Государственное регулирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:00, реферат

Краткое описание

Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций:
1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования.
2. Обеспечение гласности.
3. Поддержание правопорядка в отрасли.

Оглавление

Введение 3
1. Государственное регулирование страховой деятельности 5
1.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления 5
1.2. Государственное регулирование страховой деятельности на Украине 6
1.3. Комитет по делам надзора за страховой деятельностью 10
2. Лицензирование страховой деятельности 14
3. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

страхование.Гос.регулирование страх.деят-ти.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Государственное страхование направлено на обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание в Украине необходимых условий для деятельности  страховиков различных организационно-правовых форм, защиты интересов страхователей.

Государственное регулирование этих процессов должно содействовать усилению роли на страховом рынке обществ, которые имеют крепкую финансовую и правовую основу, и вместе с тем не допускать на него спекулятивные или фиктивные компании, которые могут нанести ущерб, как страховому делу, так и страхователям.

Важную роль в системе мероприятий государственного регулирования страхования играет регистрация страховых организаций, выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования, осуществления контроля за деятельностью всех страховых обществ (компаний) и их объединений.

1.3. Комитет по делам надзора за страховой деятельностью

 

Согласно Декрету  «О страховании», государственный надзор за страховой деятельностью в Украине осуществляется с целью соблюдения требования законодательства Украины о страховании, эффективном развитии страховых услуг, предотвращении неплатежеспособности страховиков и защиты интересов страхователей.

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Украины осуществляется Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью.

Укрстрахнадзор создан в соответст­вии с Постановлением Кабинета Мини­стров Украины и Национального Банка Украины от 17 сентября 1993 г. № 743. Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 марта 1994 г. № 166 утверждено Положение об этом Комите­те, которым определены его цели, зада­чи и компетенция.

Основными функциями указанного Комитета являются:

1) ведение единого государственного реестра страховиков (перестрахователей);

2) выдача лицензий на проведение страховой деятельности;

3) контроль за платежеспособностью страховиков относительно выполнения других страховых обязательств перед страхователями;

4) установление правил формирования, размещения и учета страховых резервов;

5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и предоставление в установленном порядке предложений относительно развития и совершенствования законодательства Украины о страховой деятельности;

7) участие в осуществлении мер относительно повышения квалификации кадров для страховой деятельности.

 

В рамках этих основных функций Укрстрахнадзор выполняет такие конкретные задачи:

         выдачу лицензий страховщикам на право осуществлять страховую деятельность и проверку относительно соблюдения ими видов страхования и перестрахование, предусмотренных лицензиями;

         проверку относительно правильности применения страховщиками законодательства Украины о страховой деятельности и достоверностях их отчетности;

         методическое обеспечение (согласно своей компетенции) работы страховщиков;

         разработку проектов актов законодательства по вопросам страховой деятельности и рекомендаций для защиты финансовых интересов страховщиков и страхователей;

         прием нормативных актов по вопросам страховой деятельности;

         анализ соблюдения объединениями страховщиков действующего законодательства;

         контроль за платежеспособностью страховщиков согласно взятым страховым обязательствам;

         обеспечение исследовательско-методологической работы по вопросам страховой деятельности и повышения эффективности государственного страхового надзора;

         установление правил формирования и размещение страховых резервов, а также (по согласованию с Минфином и Минстатом) правил их учета и показателей отчетности;

         разработку и представление к Минфину и Минстату предложений о внедрении единых методологических основ бухгалтерского учета и отчетности, а также форм статистической отчетности для страховщиков;

         анализ состояния и тенденций развития страховой деятельности в Украине, обобщение практического опыта страховщиков;

         организацию мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов со страховой деятельности, а также работы круглых столов, совещаний, семинаров, конференций по вопросам страховой деятельности;

         отладка международного сотрудничества в области страховой деятельности, изучение, обобщение и распространение мирового ухода в этом деле, выполнение международных договоров Украины по вопросам страхования;

         информационно-разъяснительную роботу через прессу, телевидение и другие средства массовой информации по вопросам страховой деятельности;

         рассмотрение предложений и запросов граждан по вопросам, которые принадлежат к его компетенции;

         управление имуществом, которое находится в общегосударственной собственности и принадлежит предприятиям, учреждениям и организациям, входят в сферу его управления;

         контроль за эффективностью использования и хранение закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями государственного имущества;

         выдачу разрешения Фонду государственного имущества на создание совместных предприятий любых организационно-правовых форм, в уставный фонд которых передается имущество, что является общегосударственной собственностью;

         подготовку вместе с соответствующими местными Советами народных депутатов выводов и предложений для Кабинета министров Украины относительно размежевания государственного имущества между общегосударственной, республиканской (Автономная Республика Крым) и коммунальной собственностью;

         другие функции из управление имуществом, предусмотренные действующим законодательством

Комитет по делам надзора за страховой деятельностью выдает страховикам лицензии на проведение конкретных видов страхования и перестраховывания.

Для получения лицензии страховик представляет Комитету заявление, к которому прилагаются:

                     копии учредительных документов и копии свидетельства о регистрации;

                     справки банков или других кредитных учреждений, которые подтверждают наличие и размеры оплаченного уставного фонда;

                     экономическое обоснование запланированной страховой (перестраховой) деятельности;

                     информация об участниках страховщика, председателе исполнительного органа и его заместителей.

 

Сам надзор осуществляется в трех направлениях. Первый, начальный, приходится на этап представления документов на лицензирование. Все подразделы Комитета изучают представленные документы, делают свои замечания к ним. Страховщики согласно этим замечаниям отстраняют указанные недостатки. Особое внимание обращается на правила (условия страхования, страховые продукты), которые разрабатывает страховщик по тем видам страхования, на которые он имеет намерение получить лицензию. При этом со стороны Комитета обращается внимание на соответствие правил требованиям закона, а также на то, лишь бы отдельные положения не привели к возможным злоупотреблениям со стороны относительно страхователей. Кроме того, контролируются расчеты страховых тарифов.
Второе направление – это анализ отчетности, которую ежеквартально подают страховщики. Комитет обращает особое внимание на соблюдение условий платежеспособности, определенных законодательными и нормативными актами, а также на размещение страховых резервов на условиях, им установленных.

Кроме того, особенно анализируются размер и причины задолженности перед страхователями. По результатам анализа формируется план проверок страховщиков на следующий за отчетным квартал.

И, в конце концов, третье направление - проводка непосредственных проверок на месте. Проверяющий Комитета анализируют первичную бухгалтерскую и финансовую документацию, изучают соответствие договоров страхования правилам, утвержденным при лицензировании и регистрации, изучают банковские документы. По результатам проверок составляются соответствующие акты, что является основанием для принятия санкций к страховщикам.

 

 

 


2. Лицензирование страховой деятельности

 

Лицензирование страховых операций страховщиков, осуще­ствляющих свою деятельность, на территории Украины, носит обязательный характер и осуществляется Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью в Украине (Укрстрахнадзором). На Укрстрахнадзор также возложены задачи разработки соответствующих методических и нормативных документов, обобщения практики применения страхового законодатель­ства, разработки предложений по его применению, защиты интересов страхователей в случае банкротства страховых орга­низаций или их ликвидации по другим причинам.

Уполномоченный орган выдает страховщикам лицензию на проведение конкретных видов страхования.

Страховщики, которые получили лицензию на страхование жизни, не имеют права заниматься другими видами страхования. Лицензии на проведение страхования жизни выдаются без указания в них сроку действия. Кабинет Министров Украины устанавливает размер платы за выдачу лицензий на проведение конкретных видов страхования.

Руководителями страховщика (председатель исполнительного органа и главный бухгалтер страховщика) должны быть дееспособные физические лица. Председатель исполнительного органа страховщика или его первый заместитель должен иметь более высшее экономическое или юридическое образование, а главный бухгалтер страховщика должен иметь более высшее экономическое образование.

Для получения лицензии страховщик подает в Уполномоченный орган заявление, к которому добавляются:

         копии учредительных документов и копия свидетельства о регистрации;

         справки банков или выводы аудиторских фирм (аудиторов), которые подтверждают размер оплаченного уставного фонда;

         справка о финансовом состоянии основателей страховщика, подтвержденная аудитором (аудиторской фирмой), если страховщик создан в форме полного или коммандитного общества или общества с дополнительной ответственностью;

         правила (условия) страхования;

         экономическое обоснование запланированной страховой (перестраховочной) деятельности;

         информация об участниках страховщика, председателе исполнительного органа и его заместителях, копия диплома председателя исполнительного органа страховщика или его первого заместителя о более высшем экономическом или юридическом образовании, копия диплома главного бухгалтера страховщика о более высшем экономическом образовании, информация о наличии соответствующих сертификатов в случаях, предусмотренных Уполномоченным органом.

Комитет по делам надзора за страховой деятельностью обя­зан выдать лицензию в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицен­зии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.

В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Укрстрахнадзор может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулирова­нии лицензий Укрстрахнадзор руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензи­руемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взи­мается специальный сбор.

Комитет по делам надзора за страховой деятельностью имеет право:

1) в пределах своей компетенции получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и инфор­мацию об их финансовом состоянии, а также информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от бан­ков и граждан, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

2) проводить не чаще одного раза в год проверку на предмет соблюдения страховщиками законодательства Украины о стра­ховой деятельности и достоверности их отчетности по показа­телям, характеризующим выполнение договоров страхования, назначать проведение за счет страховщика дополнительной обязательной аудиторской проверки с определением аудитора;

3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства Украины о страховой деятельности выдавать им предписание об их устранении, а в случае невыполнения предписаний останавливать или ограничивать действие лицен­зий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений или принимать решения об отзыве лицензий и исключении из государственного реестра страховщиков (перестраховщиков). Споры об отзыве лицензии рассматривает суд или арбитраж­ный суд.

4) обращаться в арбитражный суд с иском об отмене госу­дарственной регистрации страховщика как субъекта предпри­нимательской деятельности в случаях, предусмотренных ст. 8 Закона Украины «О предпринимательстве».

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности