Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:53, курсовая работа
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
В рамках создания в сфере здравоохранения единой информационной системы субъектам Российской Федерации предстоит повысить техническую оснащенность медицинских организаций путем приобретения компьютерного оборудования, организации локальных вычислительных сетей.
С 1 января 2012 г. начнет внедряться единая универсальная электронная карта. В ней будет зафиксировано право человека на большинство социальных гарантий, в том числе будет присутствовать приложение обязательного медицинского страхования. В Российской Федерации будет создана единая база застрахованных граждан, которая поможет исключить дублирование страхования, отказы гражданам в получении медицинской помощи на другой территории. Персонифицированный учет позволит осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования и определять потребности в объемах медицинской помощи.
Федеральный фонд ОМС дополнительно 
финансирует медицинские 
В рамках программы модернизации 
здравоохранения, узкие специалисты, 
работающие в поликлиниках, также 
начнут получать доплату к заработной 
плате. Размер доплаты в среднем 
составит 5-6 тыс. руб. Выплаты коснутся 
240 тыс. врачей-специалистов и средних 
медицинских работников. Это позволит 
привлечь врачей узкой специальности 
в амбулаторное звено и повысить 
доступность поликлинической 
Внедрение стандартов оказания медицинской помощи связано с переходом на одноканальное финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования в 2013 году. Оплата медицинской помощи будет осуществляться по полному тарифу, включающему все статьи расходов медицинских организаций за исключением капитального строительства и дорогостоящего медицинского оборудования.
Бюджет Федерального фонда 
обязательного медицинского страхования 
на очередной финансовый год и 
двухлетный плановый период сформирован 
бездефицитным и составляет: в 2012 году 
891,7 млрд.рублей (на 555,7 млрд.рублей или 
в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 
1 034,4 млрд.рублей; в 2014 году 1188,5 млрд.рублей. 
         Существенное увеличение объема бюджета 
Фонда по страховым взносам на обязательное 
медицинское страхование по сравнению 
с 2011 годом обусловлено направлением с 
2012 года в бюджет Фонда страховых взносов 
на обязательное медицинское страхование 
неработающего населения, которые ранее 
направлялись в бюджеты территориальных 
фондов; направлением с 2012 года страховых 
взносов на обязательное медицинское 
страхование работающих граждан по тарифу 
2%, ранее зачисляемых в бюджеты территориальных 
фондов.
Принципами обязательного медицинского страхования являются:
Всеобщность:
Все граждане РФ независимо 
от пола, возраста, состояния здоровья, 
места жительства, уровня личного 
дохода имеют право на получение 
медицинских услуг, включенных в 
территориальные программы 
Государственность:
Средства обязательного 
медицинского страхования находятся 
в государственной 
Специализированные страховые медицинские организации.
Государство выступает непосредственным 
страхователем для 
Некоммерческий характер:
Вся получаемая прибыль от операций по ОМС направляется на пополнение финансовых резервов системы обязательного медицинского страхования.
Обязательность:
Местные органы исполнительной власти и юридические лица (предприятия, учреждения, организации и т.д.) обязаны производить отчисления по установленной ставке в размере 3,6% от фонда заработной платы в территориальный фонд ОМС и в определенном порядке, а также несут экономическую ответственность за нарушение условий платежей в форме пени и /или штрафа
Глава4.Структура системы обязательного медицинского страхования.
Структура системы обязательного медицинского страхования представлена:
В зависимости от 
I тип: на территориях 21 субъекта Российской Федерации функционируют все законодательно предусмотренные участники системы ОМС: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщика, страховые медицинские организации.
II тип: в 22 субъектах Российской Федерации система ОМС представлена территориальным фондом ОМС, филиалами ТФОМС (без прав страховщика) и страховыми медицинскими организациями.
III тип: в 19 субъектах Российской Федерации имеются только территориальный фонд ОМС и СМО.
IV тип: представлен без участия страховых медицинских организаций на территориях 29 субъектов Российской Федерации. Из них на территориях 16 субъектов РФ действуют ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 4 субъектов РФ — территориальный фонд и филиалы ТФОМС; на территориях 9 субъектов РФ — территориальный фонд ОМС.
Федеральный фонд ОМС самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в области организации и финансирования системы ОМС на всей территории РФ. Федеральный фонд ОМС подотчетен Правительству и Законодательному Собранию РФ.
Управление Федеральным фондом ОМС осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - директором. Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается Правительством Российской Федерации. Председателем правления Федерального фонда ОМС является Министр здравоохранения Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года №857.
Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Территориальный фонд ОМС самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ путем сбора страховых взносов по утвержденным в законодательном порядке тарифам и финансирования за счет собранных взносов территориальных программ ОМС. Территориальный фонд подотчетен органу представительной и исполнительной власти субъекта РФ. Территориальные фонды ОМС действуют во всех субъектах РФ и г. Байконуре. Следует отметить, что к концу 1993 года территориальные фонды ОМС были организованы уже в 79 субъектах РФ. В 33 субъектах РФ в системе ОМС образованы филиалы территориальных фондов ОМС. К началу 2001 года в системе обязательного медицинского страхования действовали 1129 филиалов территориальных фондов в 71 субъекте РФ, из них 516 выполняют функцию страховщиков. Для выполнения своих задач Территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым исполнительным директором Территориального фонда.
Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Территориального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Территориального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Территориальный фонд ОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне. Фонд финансирует медицинскую помощь населению через страховые медицинские организации и через свои филиалы.
Расчет и использование 
фонда обязательного 
Управление здравоохранения на местах  | 
  
  | 
  Территориальный фонд обязательного медицинского страхования  | 
Страховые медицинские организации  | 
  Филиалы Территориального отделения ОМС  | 
 Пациент  | 
  
 Стационары  | 
  Амбулаторно-поликлинические учреждения  | 
рис.1
Доходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования складываются, в целом, из:
а расходы из:
Глава 5. Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения
Одной из наиболее острых проблем 
обязательного медицинского страхования 
является то, что при поступлении 
средств ОМС в систему 
Платежи за неработающее население из 
средств выделенного бюджета здравоохранения 
ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, 
психиатрическую и наркологическую службы, 
чего нельзя допустить, так как рост активного 
туберкулеза среди детей за последние 
пять лет увеличился почти на 30% и т.д.. 
Сегодня становится реальной угроза разрыва 
связи между лечебной и профилактической 
медициной. В России возникает такая ситуация, 
когда система становится заинтересованной 
в постоянном росте числа больных, а не 
здорового населения, а качество медицинской 
помощи определяется не результатами, 
а более дорогими технологиями. 
Внедрение системы ОМС практически на 
всех территориях отмечается неоправданно 
большим разнообразием моделей страхования. 
Это объясняется главным образом недостаточностью 
нормативно-правовой базы и нежеланием 
руководителей органов здравоохранения 
что-либо менять. 
Результаты сборов страховых взносов 
и наличие задолженности по уплате страховых 
взносов фондам обязательного медицинского 
страхования показывают необходимость 
значительной работы по совершенствованию 
методов сбора страховых взносов.  
Сложившаяся в России ситуация, когда 
система здравоохранения не получает 
необходимого количества финансовых ресурсов, 
отчасти обусловлена неспособностью собирать 
страховые взносы вовремя. 
Особой проблемой является проблема управления, 
обеспечения и экспертизы качества медицинской 
помощи. Лицензионная деятельность регулируется 
рядом нормативно-методических документов 
по проведению сертификации и лицензирования, 
как юридических, так и физических лиц. 
Еще одна острая проблема - это проблема 
достоверности информации о поступлении 
и расходовании государственных средств 
системы ОМС. Функции государственных 
органов по контролю за поступлением средств, 
формированием и использованием доходов 
системы ОМС должным образом не определены. 
Кроме того, в условиях бюджетного дефицита 
внедряемая модель ОМС является неоправданно 
дорогостоящей. 
В связи с вышеизложенными проблемами 
Министерство здравоохранения и медицинской 
промышленности РФ считает, что для их 
решения необходимо: 
• исполнение Закона РФ « О медицинском 
страховании граждан» органами исполнительной 
власти субъектов РФ должно быть безусловным; 
• в связи с обеспеченностью финансовыми 
средствами территориальных программ 
ОМС, составляющей в среднем по России 
40%, а в некоторых территориях 10 - 20 %, целесообразно 
рассмотреть об увеличении тарифа страхового 
взноса на ОМС; 
• разработать систему подготовки медицинских 
кадров к работе в условиях медицинского 
страховании. 
Таким образом, проводимая в России реформа 
здравоохранения, введение обязательного 
медицинского страхования предполагает 
структурную, инвестиционную перестройку 
отрасли, направленную на повышение экономической 
и клинической эффективности ее функционирования, 
улучшения качества оказания медицинской 
помощи и обеспечение конституционных 
прав населения РФ на гарантированный 
государством объем медицинской помощи.