Анализ современного состояния Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 06:47, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальную экономическую сущность Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2. Рассмотреть этапы его становления
3. Изучить параметры правового регулирования деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Оглавление

Введение
1.Теоретические основы Федерального фонда обязательного медицинского страхования
1.1 Социально-экономическая сущность Федерального фонда обязательного медицинского страхования
1.2 Этапы становления Федерального фонда обязательного медицинского страхования
1.3 Нормативное регулирование деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2.Анализ современного состояния Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2.1 Анализ доходов и расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2.2 Проблемы и пути совершенствования деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 58.83 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1.Теоретические основы Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования

1.1 Социально-экономическая сущность  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования

1.2 Этапы становления Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования

1.3 Нормативное регулирование деятельности  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования

2.Анализ современного состояния  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования

2.1 Анализ доходов и расходов  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования

2.2 Проблемы и пути совершенствования  деятельности Федерального фонда  обязательного медицинского страхования

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Введение

 

В предыдущее десятилетие стал очевидным глубочайший кризис российского здравоохранения. Ограничение финансовых возможностей государства, вызванное общим замедлением темпов роста производства, при нарастании бюджетного дефицита сделало невозможным обеспечение необходимых расходов на здравоохранение только за счет государственных фондов. Стал насущным переход к новой системе организации здравоохранения. Более того, назрела необходимость радикальных качественных перемен в рамках самой этой системы. Это вызвано неблагоприятным состоянием здоровья населения, которое является главным фактором экономического развития. Растет уровень заболеваемости по всем классам болезней, повышается уровень хронической заболеваемости и инвалидности населения, в том числе трудоспособного; высокими остаются показатели младенческой, детской и материнской смертности

Целью работы является изучение деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить социальную экономическую  сущность Федерального фонда  обязательного медицинского страхования

2. Рассмотреть этапы его становления

3. Изучить параметры правового  регулирования деятельности Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования

4. Проанализировать доходы и  расходы Федерального фонда обязательного  медицинского страхования

5. Выявить проблемы и пути  совершенствования его деятельности

Работа состоит из двух глав.

Первая глава рассматривает теоретические основы Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Конкретнее: наибольшую долю в данной главе занимает параграф – «Этапы становления Федерального фонда обязательного медицинского страхования», затем его социально-экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование.

Вторая глава рассматривает анализ деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования и пути совершенствования. Наибольшая часть отдана анализу доходов и расходов деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, наименьшая часть, с проблемами и путями совершенствования его деятельности.

В процессе написания работы были использованы нормативные правовые акты, учебники - «Бюджетной системы Российской Федераций», «Финансы и статистика», «Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды», «Финансы», авторов - Годин А.М., Максимов Н.С., Горегляд В.П., Подпорина И.В., Капкаева Н.З., Журкина Н.С., Нешитый А.С., и д.р.

Практическая значимость работы заключается в том, что в процессе анализа были выявлены также пути совершенствования, повышения экономической и клинической эффективности функционирования отрасли здравоохранения, улучшения качества, оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированную государством медицинскую помощь.

1.Теоретические основы  деятельности ФОМС РФ

 

1.1 Социально-экономическая  сущность ФОМС РФ

фонд обязательное медицинское страхование

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

На территории России создаются страховые медицинские компании, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";

обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;

обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

осуществляет контроль над использованием финансовых средств системы;

аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;

согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

Источниками образования финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет:

часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;

ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

добровольные взносы;

доходы от использования временно свободных финансовых средств;

нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов

средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Из данного параграфа можно сделать следующий вывод, что Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Задачами фонда являются обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ.

 

1.2 Этапы становления  системы обязательного медицинского  страхования

 

Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. 1 этап. С марта 1861 по июнь1903 года. В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3 процентов заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих. Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.

2 этап. С июня 1903 - по июнь 1912 года. Особое значение в становлении  обязательного медицинского страхования  в России имел принятый в 1903 г. Закон "О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного  случая, рабочих и служащих, а  равно членов их семейств на  предприятиях фабрично-заводской, горной  и горнозаводской промышленности". По данному Закону работодатель  нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных  случаях на производстве, предусматривалась  обязанность предпринимателя и  казны выплачивать вознаграждения  потерпевшим или членам их  семей в виде пособий и пенсий.

3 этап. С июня 1912 по июль 1917 года.В 1912 г. III Государственной Думой было  сделано немало для социального  обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о  страховании рабочих на случай  болезни и несчастных случаев. В декабре 1912 г. был учрежден Совет  по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге  открылись Присутствия по делам  страхования. С июня-июля 1913 г. были  созданы больничные кассы на  многих территориях Российской  Империи. В январе 1914 г. начали появляться  страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. По Закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:

Первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях

Амбулаторное лечение.

Родовспоможение.

Больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.

4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года.После  Февральской революции 1917 г. к власти  пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей  деятельности начало реформы  в области обязательного медицинского  страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие  следующие основные концептуальные  положения:

1.Расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически  было сделать невозможно, были  выделены категории застрахованных).

2.Предоставление права больничным  кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия  предпринимателей и Страхового  присутствия (окружные, общегородские  больничные кассы).

3.Повышены требования к самостоятельным  больничным кассам по числу  участников: в них должно было  быть не менее 500 человек. 4.Полное  самоуправление больничных касс  работающими, без участия предпринимателей. Временным правительством были  приняты четыре законодательных  акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались  и исправлялись многие недостатки  Закона, принятого Государственной  Думой в 1912 г.

5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 года .Советская власть начала  свою деятельность по реформе  социального страхования с Декларации  Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. за счет  государственной казны «О введении  в России полного социального  страхования». Основные положения  Декларации были следующие:

· распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;

· распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы);

Информация о работе Анализ современного состояния Федерального фонда обязательного медицинского страхования