Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

Под государственном регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке форме и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Файлы: 1 файл

страххх.doc

— 131.00 Кб (Скачать)
  1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховщиков

    Источники прибыли любой страховой компании, как правило, это прибыль от инвестиционной деятельности. Следует отметить, что  источником прибыли может быть и  страховая деятельность компании, однако такой ситуации при "справедливом" расчете премий практически быть не должно или же прибыль мала, иначе нарушается принцип эквивалентности потоков платежей, в общемировой практике объем выплат составляет более 90% от величины собранных премий. Но в нашей стране этот показатель в среднем равен 70%, т.е. по существу, российские страховщики завышено оценивают принимаемые риски и вероятность наступления страховых случаев. Высокая доля остающейся премии позволяет не искать варианты доходного и надежного размещения активов.

Однако  на современном этапе развития Российской Федерации всё большее значение приобретает необходимость расширения инвестиционной деятельности страховых  компаний.

    В распоряжении страховщика в течение  некоторого периода оказываются  временно свободные от обязательств средства, которые должны быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода.

Инвестирование  страховщиком должно достаточно жестко регулироваться государством, поскольку  страхователи объективно лишены возможности  контролировать, насколько умело страховая организация распорядится предоставленными ей средствами и не поставит под угрозу выполнение обязательств по договору страхования.

    Цель  государственного регулирования порядка размещения страховых резервов - минимизация риска инвестиционной политики из-за главной особенности страховой организации как инвестора - вторичности инвестиционного портфеля по отношению к портфелю страховому.

    Под государственном регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке форме и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.  
      Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

   Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с  дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике. 
     Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную  деятельность и  экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики.   

 

   Сущность  форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем: 

1. Государственное  регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное  регулирование инвестиционной деятельности  может осуществляться с использованием  форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

  • контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации, т.е. согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.
  • экспертиза инвестиционных проектов, т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

    Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

•      установления субъектами инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

•     защиты интересов инвесторов;

• предоставление субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства объектов социально-культурного назначения;  

• прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: 
 
 ─ разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; 

─ размещения на конкурсной основе средств местных  бюджетов для финансирования инвестиционных проектов; 

─ выпуска  муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

─ вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности; 
─ предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; 
 ─ проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики.

   Механизм  государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. 
     Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

  1. установочную (целеполагающую);
  2. мобилизующую;
  3. стимулирующую;
  4. контролирующую.
 

 Установочная  функция государства заключается  в определении стратегических целей  и приоритетов, в постановке задач  инвестиционной политики на предстоящий  период. Формирование структуры целей  и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.  

   Мобилизирующая  функция государства заключается  в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путем их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением между структурными подразделениями национального хозяйства.

   Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов. 

    Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты. 
        Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.  
        В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

    Стратегия – долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят: 
1)    постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций; 
2)   определение основных источников и резервов долговременных вложений; 
3)   обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).

    Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

1. она  предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде; 
2. ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3.  использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем  итоге экономическая тактика  государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением. 

  1. Принципы  инвестиционной политики страховых компаний

   Известно, что инвестирование страховых фондов - это размещение средств страховых  компаний, предназначенных для осуществления страховых выплат на принципах прибыльности, возвратности, ликвидности и диверсификации.

Данные  принципы общепризнаны в мировой  практике.

  • Принцип возвратности подразумевает размещение активов, обеспечивающее их возврат в полном объеме.
  • Принцип ликвидности означает, что структура вложений должна обеспечивать наличие у страховщика средств, способных быстро и без дополнительных затрат обратиться в денежные средства. Иными словами, страховая организация в любой момент должна иметь в наличии средства, необходимые для выплаты страхователям оговоренных договором сумм в установленные сроки.
  • Принцип диверсификации (или принцип «смешивания и рассеивания») требует распределения инвестиционных рисков на различные виды вложений, чем достигается снижение общей рискованности, а следовательно, повышение устойчивости инвестиционного портфеля страховщика. Принцип подразумевает наличие большого числа разнородных объектов инвестирования. Не рекомендуется концентрировать вложения на одном предприятии или проекте. Структура вложений капитала не должна быть однобокой как в территориальном, так и в отраслевом аспектах.
  • Принцип прибыльности вложений (принцип рентабельности) означает,

что инвестиционная деятельность должна обеспечивать не только сохранность вложений, но и приносить определенный доход. Страховщики при размещении страховых резервов должны обеспечивать прибыльность вложений, позволяющую сохранить реальную стоимость вложенных средств в течение всего срока инвестирования.

   На  инвестиционную активность страховщика существенное влияние оказывают размеры и структура страхового портфеля по видам страхования, величина аккумулированных резервов и сроки распоряжения ими. Существенно различается структура инвестиций страховых организаций, занимающихся страхованием жизни, и иными видами страхования. Сравнительная характеристика инвестиционной деятельности по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни, приведена в таблице 1.

Таблица 1. «Сравнительная характеристика инвестиционной деятельности по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни»

 
Характер  инвестирования Страхование жизни Страхование иное, чем страхование жизни  
Долгосрочное В связи с  длительными сроками договоров  страхования могут применяться  долгосрочные инвестиционные процессы В связи с  относительно короткими сроками  договоров страхования (год) инвестиции носят краткосрочный характер  
Доходность Необходимо  получение стабильного дохода, так  как прибыль от инвестиционной деятельности учитывается при определении  страховой премии Меньшие требования к доходности по сравнению с ликвидностью вложений  
Ликвидность Не играет столь  большой роли - потребность в денежных средствах покрывается за счет согласования сроков выплат со сроками инвестирования Является важнейшим  принципом инвестирования  
Учет  инфляционных процессов Необходимо  учитывать инфляцию, так как договоры долгосрочные По большинству  видов страхования инфляцию можно  не учитывать  
Объем

инвестиций

Значительный, часто постоянно увеличивающийся  за счет капитализации Объем инвестиций переменный  
Согласование  сроков выплат Срок выплат часто определен в договоре страхования (страхование на дожитие) Срок выплаты  является случайной величиной; необходимо учитывать распределение убытков  в течение года по различным видам страхования и длительный характер урегулирования крупных страховых случаев  
       

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховщиков