Анализ современного состояния Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 06:47, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальную экономическую сущность Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2. Рассмотреть этапы его становления
3. Изучить параметры правового регулирования деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Оглавление

Введение
1.Теоретические основы Федерального фонда обязательного медицинского страхования
1.1 Социально-экономическая сущность Федерального фонда обязательного медицинского страхования
1.2 Этапы становления Федерального фонда обязательного медицинского страхования
1.3 Нормативное регулирование деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2.Анализ современного состояния Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2.1 Анализ доходов и расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2.2 Проблемы и пути совершенствования деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 58.83 Кб (Скачать)

· возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство;

· возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы.

Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации. Логическим продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10.1918г., которым было утверждено "Положение о социальном обеспечении трудящихся". В новом Положении термин "страхование" был заменен на термин "обеспечение". Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала "социалистической" и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало. 19.02.1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах. Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.

6 этап. С ноября 1921 по 1929 год .C 1921 г. в стране была провозглашена  новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось  к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления  Совета Народных Комиссаров и  ВЦИК за период с 1921 по 1929 г. 15.11.1921 г. издается Декрет "О социальном  страховании лиц, занятых наемным  трудом", в соответствии с которым  вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи  временной и стойкой утраты  трудоспособности. Для организации  социального страхования на случай  болезни были установлены страховые  взносы, ставки которых определялись  Советом Народных Комиссаров  и дифференцировались в зависимости  от числа занятых на предприятии  лиц и условий труда.

Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст. 124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды:

· Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.

· Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения

7 этап. С 1929 по июнь 1991 года. Этот  этап можно охарактеризовать  как период государственного  здравоохранения, в течение которого  в силу объективной политической  и экономической ситуации сформировался  остаточный принцип финансирования  системы охраны здоровья.

8 этап. С июня 1991 года по настоящее  время .И лишь с принятием Закона  РСФСР "О медицинском страховании  граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно  начать говорить о новом этапе  в развитии и дальнейшем продвижении  социально значимой идеи обязательного  медицинского страхования в нашей  стране.

Таким образом, развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в восемь этапов. Началось с 1861 года и на данный момент времени продолжается.

 

1.3 Нормативно-правовое  регулирование деятельности ФОМС

 

В Бюджетном Кодексе РФ главе 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов» в статье 144 «Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов» повествует о том, что включается во внебюджетные фонды, а ст.146 «Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов» пункт 3 рассказывает именно о доходах ФОМС.

Налоговый Кодекс в главе 24 «ЕСН», в статье 241 рассматривает ставки налога, которые уплачиваются в ФОМС.

Федеральный закон «О введение в действие части второй Налогового Кодекса РФ и внесение изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» повествует в статье 19 о страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2001 № 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования РФ» (в ред. Указа Президента РФ от 20.07.2005 № 850). В пункте 1 вводится государственная регистрация имеющих нормативный характер актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер.

Постановление Правительства № 857 « Об утверждение устава ФОМС» раскрывает в п.1 общие положения, во2 задачи ,п. 3 повествует о функциях , 4 –рассказывает о финансовых средствах и имуществе фонда, п.5- органы управления и что относится к их компетенции, п.6 рассказывает о контроле за деятельностью фонда, а в 7 прохождение ликвидации.

В Законе № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» в разделе 1 дается понятие медицинского страхования. Во втором разделе повествуется о системе медицинского страхования, где также рассматриваются объект добровольного медицинского страхования ст.3, договор ст.4, страховой медицинский полис ст.5, права застрахованных граждан ст.6. Раздел 3 раскрывает деятельность страховых медицинских организаций. В разделе 4 рассматривается деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования, их права и обязанности ст20, а также программы ОМС в ст.22. Последний раздел – регулирование отношений в системе медицинского страхования.

Из данного параграфа видно, что основными документами, регулирующими деятельность ФОМС являются Бюджетный и Налоговый Кодексы, Указ Президента РФ «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации», Постановление Правительства № 857 « Об утверждение устава ФОМС», Закон № 1499-1 «О медицинском страхование граждан в РФ»

2.Анализ современного  состояния Федерального фонда  обязательного медицинского страхования

 

2.1 Анализ доходов и  расходов Федерального фонда  обязательного медицинского страхования

 

Проведем анализ доходов и расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Рассмотрим их в структуре и динамике.

 

Таблица 1. Структура бюджета ФОМС 2005-2007 гг.

 

2005

2006

2007

 

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

доходы

86 491

50

115 980

50,01

154 736

47,3

расходы

86 491

50

115 940

49,99

172 423

52,7

Всего доходов и расходов

172 982

100

231 920

100

327 159

100


 

Из данной таблицы можно сделать следующие выводы, что в 2005 и 2007 годах доходы бюджета ФОМС практически равняются его расходам. Лишь в 2007 году наблюдался дефицит так как расходы превысили доходы на 5,4 %.

Для наглядности рассмотрим структуру бюджета ФОМС на рисунках

 

 

Далее проведем анализ динамики бюджета ФОМС.

 

Таблица 2. Динамика доходов и расходов ФОМС 2005-2007гг.

 

2005

2006

2007

 

Сумма

Сумма

%

Сумма

% к 2005

% к 2006

доходы

86 491

115 980

134,09

154 736

178,90

133,42

расходы

86 491

115 940

134,05

172 423

199,35

148,72


 

По сравнению с 2005 годом в 2006 году, как доходы, так и расходы возросли на 34%.В 2007 году произошло увеличение этих показателей по сравнение с 2005 годом доходы выросли на 78,9%, расходы практически удвоились.

 

Динамика доходов и расходов ФОМС 2006-2008гг

Таким образом, бюджет ФОМС за последние 3 года был практически сбалансированным.Самые наибольшие показатели наблюдались в 2007 году, что обусловлено ростом доходов и расходов.

Рассмотрим структуру доходов бюджета ФОМС.

 

Таблица 3. Анализ структуры доходов бюджета ФОМС2005-2007 гг.

ДОХОДЫ

2005

2006

2007

 

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

Взносы на соц.нужды

34580,00

39,98

55684,00

48,01

68004,02

43,95

Пени , штрафы

340,00

0,39

61,45

0,05

46,95

0,03

Налог на сов. доход

280,00

0,32

540,08

0,47

732,37

0,47

Пр.неналог.доходы

Х

Х

Х

Х

102,60

0,07

Доходы от возрата

субсидий прош. лет

Х

Х

Х

Х

3,28

0,00

Средства фед.бюджета

передав. бюджетуФОМС

48291,68

55,83

59693,95

51,49

85847,30

55,48

Субсидии от др.бюджетов

3000,00

3,47

Х

Х

Х

Х

Всего

86491,68

100,00

115980,47

100,00

154736,50

100,00


 

Из проделанного анализа сделаем следующий вывод, что на первом месте в структуре доходов ФОМС занимают средства федерального бюджета, их доля около 55%. На втором месте находятся взносы на социальные нужды, их доля разнится от 50% в 2006 году и 40% в 2005. На третьем месте располагаются в 2005- субсидии от других бюджетов, а в 2007 году это место занял налог на совокупный доход.

Далее рассмотрим и проведем анализ структуры расходов бюджета ФОМС.

 

Таблица 4. Анализ структуры расходов бюджета ФОМС 2005-2007.

Расходы

2005

2006

2007

 

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

Общегосуд. Вопросы

83,00

0,10

123,20

0,11

149,90

0,09

Образование

7,50

0,01

8,00

0,01

8,20

0,05

Культура и СМИ

6,00

0,01

6,50

0,01

7,90

0,30

Здравоохр-е и спорт

86395,18

99,89

115802,77

99,88

172257,45

99,90

НИ в обл. здравоохр

Х

Х

4,30

0,00

6,50

0,02

Всего

86491,68

100,00

115940,47

100,00

172423,49

100,00


 

Из данной таблицы следует, что наибольшую часть в расходах занимают расходы, связанные со здравоохранением и спортом, их доля около 99%.Затем располагаются общегосударственные вопросы, их доля около 0,10%.И незначительную часть отдана образованию, культуре, научным исследованиям.

 

2.2 Проблемы обязательного  медицинского страхования в России  и пути их решения

 

Необходимость проведения реформ в здравоохранении России обусловлена рядом причин. Прежде всего, это неблагоприятное состояние здоровья населения, которое является главным фактором экономического развития. Растет уровень заболеваемости по всем классам болезней, повышается уровень хронической заболеваемости и инвалидности населения, в том числе трудоспособного; высокими остаются показатели младенческой, детской и материнской смертности.

Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли. Дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и реальными финансовыми потоками привел к нарастанию платности медицинской помощи. Расходы на медицинские нужды все больше перемещаются на население. Легальная и теневая оплата медицинских услуг и приобретение лекарственных средств населением составляют, по разным оценкам, от 24 до 45% совокупных расходов государства и населения на здравоохранение.

Важной проблемой российского здравоохранения являются также существенные региональные различия в финансировании бесплатной медицинской помощи населению, так как действующие механизмы финансового выравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи (разрыв в финансировании территориальных программ в расчете на одного жителя по регионам в последние годы составлял 13-15 раз).

Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса 3.1% от фонда оплаты труда – не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть – это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально- значимые виды медицинской помощи.

Информация о работе Анализ современного состояния Федерального фонда обязательного медицинского страхования