Государственное регулирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:00, реферат

Краткое описание

Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций:
1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования.
2. Обеспечение гласности.
3. Поддержание правопорядка в отрасли.

Оглавление

Введение 3
1. Государственное регулирование страховой деятельности 5
1.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления 5
1.2. Государственное регулирование страховой деятельности на Украине 6
1.3. Комитет по делам надзора за страховой деятельностью 10
2. Лицензирование страховой деятельности 14
3. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

страхование.Гос.регулирование страх.деят-ти.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

3. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности

 

Страховая деятельность – это урегулированная нормами права хозяйственная деятельность страховых организаций с предоставления страховых услуг за счёт сформированных страховых фондов, что осуществляются на основании лицензии, как правило, с целью получения прибыли.

Страхование - это деятельность специально уполномоченных государственных организаций и субъектов хозяйствования (страховщиков), что связана с предоставлением страховых услуг юридическим лицам или гражданам (страхователям) относительно защиты их имущественных интересов в случаи наступления определенных законом или договором страхования событий (страховых случаев), за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страхователями страховых платежей.

Деятельность субъектов в данной области права регулируется следующими нормативно - правовыми актами:

        Хозяйственный кодекс Украины от 16.03.2001 № 436,(ст.333,352);

        УПУ от 04.04.2003 № 292 “О Положении о Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины”;

        ЗУ от 09.07.2003 № 1057 “О негосударственном пенсионном обеспечении”; 

        ЗУ от 19.09.1991 № 1576 “О хозяйственных обществах”;

        ЗУ от 01.06.2000 № 1775 “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”;

        ЗУ от 07.03.1996 № 85 “О страховании”;

        ЗУ от 01.07.2004 № 1961 “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”;

        постановление КМУ от 12.10.2000 № 1535 “Об утверждении Порядка и правил проведения обязательного авиационного страхования гражданской авиации”;

        постановление КМУ от 17.08.1998 № 1280“О внедрении механизма страхования экспортных и кредитных рисков”;

        постановление КМУ от 18.12.1996 № 1523 “О порядке ведения деятельности страховыми посредниками”;

        распоряжение КМУ от 23.08.2005 № 369 “ Об одобрении Концепции развития страхового рынка Украины до 2010 года”;

        распоряжение КМУ от 07.09.2006 № 6201 “Об утверждении Лицензионных условий осуществление страховой деятельности филиалами страховщиков-нерезидентов”;

        распоряжение ГКЦБФР от 28.08.2003 № 40 “Об утверждении Лицензионных условий осуществления страховой деятельности”;

        распоряжение ГКЦБФР от 01.02.2005 № 3470 “О согласовании Устава Моторного (транспортного) страхового бюро Украины”.

 

 

 

 

 


Заключение

 

В действующем законодательстве Украины о страховой деятельности содержатся минимальные требования к существу страховых услуг. При слож­ности страховых взаимоотношений это может приводить к ущемлению страхо­выми компаниями интересов страхова­телей. Практика свидетельствует, что выполнению страховой компанией обя­зательств по выплате страхового возме­щения, как правило, предшествует су­дебный процесс или утомительное хож­дение по кабинетам должностных лиц, которые, в свою очередь, используя самые разные уловки, пытаются отка­зать в выплате страхового возмещения.

Страхование осуществляется с целью защиты имущественных интересов стра­хователя и за его счет, однако наступ­ление страхового случая и в последую­щем — обязательство по выплате стра­хового возмещения страховая компания рассматривает как посягательство на ее имущественные интересы.

Для защиты интересов страхователя целесообразно установить правило, при котором размер (сумма) выплачиваемо­го страхового возмещения по договору страхования в силу судебного решения увеличивается на сумму судебных из­держек (расходов по процессу), как-то: возмещение уплаченной госпошлины и затрат, по оплате труда юристов и пр.

В любом случае система страхова­ния не будет эффективно функциони­ровать, если сохранится сложившееся неравенство между субъектами страхо­вых отношений.

На законодательном уровне не на­шла отражения концепция комплекс­ного подхода к развитию страхового законодательства. Так, страховые ком­пании не выделены в отдельный вид субъектов предпринимательской дея­тельности в действующем законодатель­стве, прежде всего налоговом. В свою очередь, особенности страховой деятель­ности требуют отдельной регламентации взаимоотношений государства и страховой компании относительно определения размеров и порядка уплаты налогов.

Специфика страховых отношений требует отдельного подхода при нало­гообложении — исходя из того, что страхование по своей правовой природе не может служить источником дохода для страхователя (с исключениями в виде накопительного страхования, ко­гда одним из условий страхования яв­ляется начисление процентов на вноси­мые страховые платежи, и по оконча­нии действия договора страхования — выплата страховой суммы с начислен­ными процентами), и в то же время является источником дохода для стра­ховой компании.

Внесенные страхователем страховые взносы (платежи) независимо от вида страхования должны быть исключены из налогооблагаемого дохода за счет снижения подоходного налога для фи­зических лиц, и отнесения на себестои­мость произведенных товаров, работ и услуг — для юридических.

При подготовке страхового законо­дательства целесообразно комплексно подходить к проблеме правового регу­лирования  страховой  деятельности, увязывая в логичной последовательно­сти нормативные акты, регулирующие предпринимательскую страховую дея­тельность с нормативными актами, ре­гулирующими страховые отношения и налогообложение страховых компаний и страхователей.

Цели, которыми законодатель руко­водствовался при принятии действую­щего законодательства о страховании и перестраховании, не должны ограничи­ваться урегулированием сложившихся страховых отношений. Приоритетом в развитии страхового законодательства должно быть создание такой правовой системы нормативных актов, при кото­рой осуществление страховой деятель­ности, обеспечивая интересы субъектов страховых правоотношений, обеспечи­вало бы также развитие и нормальное функционирование национальной фи­нансовой системы распределения и пе­рераспределения рисков.

 

 

 


Список использованной литературы

 

  1. Базилевич В., Уманцев Ю. Розвиток конкуренції на страховому ринку України.--Вісник КНТЕУ, 5/2006.
  2. Гарматій Т. Проблеми розвитку страхового ринку України. --«Банківська справа», №5 2006.
  3. Гутко Л.М. Страховий ринок України: стан, проблеми розвитку та шляхи їх вирішення // Економіка. Фінанси. Право.- 2006.- № 7.- C.19-24
  4. Данніков О.В. Сучасні тенденції розвитку вітчизняного страхового ринку // Формування ринкових відносин в Україні.- 2005.- № 12.- C.62-65
  5. Дудко В. П. Державний фінансовий контроль. — Чернівці: Прут, 2005. — 483 с.
  6. Закон Украины «О страховании».-- «Налоги и Бух. Учет», № 96, 2001.

7.         Заруба О.Д. «Основи страхування». Посібник. 1995р. УФІМБ.

  1. Мачуський В. В. Правові основи страхування. — К.: КНЕУ, 2003.
  2. Наумік К. Г. Страхування та страхові послуги. — Х.: ХДЕУ, 2004

10.     Научно-практический журнал «Предпринимательство, хозяйство и право» 1997г. №5.

  1. Правове регулювання страхування в Україні. — Чернівці: ЧНУ, 2003
  2. Самойловский А.Л. Основы государственного надзора за страховой деятельностью в Украине // Финансы.- 2000.
  3. Самойловский А.Л. Предложения о совершенствовании страхового рынка в Украине.- «Фінанси України», №11, 2006.
  4. Свириденко А.А. Стан та перспективи розвитку страхового ринку в Україні // Фінанси України.- 2005.- № 4..
  5. Страхування: Підручник / Ред. С. С. Осадець. — К.: КНЕУ, 2002.
  6. Субачев И.И., Олейник В.Я. Терещенко Т.Е. Заволока Л.А. Розвиток страхового ринку в Україні як фактору фінансової стабілізації економіки.-- «Фінанси України», №5 2005 год.
  7. Фурман В. Законодавча база ринку страхових послуг в Україні та її удосконалення // Ринок цінних паперів. Вісник Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку.- 2005.- № 11.

18.     Шелохов К.В., Бігдаш В.Д. «Страхування». Навчальний посібник. МАУП – 1998р.

  1. Штефюк П. Л., Штефюк Т. Ю. Страхування. - Чернівці: Прут, 2001. — 168 с.

3

 



Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности