Задания и решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:21, задача

Краткое описание

1. Коэффициент оценки связи между атрибутивными признаками.
2. Подберите из экономической периодики и других печатных изданий (например, журнала "Вопросы статистики") материал, иллюстрирующий использование экономических индексов в практике.

Файлы: 1 файл

задание статистика.docx

— 191.26 Кб (Скачать)

«Стандартный» набор товаров-представителей включает профильные для каждой отраслиизделия, занимающие значительный удельный вес в общем объеме промышленногопроизводства. По машиностроению и ряду других отраслей товары-представители учитываютвыпуск этими отраслями товаров народного потребления. Набор товаров учитывает икачественную дифференциацию продукции, направления ее использования (угольподразделяется на энергетический и коксующийся, прокат - на сортовой и листовой и т. д.).Всего для построения индекса физического объема промышленного производства используютсяданные примерно по 400 товарам-представителям в разрезе 120 отраслей и производств. В.отраслевых индексах натуральный выпуск продукции по товарам-представителям обобщаетсяпо средним оптовым ценам базисного года:  

                       

 

Таблица 10.16

Структура промышленного производства Российской Федерации в 1991 г. по показателюусловно-чистой продукции

 

Отрасли

В процентах к итогу

Вся промышленность

в том числе:

Электроэнергетика

Топливная промышленность

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химическая и нефтехимическая промышленность

Машиностроение

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажнаяпромышленность

Промышленность строительных материалов

Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Микробиологическая промышленность

Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность

100

 

6,0 1

0,8

5,1

5,8

7,0

28,5

7,1

 

3,5

0,6

9,8

13,0

0,2

0,9


 

Сводный индекс промышленного производства равен:  

                      

 

где wi - отдельный вес i-й отрасли по показателю условно-чистой продукции.

 

Не менее важное значение для социально-экономического анализа и международных сравненийимеет индекс потребительских цен (ИПЦ). С 1992 г. на всей территории России осуществляетсянаблюдение за изменением цен и тарифов, которое ведет специально созданная Госкомстатомгосударственная служба.

Вторым источником информации служат данные бюджетной статистики. Свыше 48 тыс.домохозяйств в России ведут подробный учет своих доходов и расходов.

На основе этих двух информационных потоков производится расчет ИПЦ по фиксированномунабору основных потребительских товаров и услуг по методологии, принятой в международнойпрактике.

ИПЦ измеряет изменение стоимости фиксированной потребительской корзины товаров и услуг,используемых семьями. Корзина товаров и услуг фиксирована с тем, чтобы данному уровнюжизни соответствовало одно и то же значение индекса. При таком подходе изменения ИПЦмогут вызываться только изменением цен, но не переменами в структуре потребления врезультате изменения доходов или появления новых товаров. По этой причине ИПЦ называютиндексом стоимости жизни. Он широко используется в качестве показателя инфляции.

Национальный ИПЦ рассчитывается на основе данных по 27 крупным городам России,представляющих все 11 экономических районов страны. Каждый из этих городов имеетнаселение более 200 тыс. человек, в их число входят 13 городов-миллионеров. В сумменаселение отобранных городов составляет примерно одну треть городского населенияРоссийской Федерации. Информация о ценах, собранная по этим городам, используется длярасчета средних цен с использованием в качестве весов суммы расходов всех домохозяйствкаждого города. На основе этих данных строятся и региональные ИПЦ - для 11 экономическихрайонов и, если необходимо, конечно же, строятся ИПЦ для отдельных товаров и товарныхгрупп.

Общегосударственный ИПЦ рассчитывается на основе отношений цен на 262 товара,зарегистрированных в 27 городах. Для каждого города отношения цен агрегируются вобщегосударственные средние с использованием общих расходов в каждом городе в качествевесов (численность населения города умножается на душевое потребление, данные о которомберутся из бюджетного обследования).

Расчетная формула ИПЦ:

где  р0j — цена товара у в базисном периоде;

pnj - цена товара у в периоде п;

Qoj - количество товара у в базисном периоде.

 

Очевидно, что эта формула тождественна формуле индекса цен Ласпейреса. Ее можнопредставить как

            

- доля расходов на товару в общих расходах.

 

Однако практически трудно использовать и первое, и второе выражение ИПЦ, так как обаварианта включают отношение цены для периода к цене в базисный период (рп/p0) ипредполагают сравнение изменений цен для каждого товара за длительные периоды ссохранением характеристик данных товаров. Эти условия трудно выполнить при изменениикруга продаваемых товаров, замещении товаров, изменении структуры товарных потоков.

Поэтому применяется вариант ИПЦ с использованием отношения цены товара в периоде п к ценев предыдущем периоде п-1 (рп/p0): 

                                               (10.43)

где 

              

 

 

Последняя формула ИПЦ тождественна двум предыдущим, но использование цепных сравненийцен облегчает введение новых товаров или их замещение, когда возникает такаянеобходимость.

ИПЦ строится путем последовательного агрегирования данных. Сначала определяютсяпотоварные индексы цен, охватывающие все виды торговли, затем определяются индексы ценпо товарным группам, затем строится сводный ИПЦ.

Например, в состав ИПЦ входит индекс потребительских цен на мясо и мясопродукты:  

                      

где w0 - удельный вес расходов на покупку данных товаров в потребительских расходахнаселения (по данным бюджетных обследований).

 

Исходные данные для построения индекса потребительских цен для этой товарной группыпредставлены в табл. 10.17.

Отсюда сводный индекс цен по товарной группе

 

 

В свою очередь, каждый иа индексов цен по товарам этой группы обобщают динамику цен наданный товар по всем видам торговли. Например, индекс цен на говядину в городе Nопределялся по данным табл. 10.18.

Общенациональный ИПЦ строится как средний из территориальных индексов, взвешенных почисленности населения:

 

 

                       

 

Трудно перечислить все индексы, используемые в социально-экономической статистике. Это ииндексы урожайности, структуры посевных площадей, валового сбора, индексы себестоимостипродукции, рентабельности и т. д. В условиях инфляции особенно большое значениеприобретают индексы цен. Кроме индекса потребительских цен службы государственнойстатистики рассчитывают индексы оптовых цен (цен производства) и др. Индексы ценвыполняют роль дефлятора, т. е. используются для пересчета показателей, выраженных втекущих ценах в базисные цены, т. е. в цены года, принятого в качестве базисного.

Таблица 10.17

Данные по товарной группе «мясо и мясопродукты» в городе N

за октябрь 1993 г.

 

Товары

 

Удельный вес впотребительских расходахнаселения

 

Индексы цен

Говядина

Баранина

Свинина

Мясо птицы

0,0220

0,0012

0,1090

0,1240

1,15

1,12

1,23

1,11

Мясные полуфабрикаты

0,0011

1,09

Пельмени

Субпродукты

0,0020

0,0020

1,15

1,06

Итого

0,2613

-


 

Таблица 10.18

Цены на говядину в городе N в октябре 1993 г.

 

Цена говядины, руб./кг

Государственнаяторговля

Потребкооперация

Частнаяторговля

Колхозныйрынок

Р0

2000

2500

2200

3000

P1

2500

2800

2800

3200

Удельный вес расходов напокупку

0,23

0,20

0,25

0,32


 

С помощью дефляторов исчисляется динамика сводных статистико-экономических Показателей- валового внутреннего продукта, валового национального продукта, объема капитальныхвложений и т. д. С помощью ИПЦ решаются вопросы индексации доходов населения. Впрактических расчетах. строятся как изолированные индексы, так и системы взаимосвязанныхиндексов. На их основе проводится анализ изменения сложных явлений по факторам. Однако,проводя аналитические расчеты с помощью индексов, помните, что строгость их формул,взаимные увязки, количественные оценки (относительные и абсолютные) вкладов отдельныхфакторов в совокупное изменение нельзя воспринимать как абсолютную истину. Это всего лишьприближение к истине, которое получено при той или иной методике построения индексов(система выбора весов, базы сравнения, построения исходного уравнения связи междупризнаками). Не обольщайтесь кажущейся точностью, отнеситесь к результатам критически!

Большое значение в экономической практике имеют соотношения в изменениях показателей, т.е. соотношения между величинами их индексов. Например, известно, что в эффективнойэкономике темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработнойплаты:

 

 

                       

 

Или же - для развития предприятий оптимально следующее соотношение динамики основныхпоказателей:

 

 

Такого рода соотношение принято называть «экономической нормалью» или «динамическимнормативом».

Сравнение с нормалью используется в аудиторской деятельности для заключения о финансовомположении предприятия, его потенциале. Например, для трудоемкого производства в качественормали формулируется следующее неравенство:

 

 

Чтобы определить соответствие фактической динамики нормали, нужно иметь данные обизменении показателей (индексы) за несколько периодов. Например, оказалось, чтопоквартальные индексы за два года показывают следующее (табл. 10.19).

Таблица 10.19

 

1-й год

 

 

2-й год

Кварталы

1

2

3

4

1

2

3

4

объема реализации

х

0,994

0,985

1,041

1,055

0,990

1,002

1,036

материальных затрат напроизводство

х

0,955

0,967

1,096

1,007

0,960

0,983

1,056

численностипромыш-ленно-производственногоперсонала

х

0,972

0,995

1,016

1,000

0,989

1,009

0,998

стоимости основныхпроизводственных фондов

х

1,001

0,999

1,001

1,001

1,000

1,002

1,006


 

Только в трех кварталах соотношение в изменении показателей было близко к нормали.Аудитор обязан указать на это в своем заключении и рекомендовать менеджерам обратитьвнимание на причины: высокие цены поставщиков, избыточная численность персонала,неэффективная структура и использование основных фондов и т. д.

Динамика, соответствующая экономической нормали, обычно определяет стратегию развитияпредприятий и для управления компанией (фирмой) важно проводить сравнение фактическогосоотношения темпов изменения показателей с «нормальным», выявлять, в каком звене нормаливозникли нарушения и вносить коррективы в деятельность предприятия.

Информация о работе Задания и решения