Заключение
Здоровье населения –
важнейший элемент социального,
культурного и экономического развития
страны. В связи с этим обеспечение
населения гарантированным объемом
бесплатной медицинской помощи, финансируемой
из бюджетов всех уровней и средств
ОМС, является важнейшей государственной
задачей. И это положение особо
подчеркивается в Программе социально-
экономического развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу.
Важнейшее условие организации
системы медицинского страхования
– создание достаточных гарантий
для выполнения договорных обязательств
страховыми фирмами (компаниями). Для
этого необходима диверсификация медицинской
страховой деятельности, благодаря
которой средства, вырученные в результате
высокоприбыльных договоров, направляются
на оплату услуг ЛПУ. Медицинская
страховая компания заинтересована
в инвестициях в свою хозяйственную
деятельность, например за счет привлечения
средств предприятий, выпуска ценных
бумаг и т.д., что позволяет
привлечь дополнительные финансовые источники
для оплаты услуг здравоохранения.
Потенциального пациента
необходимо убедить заботиться о
собственном здоровье и при необходимости
активно обращаться за врачебной
помощью. Соответствующая материальная
заинтересованность в этом появится
при условии, если ввести частичную
оплату услуг здравоохранения за
счет средств граждан (сверх выплат по
страховым полисам). К сожалению, введение
системы платной медицины для широких
слоев и групп населения вряд ли приемлемо
из-за относительно низкой реальной оплаты
труда при существенной дифференциации
доходов работающих. Такой подход оправдан
в условиях дополнительного медицинского
страхования.
Конкуренция медицинских
учреждений различных форм собственности
оказывает положительное влияние
на качество лечебно-профилактических
услуг, рост профессионального уровня
персонала. Одновременно создаются
условия для повышения имущественной
(экономической) и правовой ответственности
ЛПУ перед финансовыми органами
и профессиональной ответственности
врачей перед пациентами за результаты
клинико-диагностических обследований
и лечебных мероприятий. Обязательное
условие прогресса страховой
медицины – это развитие отношений
собственности в здравоохранении.
Существующие в настоящее
время федеральные стандарты
медицинской помощи разрабатываются
с учетом лучших достижений медицинской
науки и включают значительное число
манипуляций, необходимых для более
точной диагностики и наилучшего
лечения. Не вызывает сомнений тот факт,
что обеспечение таких стандартов в отношении
всего населения будет иметь исключительно
благоприятные последствия для граждан.
Однако реалии российского здравоохранения
показывают, что не только в рамках ОМС,
но и в рамках совмещения ОМС и платных
разовых услуг пациенты не получают всего
объема услуг и манипуляций, предусмотренной
этими стандартами.
Тарифы в страховании
рассчитываются таким образом, чтобы
обеспечить «принцип нуля» для страховых
резервов – сколько денег собрано
для оплаты возмещения при страховых
событиях, столько и выплачено. Поэтому
наиболее важным при расчете тарифа
является наличие достоверной страховой
статистики, позволяющей оценить
вероятность наступления страхового
события, и наличие данных об убыточности
страховой суммы – т.е. отношении
средних выплат к средним страховым
суммам. На основе страхового тарифа и
величины страховой суммы определяется
страховой взнос, обеспечивающий необходимый
для выплаты страхового возмещения
размер страхового резерва.
Для современной России чрезвычайно
важно обеспечить права застрахованных
в системе медицинского страхования
в части получения медицинских
услуг необходимого объема и качества.
Кроме разработки нормативной базы,
обеспечивающей права застрахованных,
необходимо определить конкретные механизмы
компенсации причиненного ущерба пострадавшим.
Одновременное с этим введение обязательного
страхования профессиональной ответственности
врачей позволит обеспечить защиту не
только прав пациента, но и защиту профессиональных
и имущественных прав медработников.
Список используемой
литературы
- ФЗ РФ от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. 3.12.2011) « Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- ФЗ РФ от 24.07.2009 №2121-ФЗ (ред. 3.12.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
- ФЗ РФ от30.11.2011 №370-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
- Четыркин Е. «Медицинское страхование на западе и в
России»//Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 12, с.93
- Фёдорова Т.А. Медицинское страхование и защита здоровья населения /Т.А.Фёдорова // Финансы. - 2008. - №10. - С.48-51.
- Архипов А.П., Резников А.А. Трансформация рынка обязательного медицинского страхования /А.П.Архипов., А.А.Резников // Финансы. - 2006. - №6. - С.46-50.
- Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева 3.А. Право социального обеспечения: Учебник. - М.: ТК Велби, КноРус, 2007. - 384 с.
- Махов В.В. Страхование: учебник для вузов. - М.:Юнити, 2000. - 311с.
- Право социального обеспечения России: Учебник. / Под ред. К. Н. Гусова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 488 с.
- Анисимов В. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС. Страховое дело 1999г. № 3 с.26 - 32.
- Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Утвержден Правительства РФ от 29 июля 1998 г, № 857.
- Андреева О., Тэгай Н. Контроль качества медицинской помощи - основа защиты прав пациентов // Медцинский вестник 2007 № 34.
- Общественная палата Российской Федерации. Решения комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения. 2006 г. 72 стр.
- Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы /Отв. редактор Шишкин С.В. WP1/2002/07 Независимый институт социальной политики.- М., ООО «Пробел - 2000», 2002г. 178 с.)
- Решетников А.В., Алексеева В.М., Е.Б. Галкин и др. Экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов. М., ООО «Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007, 271 с.
- Гришин В.В. Система ОМС работает без сбоев уже 15 лет. //Медицинский вестник №16 (443), 2 мая 2008 г. стр. 4.
- Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2007 году /Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2008. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/112/DOKLAD_PGG_MZ.doc - Минздравсоцразвития России.
Электронные ресурсы:
- http://www.ffoms.ru/portal/page/portal/top/index
- http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/112/DOKLAD_PGG_MZ.doc
- http://www.rg.ru/2009/11/23/foms.html
- http://www.rg.ru/2009/11/23/foms.html
- http://globalist.org.ua/?p=23583
- http://vestnik.mednet.ru/content/view/99/30/
- http://www.remedium.ru/public/journal/rem_volga/new/detail.php?ID=19919
- http://www.mgzt.ru/article/1590/
- http://bujet.ru/article/66324.php
- http://www.medvestnik.ru/2/67/24360/view/for_print.html
- http://www.expert-rating.ru/research/service/market_strahovaniy.html
- http://www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/insurance/2009_1/tab26/ 27