Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:43, контрольная работа
Вопрос № 1. Страхование жилых помещений.
Вопрос № 2. Принципы приватизации
Вопрос № 1. Страхование жилых помещений.
Жилищное страхование
представляет собой совокупность видов
страхования, предусматривающих
Жилищное страхование выступает в роли финансового гаранта, позволяющего обществу компенсировать ущерб, который наступает вследствие случайных событий, наносящих урон населению и государству.
Жилищное страхование
следует рассматривать как
- страхование жилого помещения его собственником;
- страхование жилого помещения нанимателем;
- страхование ответственности перед третьими лицами арендаторов нежилых помещений в жилом доме;
- страхование гражданской ответственности арендаторов;
- страхование ответственности перед третьими лицами при перепланировке квартир или при переустройстве их под офисные помещения;
- страхование ответственности коммунальных предприятий за ущерб перед третьими лицами;
- страхование ответственности собственника (владельца, нанимателя) жилищного фонда за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц;
- ипотечное страхование;
- титульное страхование;
- страхование имущества товариществ собственников жилья;
- страхование профессиональной ответственности риэлторов;
- страхование жилых помещений в домах-памятниках и др.
Жилищное страхование обеспечивает восстановление имущества всех форм собственности, поврежденного или уничтоженного стихийными бедствиями, авариями, иными бедствиями, от которых оно было застраховано. В результате современных социально-экономических преобразований в России изменилась структура жилищного фонда по типам собственности и возникла необходимость перехода к новой системе организационно-правовых и финансовых отношений в сфере владения, распоряжения и пользования жилищным фондом.
Жилищное страхование способствует оптимизации макроэкономических пропорций общественного воспроизводства. Именно из-за способности жилищного страхования оказывать влияние на макроэкономические процессы оно считается одним из стратегических секторов экономики.
Кроме того, важным стратегическим фактором являются огромные инвестиционные ресурсы страховых компаний, которые во многом предопределили макроэкономические пропорции экономического развития страны.
Социальная роль жилищного страхования заключается в том, что оно обеспечивает стабильность в обществе, гарантируя гражданам возмещение ущерба при повреждении или утрате жилья, создавая защищенность человека.
В условиях рыночной экономики, когда прямое государственное влияние во многих социальных областях минимально, а необходимость социальных гарантий чрезвычайно велика, эти функции переданы государством страховым компаниям: минимум обеспечивается обязательными видами страхования, а все остальное — посредством заключения договоров добровольного страхования. Стимулируя проведение жилищного страхования как социально-ориентированного страхового продукта, государство снижает социальную нагрузку на внебюджетные фонды.
Развитию жилищного страхования способствуют следующие факторы:
- стабильное финансовое положение населения;
- активизация роли государства в укреплении и развитии рынка страхования жилья;
- необходимая статистическая информация;
- разработка концепции развития жилищного страхования с целью удовлетворения потребностей населения;
- предприятий и государства в надежной страховой защите.
Жилищное страхование способствует социально-экономической стабильности в обществе и является неотъемлемым элементом системы социальной защиты имущественных интересов населения. Необходимость жилищного страхования России вызвана введением рыночных механизмов возмещения имущественных потерь, возникающих у собственников, нанимателей, арендаторов, оценщиков, риэлторов в условиях социально-экономических преобразований.
Следует признать, что недостаточное
развитие жилищного страхования
в РФ обусловлено социально-
Дальнейшее развитие жилищного страхования в России определяется:
- расширение видов страховых
продуктов, отвечающих
- повышение качества
- укреплением доверия населения к страхованию;
- государственной поддержкой
жилищного страхования в
- разработкой мероприятия
по организационно-
Анализ состояния жилищного страхования в Российской Федерации доказывает, что необходимо создать экономический механизм, гарантирующий гражданам возмещение ущерба при повреждении или уничтожении их жилья в результате чрезвычайных событий, а также условия для перехода к обязательному страхованию жилья.
Недостаточное количество средств, выделяемое на ремонт и содержание жилья, приводит к износу жилищного фонда и систем инженерного обеспечения и, как следствие, к росту числа аварий и пожаров в домах. Страхование является одним из механизмов возмещения ущерба, причиняемого жилищному фонду.
С точки зрения повреждения или утраты жилищный фона стал сегодня более уязвимым, хотя и более благоустроенным. Затраты, связанные с ремонтом поврежденного жилья и содержанием жилищного фонда оказывают негативное воздействие на ход проведения преобразований, направленных на сокращение бюджетных дотаций предприятиям жилищно-коммунальной сферы и повышение оплачиваемой населением доли затрат на жилищно-коммунальные услуга.
Очевидная потребность в сокращении бюджетного финансирования работ по ремонту поврежденного жилья диктует необходимость использования иных источников и механизма возмещения ущерба, причиняемого жилищному фонду авариями, пожарами и иными событиями.
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства определяет в качестве такого механизма систему страхования, предполагая разработку и принятие соответствующего федерального закона об обязательном страховании жилья, что не исключает возможности страхования жилищного фонда на добровольной основе.
Практическое применение механизма добровольного страхования, а также использование страховых фондов для страхового возмещения ущерба и финансирования работ по предупреждению ущерба застрахованным объектам определено в качестве приоритетного направления для всех субъектов Федерации в новых социально-экономических условиях.
В случае повреждения или уничтожения жилья в результате стихийного бедствия или иною чрезвычайного события имущественные потери должны компенсировать не органы власти, а сами собственника. Однако граждане — собственники жилья предпринимают недостаточные меры по защите своих имущественных интересов, продолжая по-прежнему рассчитывать на помощь со стороны органов власти. И органы власти, в свою очередь, из-за отсутствия рыночного механизма гарантий на случай уничтожения или повреждения жилья вынуждены принимать решения о его ремонте или замене, неся существенные бюджетные затраты.
При повреждении жилья наниматель, как и собственник, вправе требовать, в том числе в судебном порядке, возмещения ущерба от виновной стороны. Учитывая, что в основном повреждения жилья связаны с неполадками в системах инженерного обеспечения (воза, тепло, газ, канализация и т.д.) или протечками кровли, виновной стороной, как правило, являются иди подрядная организация, осуществляющая по договору со службой заказчика (владельцем дома) работы по содержанию и ремонту жилищного фонда, иди соседа по дому
В случаях же повреждения или уничтожения квартир в результате пожара или залития водой при его ликвидации определить виновную сторону порой невозможно. По стожившейся практике устранение ущерба производится за счет средств, выделяемых на содержание и ремонт жилья, т.е. за счет бюджетных дотаций.
Потребность в жилищном страховании в современных условиях насущна. Изношенные коммуникации способствуют подтоплению зданий. Вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Необходимость развитая жилищного страхования обусловливается ухудшением состояния жилья.
Большинство домов, построенных при советской власти, является зоной повышенного риска для живущих в них людей. Ветшают сами здания, ржавеют коммуникации, на плановый ремонт которых десятилетиями не находится средств. В результате аз бюджета ежегодно тратятся миллионы рублей на ликвидацию последствий разного рода аварий и возмещение ущерба пострадавшим людям. Размер этих выплат не может компенсировать серьезные потери.
В настоящее время в России более 2 млн. граждан проживают в ветхих и аварийных домах, которые попадают под категорию жилых помещений (домов), не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям. Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения (ст. 49 и 51 ЖК РФ), однако законодательное определение ветхого и аварийного жилья на федеральном уровне отсутствует.
Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, четко не определены. Роль жилищного страхования в этих условиях возрастает.
Страхование жилья обеспечивает: гарантии своевременного и полного возмещения имущественных потерь в случае повреждения или уничтожения жилья; создание системы объективной оценки причиняемого жилью ущерба, выявления его виновников/и взыскания с них, используя предоставленные страховщикам права, величины выплаченного ущерба; адресную помощь пострадавшим; повышение ответственности подрядных организаций за качество обслуживания домов.
Вопрос № 2. Принципы приватизации
Приватизация — это новый способ приобретения жилого помещения гражданами в собственность.
Возможность приватизировать жилье гражданами была введена Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». С тех пор в этот Закон было внесено 14 изменений. Его содержание в соответствии с изменениями от 11 июня 2008 г. сводится к следующим положениям:
а) приватизация жилых помещений —это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, по месту бронирования жилых помещений (ст. 1);
б) граждане Российской Федерации вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также детей в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести занимаемые помещения либо в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц (ст. 2);
в) жилые помещения, в которых проживают исключительно дети до 14 лет передаются в собственность по заявлению их законных представителей, а помещения, в которых проживают исключительно дети в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению, но с согласия их законных представителей (ст. 2);
г) в случае утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, в течение трех месяцев должен быть оформлен договор передачи жилого помещения в собственность этим детям. Это должны сделать следующие субъекты:
- органы опеки и попечительства;
- руководители учреждений для детей-сирот;
- приемные родители;
- иные законные представители детей (ст. 2);
д) оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, осуществляется за счет средств собственников жилых помещений, передающих эти помещения (ст. 2);
е) в случае смерти участника совместной собственности на помещение, приватизированное до 31 мая 2001 г., определяются доли участников общей собственности на помещение, в том числе доля умершего. Доли эти признаются равными (ст. З). Норма эта диспозитивная;
ж) не подлежат приватизации следующие жилые помещения:
Информация о работе Контрольная работа по "Жилищное страхование"