Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:53, курсовая работа
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
В рамках создания в сфере здравоохранения единой информационной системы субъектам Российской Федерации предстоит повысить техническую оснащенность медицинских организаций путем приобретения компьютерного оборудования, организации локальных вычислительных сетей.
С 1 января 2012 г. начнет внедряться единая универсальная электронная карта. В ней будет зафиксировано право человека на большинство социальных гарантий, в том числе будет присутствовать приложение обязательного медицинского страхования. В Российской Федерации будет создана единая база застрахованных граждан, которая поможет исключить дублирование страхования, отказы гражданам в получении медицинской помощи на другой территории. Персонифицированный учет позволит осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования и определять потребности в объемах медицинской помощи.
Федеральный фонд ОМС дополнительно
финансирует медицинские
В рамках программы модернизации
здравоохранения, узкие специалисты,
работающие в поликлиниках, также
начнут получать доплату к заработной
плате. Размер доплаты в среднем
составит 5-6 тыс. руб. Выплаты коснутся
240 тыс. врачей-специалистов и средних
медицинских работников. Это позволит
привлечь врачей узкой специальности
в амбулаторное звено и повысить
доступность поликлинической
Внедрение стандартов оказания медицинской помощи связано с переходом на одноканальное финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования в 2013 году. Оплата медицинской помощи будет осуществляться по полному тарифу, включающему все статьи расходов медицинских организаций за исключением капитального строительства и дорогостоящего медицинского оборудования.
Бюджет Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
на очередной финансовый год и
двухлетный плановый период сформирован
бездефицитным и составляет: в 2012 году
891,7 млрд.рублей (на 555,7 млрд.рублей или
в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году
1 034,4 млрд.рублей; в 2014 году 1188,5 млрд.рублей.
Существенное увеличение объема бюджета
Фонда по страховым взносам на обязательное
медицинское страхование по сравнению
с 2011 годом обусловлено направлением с
2012 года в бюджет Фонда страховых взносов
на обязательное медицинское страхование
неработающего населения, которые ранее
направлялись в бюджеты территориальных
фондов; направлением с 2012 года страховых
взносов на обязательное медицинское
страхование работающих граждан по тарифу
2%, ранее зачисляемых в бюджеты территориальных
фондов.
Принципами обязательного медицинского страхования являются:
Всеобщность:
Все граждане РФ независимо
от пола, возраста, состояния здоровья,
места жительства, уровня личного
дохода имеют право на получение
медицинских услуг, включенных в
территориальные программы
Государственность:
Средства обязательного
медицинского страхования находятся
в государственной
Специализированные страховые медицинские организации.
Государство выступает непосредственным
страхователем для
Некоммерческий характер:
Вся получаемая прибыль от операций по ОМС направляется на пополнение финансовых резервов системы обязательного медицинского страхования.
Обязательность:
Местные органы исполнительной власти и юридические лица (предприятия, учреждения, организации и т.д.) обязаны производить отчисления по установленной ставке в размере 3,6% от фонда заработной платы в территориальный фонд ОМС и в определенном порядке, а также несут экономическую ответственность за нарушение условий платежей в форме пени и /или штрафа
Глава4.Структура системы обязательного медицинского страхования.
Структура системы обязательного медицинского страхования представлена:
В зависимости от
I тип: на территориях 21 субъекта Российской Федерации функционируют все законодательно предусмотренные участники системы ОМС: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщика, страховые медицинские организации.
II тип: в 22 субъектах Российской Федерации система ОМС представлена территориальным фондом ОМС, филиалами ТФОМС (без прав страховщика) и страховыми медицинскими организациями.
III тип: в 19 субъектах Российской Федерации имеются только территориальный фонд ОМС и СМО.
IV тип: представлен без участия страховых медицинских организаций на территориях 29 субъектов Российской Федерации. Из них на территориях 16 субъектов РФ действуют ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 4 субъектов РФ — территориальный фонд и филиалы ТФОМС; на территориях 9 субъектов РФ — территориальный фонд ОМС.
Федеральный фонд ОМС самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в области организации и финансирования системы ОМС на всей территории РФ. Федеральный фонд ОМС подотчетен Правительству и Законодательному Собранию РФ.
Управление Федеральным фондом ОМС осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - директором. Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается Правительством Российской Федерации. Председателем правления Федерального фонда ОМС является Министр здравоохранения Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года №857.
Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Территориальный фонд ОМС самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ путем сбора страховых взносов по утвержденным в законодательном порядке тарифам и финансирования за счет собранных взносов территориальных программ ОМС. Территориальный фонд подотчетен органу представительной и исполнительной власти субъекта РФ. Территориальные фонды ОМС действуют во всех субъектах РФ и г. Байконуре. Следует отметить, что к концу 1993 года территориальные фонды ОМС были организованы уже в 79 субъектах РФ. В 33 субъектах РФ в системе ОМС образованы филиалы территориальных фондов ОМС. К началу 2001 года в системе обязательного медицинского страхования действовали 1129 филиалов территориальных фондов в 71 субъекте РФ, из них 516 выполняют функцию страховщиков. Для выполнения своих задач Территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым исполнительным директором Территориального фонда.
Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Территориального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Территориального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Территориальный фонд ОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне. Фонд финансирует медицинскую помощь населению через страховые медицинские организации и через свои филиалы.
Расчет и использование
фонда обязательного
Управление здравоохранения на местах |
|
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Страховые медицинские организации |
Филиалы Территориального отделения ОМС |
Пациент |
Стационары |
Амбулаторно-поликлинические учреждения |
рис.1
Доходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования складываются, в целом, из:
а расходы из:
Глава 5. Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения
Одной из наиболее острых проблем
обязательного медицинского страхования
является то, что при поступлении
средств ОМС в систему
Платежи за неработающее население из
средств выделенного бюджета здравоохранения
ведут к дефициту средств на противотуберкулезную,
психиатрическую и наркологическую службы,
чего нельзя допустить, так как рост активного
туберкулеза среди детей за последние
пять лет увеличился почти на 30% и т.д..
Сегодня становится реальной угроза разрыва
связи между лечебной и профилактической
медициной. В России возникает такая ситуация,
когда система становится заинтересованной
в постоянном росте числа больных, а не
здорового населения, а качество медицинской
помощи определяется не результатами,
а более дорогими технологиями.
Внедрение системы ОМС практически на
всех территориях отмечается неоправданно
большим разнообразием моделей страхования.
Это объясняется главным образом недостаточностью
нормативно-правовой базы и нежеланием
руководителей органов здравоохранения
что-либо менять.
Результаты сборов страховых взносов
и наличие задолженности по уплате страховых
взносов фондам обязательного медицинского
страхования показывают необходимость
значительной работы по совершенствованию
методов сбора страховых взносов.
Сложившаяся в России ситуация, когда
система здравоохранения не получает
необходимого количества финансовых ресурсов,
отчасти обусловлена неспособностью собирать
страховые взносы вовремя.
Особой проблемой является проблема управления,
обеспечения и экспертизы качества медицинской
помощи. Лицензионная деятельность регулируется
рядом нормативно-методических документов
по проведению сертификации и лицензирования,
как юридических, так и физических лиц.
Еще одна острая проблема - это проблема
достоверности информации о поступлении
и расходовании государственных средств
системы ОМС. Функции государственных
органов по контролю за поступлением средств,
формированием и использованием доходов
системы ОМС должным образом не определены.
Кроме того, в условиях бюджетного дефицита
внедряемая модель ОМС является неоправданно
дорогостоящей.
В связи с вышеизложенными проблемами
Министерство здравоохранения и медицинской
промышленности РФ считает, что для их
решения необходимо:
• исполнение Закона РФ « О медицинском
страховании граждан» органами исполнительной
власти субъектов РФ должно быть безусловным;
• в связи с обеспеченностью финансовыми
средствами территориальных программ
ОМС, составляющей в среднем по России
40%, а в некоторых территориях 10 - 20 %, целесообразно
рассмотреть об увеличении тарифа страхового
взноса на ОМС;
• разработать систему подготовки медицинских
кадров к работе в условиях медицинского
страховании.
Таким образом, проводимая в России реформа
здравоохранения, введение обязательного
медицинского страхования предполагает
структурную, инвестиционную перестройку
отрасли, направленную на повышение экономической
и клинической эффективности ее функционирования,
улучшения качества оказания медицинской
помощи и обеспечение конституционных
прав населения РФ на гарантированный
государством объем медицинской помощи.