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что  Правительством Российской Федерации  намечены направления совершенствования  обязательного страхования в  России в связи с тем, что:

во-первых, необходимо соотнести  существующие и планируемые виды обязательного страхования с  основными целями социально-экономического развития страны;

во-вторых, определить перечень обязательных видов страхования  в соответствии с Гражданским кодексом РФ и значимостью страховой защиты интересов отдельных категорий лиц.

К отношениям по обязательному  социальному страхованию, регулируемым финансово-правовыми нормами, относятся  следующие.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" в случае нехватки в данной системе средств для социальных выплат Правительство РФ в лице своих органов - Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ - должно при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусмотреть дотации Фонду социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить необходимые выплаты по обязательному социальному страхованию.

Законодательство предусматривает  возможность вложения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования Фондом социального страхования только под обязательства Правительства РФ. Согласно пп. 3 и 5 ст. 13 названного Федерального закона средства обязательного социального страхования являются федеральной собственностью, страховщики же осуществляют их оперативное управление.

За финансово-хозяйственной  деятельностью страховщика и  осуществлением обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний проводится государственный контроль Счетной палатой РФ, а в части использования ассигнований из федерального бюджета - федеральным органом исполнительной власти в области финансов - Федеральной службой страхового надзора.

Предметом финансового  права являются также отношения между Фондом социального страхования и страхователями по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования, включая отношения по формированию резервов средств на осуществление социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; отношения в процессе аккумуляции платежей, в том числе капитализации платежей в случае ликвидации страхователя, а также отношения между страховщиком и страхователем по взиманию пени с последнего за каждый день просрочки уплаты страхового взноса или штрафов.

Особую группу отношений  между Фондом социального страхования  и страхователями образуют отношения  по выделению средств из бюджета  данного фонда страхователям  на страховые выплаты застрахованным.

Помимо обязательного социального страхования предметом финансового права также являются отношения по государственному обязательному страхованию.

Обязательное  страхование вкладов

 

Обязательное страхование  вкладов регулируется Федеральным  законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании)*(100).

В широком понимании  система страхования вкладов - это  совокупность мер, нацеленных на защиту сбережений населения в банках, а также способствующих предотвращению несостоятельности кредитных организаций, что, в свою очередь, обеспечивает стабилизацию финансового сектора и экономики государства в целом.

На протяжении XX в. в большинстве стран случались банковские кризисы, оказавшие негативное влияние на экономику и социально-политическую обстановку. Именно данное обстоятельство послужило причиной для создания систем страхования вкладов. На данном этапе выделяют две принципиальные модели систем страхования вкладов - американскую и германскую (континентальную)*(101).

Германская (континентальная) модель в основном распространена в  странах Западной Европы. Данная модель подразумевает управление системой страхования посредством создания ассоциаций (союзов) банков и других кредитных учреждений, при этом государственное финансирование отсутствует.

Так, в конце XIX в. в Германии кооперативными банками была создана первая негосударственная система взаимного страхования вкладов, которая достаточно успешно развивалась и стала основой для ныне действующей системы. Такая модель предполагала, что государство практически не участвует в системе страхования вкладов. Ведущая роль в защите вкладов отводится "отраслевым" союзам, которые соответственно объединяли коммерческие банки, сберегательные учреждения и кооперативные кредитные учреждения. Эти союзы и управляли страховыми фондами, принадлежащими банкам, являющимся участниками такой системы.

Тем не менее, общепризнанным начальным этапом в процессе развития систем банковских вкладов однозначно признается введение федеральной системы страхования депозитов США в 1933 году. Заметим сразу, что до начала 60-х годов XX века в других странах не было создано ни одной подобной системы*(102).

Американская модель предусматривает создание специального государственного финансового органа, участие коммерческих банков и других кредитных учреждений в системе  страхования вкладов, а также  совместное финансирование такой системы  за счет взносов банков и в определенных случаях государственных средств.

В послевоенные годы XX в. различные системы страхования стали появляться и в других странах. Практически аналогичные американской системе страхования вкладов были созданы в Канаде, Великобритании, Японии и ряде других стран. Германская модель страхования вкладов была использована в западноевропейских странах - Швейцарии, Австрии, а также во Франции. В Российской Федерации модель страхования вкладов скорее ориентирована на американскую и обладает основными ее признаками: обязательность участия в системе, формирование фонда страхования за счет взносов банков, а также ограниченный размер возмещения по вкладам.

Основными целями Закона о страховании являются:

- защита прав и законных  интересов вкладчиков банков Российской Федерации;

- укрепление доверия  к банковской системе Российской  Федерации;

- стимулирование привлечения  сбережений населения в банковскую  систему Российской Федерации.

Федеральный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.

Законодатель закрепляет принципы системы страхования вкладов, среди которых выделены: обязательность участия банков в системе страхования  вкладов; сокращение рисков наступления  неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств; прозрачность деятельности системы страхования вкладов; накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

В соответствии со ст. 4 Закона о страховании субъектами правоотношений по страхованию вкладов являются:

1) вкладчики - граждане  РФ, иностранные граждане или  лица без гражданства, заключившие  с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад;

2) банки - кредитные  организации, имеющие разрешение  Банка России на привлечение  во вклады денежных средств  физических лиц и внесенные  в установленном порядке в реестр банков, признаваемых страхователями по системе обязательного страхования вкладов физических лиц;

3) Агентство по страхованию  вкладов - некоммерческая организация,  созданная Российской Федерацией  в форме государственной корпорации  в январе 2004 г.;

4) Банк России при  осуществлении им функций, вытекающих  из Закона о страховании (см. схему 8).

Необходимо иметь в  виду, что не все категории денежных вкладов подлежат страхованию по системе обязательного страхования  вкладов физических лиц. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о страховании не подлежат страхованию денежные средства:

1) размещенные на банковских  счетах физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;

2) размещенные физическими  лицами в банковские вклады  на предъявителя, в том числе  удостоверенные сберегательным  сертификатом и (или) сберегательной  книжкой на предъявителя;

3) переданные физическими  лицами банкам в доверительное управление;

4) размещенные во вклады  в находящихся за пределами  территории Российской Федерации  филиалах банков Российской Федерации.

 

                 ┌─────────────────────┐

                 │     Субъекты по     │

                 │ страхованию вкладов │

                 └──────────┬──────────┘

Информация о работе Основные понятия страхового права