Заключение
Здоровье населения – 
важнейший элемент социального, 
культурного и экономического развития 
страны. В связи с этим обеспечение 
населения гарантированным объемом 
бесплатной медицинской помощи, финансируемой 
из бюджетов всех уровней и средств 
ОМС, является важнейшей государственной 
задачей. И это положение особо 
подчеркивается в Программе социально- 
экономического развития Российской Федерации 
на среднесрочную перспективу.
Важнейшее условие организации 
системы медицинского страхования 
– создание достаточных гарантий 
для выполнения договорных обязательств 
страховыми фирмами (компаниями). Для 
этого необходима диверсификация медицинской 
страховой деятельности, благодаря 
которой средства, вырученные в результате 
высокоприбыльных договоров, направляются 
на оплату услуг ЛПУ. Медицинская 
страховая компания заинтересована 
в инвестициях в свою хозяйственную 
деятельность, например за счет привлечения 
средств предприятий, выпуска ценных 
бумаг и т.д., что позволяет 
привлечь дополнительные финансовые источники 
для оплаты услуг здравоохранения.
 
Потенциального пациента 
необходимо убедить заботиться о 
собственном здоровье и при необходимости 
активно обращаться за врачебной 
помощью. Соответствующая материальная 
заинтересованность в этом появится 
при условии, если ввести частичную 
оплату услуг здравоохранения за 
счет средств граждан (сверх выплат по 
страховым полисам). К сожалению, введение 
системы платной медицины для широких 
слоев и групп населения вряд ли приемлемо 
из-за относительно низкой реальной оплаты 
труда при существенной дифференциации 
доходов работающих. Такой подход оправдан 
в условиях дополнительного медицинского 
страхования.
Конкуренция медицинских 
учреждений различных форм собственности 
оказывает положительное влияние 
на качество лечебно-профилактических 
услуг, рост профессионального уровня 
персонала. Одновременно создаются 
условия для повышения имущественной 
(экономической) и правовой ответственности 
ЛПУ перед финансовыми органами 
и профессиональной ответственности 
врачей перед пациентами за результаты 
клинико-диагностических обследований 
и лечебных мероприятий. Обязательное 
условие прогресса страховой 
медицины – это развитие отношений 
собственности в здравоохранении.
Существующие в настоящее 
время федеральные стандарты 
медицинской помощи разрабатываются 
с учетом лучших достижений медицинской 
науки и включают значительное число 
манипуляций, необходимых для более 
точной диагностики и наилучшего 
лечения. Не вызывает сомнений тот факт, 
что обеспечение таких стандартов в отношении 
всего населения будет иметь исключительно 
благоприятные последствия для граждан. 
Однако реалии российского здравоохранения 
показывают, что не только в рамках ОМС, 
но и в рамках совмещения ОМС и платных 
разовых услуг пациенты не получают всего 
объема услуг и манипуляций, предусмотренной 
этими стандартами. 
Тарифы в страховании 
рассчитываются таким образом, чтобы 
обеспечить «принцип нуля» для страховых 
резервов – сколько денег собрано 
для оплаты возмещения при страховых 
событиях, столько и выплачено. Поэтому 
наиболее важным при расчете тарифа 
является наличие достоверной страховой 
статистики, позволяющей оценить 
вероятность наступления страхового 
события, и наличие данных об убыточности 
страховой суммы – т.е. отношении 
средних выплат к средним страховым 
суммам. На основе страхового тарифа и 
величины страховой суммы определяется 
страховой взнос, обеспечивающий необходимый 
для выплаты страхового возмещения 
размер страхового резерва.
Для современной России чрезвычайно 
важно обеспечить права застрахованных 
в системе медицинского страхования 
в части получения медицинских 
услуг необходимого объема и качества. 
Кроме разработки нормативной базы, 
обеспечивающей права застрахованных, 
необходимо определить конкретные механизмы 
компенсации причиненного ущерба пострадавшим. 
Одновременное с этим введение обязательного 
страхования профессиональной ответственности 
врачей позволит обеспечить защиту не 
только прав пациента, но и защиту профессиональных 
и имущественных прав медработников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой 
литературы
  - ФЗ РФ от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. 3.12.2011) « Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
 
  - ФЗ РФ от 24.07.2009 №2121-ФЗ (ред. 3.12.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
 
  - ФЗ РФ от30.11.2011 №370-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
 
  - Четыркин Е. «Медицинское страхование на западе и в 
  России»//Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 12, с.93 
  - Фёдорова Т.А. Медицинское страхование и защита здоровья населения /Т.А.Фёдорова // Финансы. - 2008. - №10. - С.48-51.
 
  - Архипов А.П., Резников А.А. Трансформация рынка обязательного медицинского страхования /А.П.Архипов., А.А.Резников // Финансы. - 2006. - №6. - С.46-50.
 
  - Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева 3.А. Право социального обеспечения: Учебник. - М.: ТК Велби, КноРус, 2007. - 384 с.
 
  - Махов В.В. Страхование: учебник для вузов. - М.:Юнити, 2000. - 311с.
 
  - Право социального обеспечения России: Учебник. / Под ред. К. Н. Гусова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 488 с.
 
  - Анисимов В. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС. Страховое дело 1999г. № 3 с.26 - 32.
 
  - Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Утвержден Правительства РФ от 29 июля 1998 г, № 857.
 
  - Андреева О., Тэгай Н. Контроль качества медицинской помощи - основа защиты прав пациентов // Медцинский вестник 2007 № 34.
 
  - Общественная палата Российской Федерации. Решения комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения. 2006 г. 72 стр.
 
  - Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы /Отв. редактор Шишкин С.В. WP1/2002/07 Независимый институт социальной политики.- М., ООО «Пробел - 2000», 2002г. 178 с.)
 
  - Решетников А.В., Алексеева В.М., Е.Б. Галкин и др. Экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов. М., ООО «Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007, 271 с.
 
  - Гришин В.В. Система ОМС работает без сбоев уже 15 лет. //Медицинский вестник №16 (443), 2 мая 2008 г. стр. 4.
 
  - Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2007 году /Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2008. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/112/DOKLAD_PGG_MZ.doc - Минздравсоцразвития России.
 
 
Электронные ресурсы:
  - http://www.ffoms.ru/portal/page/portal/top/index
 
  - http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/112/DOKLAD_PGG_MZ.doc 
 
  - http://www.rg.ru/2009/11/23/foms.html
 
  - http://www.rg.ru/2009/11/23/foms.html
 
  - http://globalist.org.ua/?p=23583
 
  - http://vestnik.mednet.ru/content/view/99/30/
 
  - http://www.remedium.ru/public/journal/rem_volga/new/detail.php?ID=19919
 
  - http://www.mgzt.ru/article/1590/
 
  - http://bujet.ru/article/66324.php
 
  - http://www.medvestnik.ru/2/67/24360/view/for_print.html
 
  - http://www.expert-rating.ru/research/service/market_strahovaniy.html
 
  - http://www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/insurance/2009_1/tab26/ 27