Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:00, реферат
Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций:
1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования.
2. Обеспечение гласности.
3. Поддержание правопорядка в отрасли.
Введение 3
1. Государственное регулирование страховой деятельности 5
1.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления 5
1.2. Государственное регулирование страховой деятельности на Украине 6
1.3. Комитет по делам надзора за страховой деятельностью 10
2. Лицензирование страховой деятельности 14
3. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Страховая деятельность – это урегулированная нормами права хозяйственная деятельность страховых организаций с предоставления страховых услуг за счёт сформированных страховых фондов, что осуществляются на основании лицензии, как правило, с целью получения прибыли.
Страхование - это деятельность специально уполномоченных государственных организаций и субъектов хозяйствования (страховщиков), что связана с предоставлением страховых услуг юридическим лицам или гражданам (страхователям) относительно защиты их имущественных интересов в случаи наступления определенных законом или договором страхования событий (страховых случаев), за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страхователями страховых платежей.
Деятельность субъектов в данной области права регулируется следующими нормативно - правовыми актами:
Хозяйственный кодекс Украины от 16.03.2001 № 436,(ст.333,352);
УПУ от 04.04.2003 № 292 “О Положении о Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины”;
ЗУ от 09.07.2003 № 1057 “О негосударственном пенсионном обеспечении”;
ЗУ от 19.09.1991 № 1576 “О хозяйственных обществах”;
ЗУ от 01.06.2000 № 1775 “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”;
ЗУ от 07.03.1996 № 85 “О страховании”;
ЗУ от 01.07.2004 № 1961 “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”;
постановление КМУ от 12.10.2000 № 1535 “Об утверждении Порядка и правил проведения обязательного авиационного страхования гражданской авиации”;
постановление КМУ от 17.08.1998 № 1280“О внедрении механизма страхования экспортных и кредитных рисков”;
постановление КМУ от 18.12.1996 № 1523 “О порядке ведения деятельности страховыми посредниками”;
распоряжение КМУ от 23.08.2005 № 369 “ Об одобрении Концепции развития страхового рынка Украины до 2010 года”;
распоряжение КМУ от 07.09.2006 № 6201 “Об утверждении Лицензионных условий осуществление страховой деятельности филиалами страховщиков-нерезидентов”;
распоряжение ГКЦБФР от 28.08.2003 № 40 “Об утверждении Лицензионных условий осуществления страховой деятельности”;
распоряжение ГКЦБФР от 01.02.2005 № 3470 “О согласовании Устава Моторного (транспортного) страхового бюро Украины”.
В действующем законодательстве Украины о страховой деятельности содержатся минимальные требования к существу страховых услуг. При сложности страховых взаимоотношений это может приводить к ущемлению страховыми компаниями интересов страхователей. Практика свидетельствует, что выполнению страховой компанией обязательств по выплате страхового возмещения, как правило, предшествует судебный процесс или утомительное хождение по кабинетам должностных лиц, которые, в свою очередь, используя самые разные уловки, пытаются отказать в выплате страхового возмещения.
Страхование осуществляется с целью защиты имущественных интересов страхователя и за его счет, однако наступление страхового случая и в последующем — обязательство по выплате страхового возмещения страховая компания рассматривает как посягательство на ее имущественные интересы.
Для защиты интересов страхователя целесообразно установить правило, при котором размер (сумма) выплачиваемого страхового возмещения по договору страхования в силу судебного решения увеличивается на сумму судебных издержек (расходов по процессу), как-то: возмещение уплаченной госпошлины и затрат, по оплате труда юристов и пр.
В любом случае система страхования не будет эффективно функционировать, если сохранится сложившееся неравенство между субъектами страховых отношений.
На законодательном уровне не нашла отражения концепция комплексного подхода к развитию страхового законодательства. Так, страховые компании не выделены в отдельный вид субъектов предпринимательской деятельности в действующем законодательстве, прежде всего налоговом. В свою очередь, особенности страховой деятельности требуют отдельной регламентации взаимоотношений государства и страховой компании относительно определения размеров и порядка уплаты налогов.
Специфика страховых отношений требует отдельного подхода при налогообложении — исходя из того, что страхование по своей правовой природе не может служить источником дохода для страхователя (с исключениями в виде накопительного страхования, когда одним из условий страхования является начисление процентов на вносимые страховые платежи, и по окончании действия договора страхования — выплата страховой суммы с начисленными процентами), и в то же время является источником дохода для страховой компании.
Внесенные страхователем страховые взносы (платежи) независимо от вида страхования должны быть исключены из налогооблагаемого дохода за счет снижения подоходного налога для физических лиц, и отнесения на себестоимость произведенных товаров, работ и услуг — для юридических.
При подготовке страхового законодательства целесообразно комплексно подходить к проблеме правового регулирования страховой деятельности, увязывая в логичной последовательности нормативные акты, регулирующие предпринимательскую страховую деятельность с нормативными актами, регулирующими страховые отношения и налогообложение страховых компаний и страхователей.
Цели, которыми законодатель руководствовался при принятии действующего законодательства о страховании и перестраховании, не должны ограничиваться урегулированием сложившихся страховых отношений. Приоритетом в развитии страхового законодательства должно быть создание такой правовой системы нормативных актов, при которой осуществление страховой деятельности, обеспечивая интересы субъектов страховых правоотношений, обеспечивало бы также развитие и нормальное функционирование национальной финансовой системы распределения и перераспределения рисков.
7. Заруба О.Д. «Основи страхування». Посібник. 1995р. УФІМБ.
10. Научно-практический журнал «Предпринимательство, хозяйство и право» 1997г. №5.
18. Шелохов К.В., Бігдаш В.Д. «Страхування». Навчальний посібник. МАУП – 1998р.
3
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности