Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение общих принципов и методик управления рисками страховых компаний в современных условиях украинского рынка и разработка модели управления риском неплатежеспособности страховой компании.
Введение 4
1. Методологические проблемы управления страховой деятельностью 6
1.1 Особенности страховой деятельности 6
1.2 Классификация рисков страховой компании 8
1.3 Анализ методов управления рисками страховой компании 12
2. Моделирование управления риском неплатежеспособности страховой компании 16
2.1 Постановка задачи 16
2.2 Реализация модели в среде имитационного моделирования 22
2.3 Анализ эффективности разработанной модели 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Риски, принимаемые по договорам страхования, являются самой обширной и наиболее приоритетной рисковой группой для страховой компании. Умелое управление подобными рисками, создание эффективной системы их снижения — основополагающая задача любого страховщика.
Риски, связанные с обслуживанием договоров, представляют собой уже специфическую, характерную только для страховой компании группу рисков. Здесь риском выступает возможная вероятность наступления убытков, вызванных неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах: перестрахование, формирование страховых резервов и т. д. В целом к данной группе относятся риски андеррайтинга (системы оценки страхуемых рисков), риск неэффективного перестрахования, риск управления страховым портфелем и риск формирования и инвестирования страховых резервов.
Риск андеррайтинга связан с неверной оценкой специалистом страховой компании — андеррайтером — страхуемого риска, предлагаемого страхователем страховщику. Обстоятельства, значительно влияющие на объективность оценки андеррайтера: отсутствием у специалиста необходимой статистической информации, злым умыслом страхователя, в случае сокрытия последним обстоятельств, повышающих данный риск, а также с объективной трудностью в оценке, вызванной специфическими особенностями страхуемого объекта.
Создание надежной и эффективной системы перестрахования является одним из гарантов финансовой устойчивости страховой компании. Риск неэффективного перестрахования возникает, с одной стороны, когда страховщик решает, как конкретно осуществить перестрахование риска по договору страхования, какую форму перестрахования предпочесть, какому перестраховщику (страховщику) его предложить и т. д. С другой стороны, страховщик сам участвует во многих договорах перестрахования и определяет, какой из предложенных ему рисков принять, какие условия и требования выдвинуть и т. д.
Риск управления портфелем
в определенной степени связан с
риском андеррайтинга и
Как следует из вышеизложенного, управление риском в страховом бизнесе является многофункциональным процессом, затрагивающим как внутреннюю, так и внешнюю среду. Страховщик должен эффективно и качественно управлять как своими собственными рисками, возникающими в процессе хозяйственной деятельности, так и обеспечивать защиту рискам, принимаемым на себя по договорам страхования[5].
1.3 Анализ методов управления рисками страховой компании
Так как классифицировать риски можно различными способами, то и методов воздействия на них тоже большое количество. Их можно разбить на следующие группы:
1. Трансформация рисков:
2. Финансирование рисков:
Рассмотрим более подробно первую группу методов воздействия на риск. Эта группа представляет собой комбинацию методов, направленных на крупные риски, уменьшить которые бывает просто невозможно. Это риск банкротства, риск преждевременной смерти сотрудников и т.д. Даже если такие риски могут быть частично уменьшены, это практически не снижает последствий их реализации. Поэтому наилучшим методом работы с ними может быть попытка вообще избежать всех возможностей их возникновения, т.е уклонение от опасностей как структурных характеристик соответствующих рисков. [2]
Метод снижения частоты ущербы от реализации риска заключается в проведении превентивных мероприятий. Он применяется, когда вероятность наступления ущерба велика, а его величина небольшая. Следует учесть, что если стоимость превентивных мероприятий оказывается выше денежной стоимости ущерба от возникновения риска, то от этого метода, как правило, следует отказаться, но некоторые предупредительные мероприятия могут оправдать себя лишь спустя длительный срок.
Существуют риски, величина ущерба которых достаточно велика, а вот частота реализации – нет. В этом случае используется метод снижения величины возможных убытков, который также представляет собой проведение превентивных мероприятий, но направленных на снижение размера возможного ущерба. В свою очередь, примером данного метода будет являться проведение предупредительных мероприятий и диагностики на поездах дальнего странствия.
Сущность метода разделения риска состоит в создании такой ситуации, при которой ни один отдельный случай не приведет к возникновению серии новых убытков. Этот метод может осуществляться в двух формах:
Метод аутсорсинга рисков заключается в передаче ответственности за возникновение неблагоприятного события сторонней организации. Примером аутсорсинга в страховой организации может служить заключение договора на охрану территории с охранным предприятием. Этот метод применяется тогда. Когда можно четко определить опасность[2].
Вторая группа методов представляет собой финансовые механизмы сокращения и передачи риска. Если величина потенциальных убытков от реализации риска невелика, а финансовое возможности страховой организации достаточны, то такой риск может быть покрыт за счет текущих денежных потоков (собственных свободных средств), при этом создавать дополнительные фонды нет необходимости. Примером такого риска могут служить хозяйственные аварии. Не затрагивающие непосредственно страховую деятельность.
При возникновении страхового случая с учетом соблюдения договора страхования, страховщик обязан выплатить страхователю страховое возмещение (покрытие). Для этой цели страховые организации формируют страховые резервы, которые представляют собой страховые премии, являющиеся средствами страхователей.
Схема соотношения между рисками, с которыми сталкивается страховая организация, и финансовыми источниками их покрытия приведена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Риски и источники их покрытия
Процесс управления риском может быть разбит на шесть этапов:
1. Определение цели. Для человека конкретная цель может включать заботу о хорошем состоянии здоровья, поддержке уровня жизни семьи в случае смерти или потери источников дохода, страховую защиту домашнего имущества, транспортных средств в частной собственности и т.д. Для предпринимательской структуры главной целью является обеспечение существования фирмы в непредвиденных обстоятельствах (пожар, ограбление и т.д.).
2. Выяснение риска – осознание риска хозяйствующим субъектом или индивидом, которое всегда протекает в общественной среде и опирается на общественную практику.
3. Оценка риска – определение его серьезности с позиций вероятности и величины возможного ущерба.
4. Выбор методов управления риском.
5. Применение выбранного метода.
6. Оценка результатов производится на базе хорошо отлаженной системы точной информации, дающей возможность рассмотреть имеющиеся убытки и сами действия, осуществляемые для их предотвращения.
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ
2.1 Постановка задачи
Финансовая устойчивость страховой организации – это характеристика стабильности финансового положения, обеспечиваемая эффективным использованием возможностей инструментов и элементов системы риск-менеджмента страховой организации. Уровень финансовой устойчивости страховой организации, эффективности ее деятельности и конкурентоспособности в целом зависит от качественного и грамотного управления как своими собственными рисками, возникающими в процессе хозяйственной деятельности, так и рисками, принимаемыми по договорам страхования. Поэтому создание систем наиболее эффективного управления такими рисками является главным и определяющим фактором повышения финансовой устойчивости страховщика, так как включает в себя все исследуемые факторы, как элементы системы.
Для реализации управления риском неплатежеспособности страховой компании задачи необходима модель, которая учитывает все стороны деятельности страховой организации и позволяет анализировать факторы, воздействующие на платежеспособность, так как последняя является многоаспектным понятием.
Специфика страховой деятельности обуславливает необходимость формирования в достаточном объеме собственного капитала, обеспечивающего незапланированные отклонения. Достаточность собственного капитала страховой компании измеряется соотношением элементов заемного капитала и собственного, а также оценкой их соответствия коэффициенту достаточности капитала при выполнении регламентирующих условий со стороны государства.
Важное значение имеет исследование самого процесса управления риском неплатежеспособности страховой компании, который представляет собой комплекс принятых и реализованных мер по идентификации и анализу рисков, разработанных для оптимизации управления в условиях риска. Управление риском базируется на концепции приемлемого риска, которая предусматривает возможность рационального воздействия на уровень фактической риска и доведения его до нормативного оптимального значения. Подсистема управления риском неплатежеспособности страховщика является неотъемлемой частью системы стратегического управления его финансовой устойчивостью в условиях неопределенности. Она реализуется в виде трехуровневого комплекса мер определения, оценки и управления неплатежеспособностью (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 – Модель управления финансовой стойкостью страховщика с учетом риска
Подсистема управления риском неплатежеспособности страховой организации должна предусматривать определение, оценку и контроль за принятыми мерами по реализации управленческих решений.
Сформируем следующую моделью управления риском неплатежеспособности страховой организации, в основу которой положена модель достаточности собственного капитала:
(1)
Регулируемые параметры модели:
Нормативные параметры модели:
Страховые резервы страховой организации рассчитываем по формуле:
СР=СРж + СРн/ж, (2)
где СРж – страховые резервы по страхованию жизни;
СР н/ж – страховые резервы по другим видам страхования.
Страховые премии страховой организации рассчитываем по формуле:
СП=СПн/ж+ СПж, (3)
где СПж – страховые премии по страхованию жизни;
Информация о работе Модели управления рисками страховой компании