Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение государственной системы обязательного медицинского страхования. Поставленная цель будет достигнута при решении следующих задач:
Рассмотреть правовые основы обязательного медицинского страхования;
Охарактеризовать государственную систему обязательного медицинского страхования в России;
Изучить реализацию обязательного медицинского страхования в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика системы ОМС в России……………………....5
Правовая основа ОМС………………………………………………..5
Основные положения об ОМС……………………………………….8
Финансовое обеспечение ОМС……………………………………..14
Глава 2. Реализация ОМС…………………………………………………….…21
ФФОМС……………………………………………………………...21
ТФОМС………………………………………………………………24
Страховые медицинские организации……………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31
В ходе реализации пилотного проекта
совершенствовались подходы к оплате
амбулаторно-поликлинических
Первая модель:
Вторая модель:
Элементы частичного фондодержания внедряли 11 субъектов РФ.
По данным территориальных фондов обязательного медицинского страхования, принимавших участие в пилотном проекте, была доказана эффективность одноканального финансирования. Об этом свидетельствуют показатели увеличения размера подушевого финансирования, сокращение количества обоснованных жалоб населения на качество медицинской помощи, на взимание платы за лекарственное обеспечение и за помощь, оказанную по программам ОМС в медицинских организациях. Внедрение преимущественно одноканального финансирования здравоохранения позволяет реализовать механизмы экономической заинтересованности, способствует расширению ресурсосберегающих технологий и рациональному использованию имеющихся финансовых средств.
Позитивный опыт реализации пилотного проекта лег в основу изменений, которые будут реализованы в ближайшем будущем на территории всей Российской Федерации. Они призваны преобразовать систему обязательного медицинского страхования в России16.
Глава 2. Реализация обязательного медицинского страхования
2.1. Фонд обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I17.
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования реализует
Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования». Устав определяет правовое положение Федерального Фонда ОМС: задачи, функции, источники формирования, органы управления, контроль за его деятельностью, порядок ликвидации и реорганизации18.
ФФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Основными задачами ФФОМС являются:
1) финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
3) аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных задач ФФОМС:
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
1) части страховых взносов (
- в ФОМС – 5,1%
- в ТФОМС– 0,0%
2) ассигнований из федерального
бюджета на выполнение
3) добровольных взносов
4) доходов от использования
Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда ОМС, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
Управление Федеральным фондом ОМС осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом— директором. Директор Федерального фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации. Директор Федерального фонда осуществляет руководство текущей деятельностью; несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда. Директор решает все вопросы деятельности Федерального фонда, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию правления.
Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда ОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство Российской Федерации.
Ликвидация и реорганизация Федерального фонда осуществляются в случае принятия соответствующего федерального закона и проводятся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации21.
2.2. Территориальные фонды
обязательного медицинского страхования
Порядок создания и деятельности ТФОМС регламентируется Положением «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования», данное положение утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года, №4543-1
Территориальный фонд является юридическим
лицом и осуществляет свою деятельность
в соответствии с законами РФ. Это
самостоятельное
Руководство деятельностью ТФОМС
осуществляется правлением и его
постоянно действующим
Состав правления утверждается органами законодательной власти территорий. Председатель избирается правлением. Исполнительный директор назначается администрацией территории.
Для выполнения своих задач ТФОМС может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым исполнительным директором Территориального фонда.
Основными задачами территориального фонда ОМС согласно Положению являются:
1) обеспечение реализации Закона Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
2) обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
3) обеспечение всеобщности
4) достижение социальной
5) обеспечение финансовой
Основными функциями территориального фонда ОМС являются аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование граждан и финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии ( страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам.
Территориальные фонды ОМС формируются прежде всего за счет средств, перечисляемых из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также за счет других источников.
Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление территориального фонда по мере необходимости, но не реже оного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности ТФОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется органам исполнительной и представительной власти.
Отчет о доходах и использовании средств ТФОМС, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами представительной и исполнительной власти и публикуется в средствах массовой информации23.
2.3. Страховые медицинские
Именно страховым медицинским организациям (СМО) по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ФФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.
По Положению «О страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС» 24, в качестве СМО может выступать юридическое лицо любой формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющее лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментом страхового надзора.
СМО вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование граждан, но не вправе осуществлять другие виды страховой деятельности. При этом финансовые средства по обязательному и добровольному страхованию учитываются СМО раздельно. СМО не имеют права использовать средства, перечисляемые им на реализацию ОМС, в коммерческих целях.
СМО выступают в качестве посредника между гражданами, лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и финансирующими организациями – фондами ОМС. Свою страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров:
1. Договоры страхования с
2. Договоры с ТФОМС на
3. Договоры с медицинскими
4. Индивидуальные договоры ОМС
с гражданами, т.е. полисы ОМС,
в соответствии с которыми
предоставляется бесплатная
Информация о работе Государственная система обязательного медицинского страхования в РФ