Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:59, контрольная работа
На протяжении столетий и даже тысячелетий закон как источник (форма) права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого законом, авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и докладов прилагали огромные усилия для изучения его природы, характера, признаков, социальной роли и назначения.
Но прежде чем рассмотреть данные этапы, целесообразно исследовать истоки правовой системы континентального права. Известно, что наиболее важной политической организацией Древней Греции был город-государство, или полис. Поскольку полис был небольших размеров, а его население - немногочисленным, то участвовали в управлении делами города все граждане полиса непосредственно. Формировалось представление о значимости каждого голоса в социально-политических решениях. Для большинства городов-государств было характерно относительно успешное управление делами полиса, что позволяло грекам отвергать всемогущество богов как правящей силы универсума и использовать для объяснения различных явлений знания естественных законов природы. Жажда знаний становится обязательной потребностью греков. Именно поэтому основой мировоззрения греческой цивилизации выступают такие понятия, как «логос», «арете», «метрон». Понятие «логос», соответствующее термину «слово», «учение», воспринималось греками как инструмент поиска истины и справедливости через обдумывание и обсуждение соответствующих проблем. Дефиниция «арете», обозначающая понятие «добродетель», концептуализировала достоинство человека как мыслящего существа. Термин «метрон», в переводе означающий «измерение», указывал на меру и пропорцию, что позволяло избежать «убрис», т.е. «излишества».
Согласно полисному принципу организации общественной жизни человек как разумное, мыслящее существо наделялся способностью самостоятельно принимать решение и свободой самостоятельного выбора. Социально-экономические условия греческих городов-полисов позволяли человеку иметь не только свободу выбора, но и главное - действительную возможность ее реализовать. Поэтому грек считал себя свободным человеком, который может жить для самого себя, а не для служения какому-нибудь высокопоставленному человеческому существу или сверхъестественной силе. Свободу гражданина государства-полиса могли ограничивать лишь правила (законы), в узаконивании которых он принимал непосредственное участие. Указанные обстоятельства привели к появлению и широкому распространению общих для всех граждан политических и юридических прав, которые были зафиксированы сначала в общеобязательных неписаных обычаях, а затем в писаных законах.
Законопослушность становилась принципом жизни полиса. Примером может служить жизнь Сократа, который был принципиальным сторонником законности. Даже осужденный на смерть, он остался верен своим принципам не нарушать, законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость и отказался от подготовленного его друзьями побега из тюрьмы.
Правовые взгляды древнегреческих мыслителей - яркое подтверждение того, что принцип законности становится центральным для полисного типа социальной организации.
Так называемые семь мудрецов Древней Греции (7-6 вв. до н.э.), к которым обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон, в своем творчестве настойчиво подчеркивали основополагающе значение господства справедливых законов в полисной жизни. Биант, например, наилучшим государственным устройством считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана. «Повинуйся законам» - это призыв спартанца Хилона. Представляет интерес характеристика Солоном закона как сочетания права и силы.
Пифагорейцы считали законопослушание высшей добродетелью, а сами законы - большой ценностью.
Законы, по Демокриту, собственно, и нужны обычным людям для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда.
Софисты обосновали значимость позитивного закона («номос»), поставив под сомнение его божественное происхождение позитивного закона и рассматривая «номос» как результат соглашения между людьми, а не как проявление божественной воли. Об этом пишет К. Куманецкий: «Не менее важным для воспитания нового мышления было утверждение Протагора и других софистов, что государство и законы не созданы волей богов, а явились результатом соглашения между людьми».
Небожественное происхождение законов позволило древним грекам активно обсуждать справедливость и несправедливость законов. Так, Платон в «Законах» говорит о справедливых законах - «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой - свободу управляемых. Учету подлежат также география местности, климат, почва и т. п. И невозможно, - подчеркивал мыслитель, - устанавливать законы вразрез с местными условиями». Большое значение он придает разработке теории закона: «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах».
Аристотель в своем право понимании обращает внимание на правовое содержание закона. «...Всякий закон, - отмечал Аристотель, - в основе предполагает своего рода право».
Представляется все же, что наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: «Закон есть царь всех божественных и человеческих дел; нужно, чтобы он стоял во главе как добрых, так и злых; вождем и руководителем живых существ, которые по природе принадлежат к общине, мерилом справедливого и несправедливого; (закон) приказывает делать то, что должно быть совершено, и воспрещает совершать то, что не должно быть совершаемо».
Вскоре на исторической арене в качестве могучей державы выступает Древний Рим. В результате длительной борьбы между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества, в ходе, которой плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой, общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. Здесь господствовало представление, что правительство возникло на основе добровольного соглашения граждан и что закон должен быть главенствующим принципом деятельности правительства. Обогащение политико-правовых представлений древних римлян правовыми взглядами греков привело к появлению римского права, которое утвердило равноправие всех свободных граждан, закрепило принцип, согласно которому всякий гражданин есть индивидуальный собственник. Причем римское право в форме закона отличалось такой степенью совершенства, что позволило ему пережить на многие века тот народ, который его создал, и не потерять значение в настоящее время.
Вот, например, как определяли закон (lex) юристы Древнего Рима.
Так, Папиниан говорил: «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». Аналогичные характеристики закона содержатся и у Марциана, солидаризирующегося со следующим определением греческого оратора Демосфена: «Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль (изобретение) и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, совершаемых как по воле, так и помимо воли, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней».
Присущий понятию закона момент долженствования (закон как критерий для различения должного и недолжного, запретного) римские юристы освещали и развивали под заметным влиянием стоиков, в право понимании которых понятие «долг» («должное», «долженствование» и т. п.) играет существенную роль. Кроме того, определенная идеальность концепции закона (закон как должное и разумное), присущая соответствующим определениям римских юристов, тоже отражает воздействие на них представлений стоиков, называвших по сути своей идеальное естественное право законом (общемировым, божественным, разумным, естественным и т. п.). Также и во многих суждениях римских юристов понятием «закон» охватываются как характеристики определенного источника права (народного или императорского закона), так и его необходимые (идеально-правовые, ценностно-содержательные, качественные) черты. Отмеченные идеально-правовые качества закона (и права) подразумеваются и там, где римские юристы заняты юридико-техническим анализом закона и иных источников права. Так, например, когда юрист Модестин пишет, что «действие (сила) права: повелевать, запрещать, наказывать», то при этом предполагается, что подобные формализации и классификации правовой императивности имеют смысл (и силу) лишь постольку, поскольку речь идет об императивах (велениях) именно права, т. е. справедливого права. Данное принципиальное обстоятельство ясно подчеркивали сами римские юристы. Павел, к примеру, писал: «То, что воспринято вопреки началам права, не может быть распространено на последствия». Иначе говоря, то, что противоречит принципам (началам), права, не имеет юридической силы.
Ту же мысль развивал и Юлиан: «Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу».
Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитые утверждения: «закон строг, но он закон»; «пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир».
Такое отношение к закону римских граждан дало возможность И.В. Михайловскому называть римлян «классическим народом права». Ученый считал, что впервые в римском праве человек появляется как самостоятельный деятель, а человеческая воля, свобода выступают как главный фактор.
Итак, рассмотрев культурно-историческую основу возникновения закона как основного принципа функционирования древнегреческой и особенно древнеримской цивилизаций, еще раз подчеркнем роль римского права как исторического источника романо-германской правовой системы.
Вот что по этому поводу сказано в «рабочей дефиниции» А. Ватсона, в которой романо-германское (цивильное) право рассматривается как система права, «в которой Свод законов Юстиниана (Justnans Corpus jurs cvls) всегда был и остается если не важнейшей составной частью этого права, то, по крайней мере, той силой, которая оказывает на него прямое и весьма эффективное воздействие».
Именно римское право легло в основу трехэтапного периода возникновения и развития романо-германской правовой системы. Нелишне в связи с этим вспомнить слова Р. Иеринга, который, говоря о величии римского права, его непреходящей значимости и всеобщности, чуждой узко национальной ограниченности и замкнутости, писал: «Три раза Рим диктовал миру законы, три раза приводил народы к единству: в первый раз, когда римский народ был еще в полной своей силе - к единству государства; во второй раз после того, как этот народ уже исчез - к единству церкви; в третий раз - вследствие усвоения римского права в средние века - к единству права; в первый раз внешним принуждением - силою оружия, два другие раза - силою духа».
На первом этапе на территории нынешних европейских стран широко использовались дигесты, институции, кодекс Юстиниана, приспособленные к новым культурно-историческим условиям. Также на данном этапе развития западного общества применялись собственные, «варварские», законы такие, как Баварская Правда, Тюрингская Правда или Саксонская Правда. Необходимо отметить, что распространенные в этот период правовые элементы носили характер обычного права, которое, как и при Солоне, становилось со временем законами.
Второй период развития романо-германской правовой системы хронологически определяется X-XV веками. Он непосредственно ассоциируется с Ренессансом или Возрождением, появившимися в начале в Италии на рубеже X-XV вв., а позднее распространившимися и на всю Западную Европу.
Возрождение, символизировавшее собой обращение к культурному наследию античности, проявлялось во многих планах, в том числе и юридическом. В X в. «уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом». За правом опять были признаны значимость в обществе, его собственная роль и определенная автономия. Передовые слои общества и, в первую очередь, юристы и философы требовали от власти имущих, чтобы все общественные отношения строились только на праве и чтобы был положен конец режиму анархии и произвола, господствовавшему в обществе на протяжении многих предшествовавших веков.
Характерной особенностью данного периода является то обстоятельство, что произошло возрождение правовых идей и принципов, правовых традиций, согласно которым « общество должно управляться правом и подчиняться нормам разума». Идея, согласно которой общество должно управляться правом и подчиняться нормам разума, не была совершенно новой. В отношениях между частными лицами она допускалась еще римлянами. Но возврат к этой идее в X-X вв. - это был, несомненно, революционный шаг, поскольку она была связана с требованием построения общества только на основе права и справедливости, осуждением царившего веками произвола, отказом от обращения в решении сугубо гражданских дел к сверхъестественным силам, наконец, с требованием «замены личной власти демократией».
Важно заметить, что упрочению закона как основного источника права в романо-германской правовой системе способствовали социокультурные особенности континентальной Европы. Во-первых, это общность культуры и традиций западно-европейских стран. Во-вторых, это выработка университетской концепции права. Именно в европейских университетах впервые была осознана и проведена в жизнь идея рецепции римского права, его нового осмысления, «очищения» и приспособления к радикально изменившимся условиям, была выработана университетская концепция права, трактовавшая его как должное (то, что нужно делать), а не как сущее (то, что делается на самом деле).
Были выработаны свои подходы к изучению права и его источников, в соответствии с которыми рекомендовалось рассматривать право не столько в чисто практическом, сколько в академическом плане, исследовать его в широком социальном аспекте, с точки зрения «наполняющих» его принципов гуманизма, добра и справедливости.
В университетской правовой науке преобладала тенденция изучения права не столько самого по себе, сколько в тесной связи и взаимодействии с другими «моральными науками и дисциплинами» - философией, религией и теологией. При этом отмечалось, что изучение права преследует не узко практическую, прагматическую, а глобальную, сугубо социальную, гуманистическую цель.
Информация о работе Закон в системе источников романо-германского права