Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:32, реферат
Целью данной работы является выявление и анализ наиболее значительных и характерных для личного страхования проблемы, стоящие на пути развития этой отрасли в России.
Введение 3
Глава 1. Понятие личного страхования и договора страхования 6
Глава 2. Виды личного страхования 11
2.1 Страхование жизни 11
2.2 Медицинское страхование 15
2.3 Пенсионное страхование 19
Глава 3. Исполнение договора личного страхования 22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Следующий по значимости сегмент -- банковское страхование, при котором страхование жизни является вмененным продуктом: человек обязан застраховать жизнь, когда берет кредит. Это может быть как классический полис страхования жизни, так и страхование только от несчастного случая.
Еще один большой сегмент -- корпоративное страхование, то есть договоры страхования жизни с юридическими лицами. Суть его в том, что за человека платит работодатель. Это может быть как накопительное, так и рисковое страхование жизни -- без накопительного элемента.
Наконец, последний и наиболее значимый для нас сегмент -- это добровольное страхование жизни. Клиент страхуется сознательно, он понимает важность страхования жизни и поэтому желает приобрести полис.
Но доля страхования жизни в общем объеме заключаемых договоров страхования ничтожно мала - 2,7%6. Почему же так мало? Причин несколько. Одна из важных - налоги.
В западных странах уже давно поощряется забота людей о своем будущем - выделенные на это деньги освобождаются от налогов. В России - пока нет. Вторая причина - люди просто мало знают о страховании жизни. Есть очень распространенное выражение - «Страхование жизни не покупают -- его продают». Этот финансовый продукт - очень сложный, и на рынке очень не хватает грамотных, квалифицированных агентов. Компании из-за агентов просто дерутся, переманивая их друг у друга всеми возможными способами.
Но и эти причины - не главные. Настоящие проблемы страховых компаний -- сроки накопления. Полис покупается не менее, чем на пять лет, а лучше - на 15-20. А россияне не привыкли заглядывать так далеко. Еще свежи воспоминания об экономических потрясениях 90-х годов. Печальный опыт дефолтов, крахов банков, компаний, отсутствие политической и экономической стабильности - есть причины для опасений.
Еще одна немаловажная проблема - это система выплат по договору страхования.
Обернувшийся очередными жертвами взрыв на военном складе в Ульяновске заставляет вновь задуматься, какой должна быть компенсация за преждевременную смерть человека и работника. После августовской катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС Владимир Путин заявил, что 1 млн. руб. за одного погибшего (компания «Русгидро» выделила чуть больше -- 85 млн. руб. семьям 75 погибших) -- это мало, и добавил каждой семье по 1 млн. руб. из бюджета. Достаточна ли компенсация в 2 млн. руб. и на что могли рассчитывать родственники жертв, если бы авария была менее масштабной, а компания -- частной, вопрос открытый.
Сами россияне расходятся в оценке размера достойной компенсации за смерть. По данным центра стратегических исследований «Росгосстраха», опросившего более 16 000 человек в 44 городах, горожане определяют ее в среднем в 4,1 млн руб7.
Дело прежде всего в методике расчета компенсаций. Некоторые законы ограничивают сумму выплат. Россия не подписала Монреальскую конвенцию 1999 г.8, которая определяет минимальную сумму компенсации смерти пассажира вне зависимости от вины авиакомпании в $135 000 (более 4 млн. руб.). Согласно 117-й статье новой редакции Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан выплатить семьям жертв авиакатастроф не более 2 млн руб9. Дополнительные выплаты семьи погибших могут получить лишь при добровольном страховании или по усмотрению компании.
Близкие военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей, получают по закону 25 должностных окладов каждому выгодопробретателю10 (оклад, как правило, не превышает трети денежного довольствия).
Объемы доброй воли в России и на Западе существенно отличаются. В западных странах суды и страховые компании учитывают не только текущий заработок погибшего и число иждивенцев. Материальные потери семьи определяются с учетом возраста, образования, карьерных достижений и служебных перспектив погибшего. Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, исходя из этих критериев, оценил жизнь россиянина в $2 млн.
1086-я статья Гражданского кодекса, определяющая доход, из которого высчитывается компенсация, включает в него только средний заработок погибшего, исключает единовременные выплаты и не учитывает карьерные перспективы. Прибавим к этому значительную долю серых и черных денег в зарплате. Суды нередко определяют сумму возмещения, исходя не из реального заработка погибшего, а из среднего по данной профессии в регионе. В проигрыше оказываются семьи высокооплачиваемых и перспективных сотрудников.11
2.2 Медицинское страхование
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Это один из самых распространенных видов личного страхования.
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование также осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В последние годы с регулярной периодичностью в российском обществе возникает интерес к проблеме медицинского страхования, что по времени совпадает с обсуждением данного вопроса в верхних этажах исполнительной и законодательной власти.
Действительной реформой переход на ОМС в России за истекшие 15 лет не стал, во-первых, потому, что отсутствовало достаточное финансирование как системы ОМС, так и российского здравоохранения в целом, а во-вторых, в силу непоследовательности преобразований и неполной реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РФ12» в субъектах Российской Федерации.
Основа системы обязательного медицинского страхования - установление адекватного тарифа отчислений из определенных государством источников. Вместо необходимого размера тарифа (примерно 7%) в России первоначально была определена лишь его половина - 3,6%, которую впоследствии сократили до 2,8%, что привело к ежегодному снижению финансирования здравоохранения в системе ОМС на 35 млрд. рублей.13
Реформу начали, но не довели до конца. Старую бюджетную систему лишь частично заменили на страховую. Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе сегодня превратились в пустые декларации. Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий в 2007 году позволил установить дефицит их финансирования в 60 субъектах РФ14. Платность медицинских услуг нарастает.
Итак, каковы же проблемы обязательного медицинского страхования (ОМС) в современной России. Их несколько.
Проблема политическая - существует политическое намерение реформировать медицинское страхование, высказываемое в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, и пока политическое решение по этому вопросу отсутствует.
Проблема экономическая - существующая, в соответствии с действующим Законом «О медицинском страховании граждан в РФ» 1991 года15, система финансирования медицинского страхования, хотя и предусматривает страхование неработающего населения за счет средств местных и региональных бюджетов, но не определяет механизм финансирования этого страхования.
Проблема социальная - медицинское страхование не находит поддержки ни у населения, ни у врачей. У медицинского страхования нет социальной базы.
Проблема организационная - созданная инфраструктура обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), различная в субъектах Федерации, находящаяся под жестким контролем исполнительной власти субъектов Федерации, не имеет реальной возможности исполнять свое функциональное предназначение в полном объеме в соответствии с законодательством.
Проблема информационной
поддержки - все еще не удалось обеспечить
адекватную информационную поддержку
процессам перехода к медицинскому страхованию.
Зачастую в средствах массовой информации
высказываются поверхностные суждения
по данному сложному предмету не совсем
профессионально-
Проблема терминологическая - существует серьезная путаница в терминологии: в обиход запущены различные термины, которые искажают представление, как о сущности медицинского страхования, так и его принципах16.
Пути решения проблем ОМС и ДМС планируется реализовать по нескольким основным направлениям.
Увеличение финансирования отрасли здравоохранения;
Пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС17;
Формирование новых подходов для планирующегося значительного «вброса» денег в систему ОМС (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация нацпроектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей - введение накопительных счетов граждан России18;
Принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. При этом ответственность за финансовое обеспечение финансовых обязательств государства в сфере здравоохранения возлагается на систему ОМС, в которой концентрируется большая часть финансовых ресурсов;
Необходимость принятия нового закона диктуется следующими соображениями:
- государственные гарантии оказания гражданам страны бесплатной медицинской помощи должны быть: а) максимально конкретными, б) ясными для населения, в) финансово сбалансированными. Для людей жизненно важно знать, что можно получить на бесплатной основе и за что придется заплатить. Обращаясь в медицинскую организацию, пациент должен иметь ясное представление о мере своих гарантий. И она должна быть единой для всех;
- среди возможных вариантов реформирования государственных гарантий в настоящее время четко обозначился один главный - конкретизировать гарантии оказания бесплатной медицинской помощи по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания. По каждому заболеванию устанавливается набор услуг и лекарственных средств, предоставление которых гарантируется государством на бесплатной основе. Этот набор определяется на основе федеральных медицинских стандартов, которые конкретизируются медико-экономическими территориальными стандартами, разрабатываемыми и утверждаемыми субъектами РФ и выполняющими функцию минимальных социальных стандартов;
- люди должны быть уверены в том, что эти гарантии будут реально обеспечены. Нужны новые механизмы их реализации, в которых четко определены роли тех, кто обеспечивает соблюдение гарантий (роль врача, администрации медицинской организации, страховщика, органа управления), простые процедуры рассмотрения жалоб, санкции за нарушения и прочее;
- ясность государственных гарантий обеспечивается информированием пациента о том, что ему положено. Пусть даже не каждый гражданин поймет содержание стандарта во всех деталях, но наиболее важные для него наборы услуг должны стать абсолютно прозрачными и доступными для пациента. И это вполне реально.
5. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи Базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами;
6. Совершенствование деятельности медицинских организаций;
С точки зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они реально улучшают его положение в системе ОМС: не нужно платить за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит высокое качество медицинской помощи. С точки зрения общества административные затраты на ОМС станут окупаться, если эта система будет вносить существенный вклад в повышение эффективности функционирования здравоохранения.
2.3 Пенсионное страхование
Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности жизни населения и снижение рождаемости только добавляют актуальности проблеме. Поэтому совершенного законодательства по пенсионному страхованию не найти, пожалуй, ни в одном государстве. В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех., кто ушел на заслуженный отдых. Падение рождаемости делает такую схему весьма шаткой.
В РФ пенсионное страхование основывается на двух видах пенсий: государственной и негосударственной (дополнительной). Если первый вид гарантируется государством, а порядок получения четко регулируется законом, то второй вид пенсии может существовать в различных вариантах, нюансы которых зависят от конкретного договора.
Пенсионное страхование может быть двух видов: обязательное и добровольное. Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного пенсионного страхования, считаются застрахованными.
Трудовая пенсия включает три составляющих: базовую, страховую и накопительную, причем, источники финансирования этих частей различны. Базовая составляющая финансируется федеральным бюджетом, а страховая и накопительная формируются из средств Пенсионного фонда России (конкретно - из страховых взносов, перечисляемых работодателем).
Некоторые категории граждан обладают правом получения государственной пенсии (федеральные госслужащие; военные; нетрудоспособные лица; ветераны Великой Отечественной войны; лица, пострадавшие от техногенных либо радиационных катастроф). Пенсионное страхование вышеуказанных лиц осуществляется из средств федерального бюджета.