Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:21, задача
ЗАДАЧА № 1
1. Произведите группировку магазинов №№ 5 ... 19 (см. Приложение 1) по признаку относителього уровня издержек обращения (в процентах к товарообороту), образовав при этом 4 группы с равными интервалами.
2. Охарактеризуйте каждую группу и всю совокупность магазинов числом магазинов, размером товарооборота, издержек обращения и торговой площади.
3. Определите средние размеры товарооборота, издержек обращения и торговой площади, приходящиеся на один магазин.
4. Определите средний относительный уровень издержек обращения по каждой группе и в целом.
Полученные результаты оформите в виде статистической таблицы. Сделайте выводы.
Сделаем выводы по проведенному исследованию.
Несмотря на то, что товарооборот торговой фирмы в фактических ценах постоянно рос от месяца к месяцу, но в сопоставимых ценах рост товарооборота наблюдался только в марте по сравнению с февралем на 118,5 тыс. руб. Во все остальные месяцы наблюдалось снижение товарооборота в среднем по 0,7% ежемесячно. В среднем за рассмотренный период товарооборот торговой фирмы составил 1924,5 тыс. руб.
ЗАДАЧА № 5
Имеются следующие данные о продаже продукта «М» на рынке города за два периода:
| Продавцы | Количество (т) | Цена (руб.) | ||
| декабрь | март | декабрь | март | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
| 1 | 10,5 | 12,0 | 38,5 | 33,3 | 
| 2 | 36,6 | 10,6 | 30,4 | 39,2 | 
| 3 | 18,6 | 18,4 | 32,2 | 38,0 | 
| 4 | 24,0 | 20,2 | 30,9 | 36,7 | 
Для анализа динамики средней цены реализации продукта «М» определите:
1. Индексы цен: переменного и постоянного состава.
2. Индекс структурных сдвигов.
3. Изменение средней цены (в абсолютных величинах) в марте по сравнению с декабрем: общее и за счет действия отдельных факторов.
4. Покажите взаимосвязь исчисленных общих индексов.
Сделайте выводы по полученным результатам.
Решение.
Сначала проведем предварительные расчеты:
Определим индексы:
Изменение средней цены и разложение его по факторам вычисляется с помощью расчета разностей между числителем и знаменателем соответствующих индексов. Следовательно, имеем:
Покажем взаимосвязь между исчисленными индексами:
1,157 = 1,127*1,102,6 = 1,157 – верно.
Сделаем выводы по проведенному исследованию.
В среднем цена продукта «М» на рынке города в марте по сравнению с декабрем выросла на 15,7%, что составило 5,0 рублей. Причем за счет роста цен на товар средняя цена выросла на 12,7% или 4,2 руб., а за счет изменения структуры продаж – на 2,6% или 0,8 руб.
ЗАДАЧА № 6
Имеются данные о товарообороте в сопоставимых ценах и изменении цен на товары по торговому предприятию за два периода:
| Товарные группы | Товарооборот в сопоставимых ценах (млн. руб.) | Среднее изменение цен (%) | |
| 1-й период | 2-й период | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| А | 46,8 | 48,4 | +10 | 
| Б | 85,4 | 100,8 | –16 | 
| В | 74,2 | 70,0 | без изменения | 
| Г | 56,6 | 54,1 | +20 | 
Определите:
1. Индивидуальные и общие индексы: цен, товарооборота в фактических ценах и физического объема товарооборота; покажите их взаимосвязь.
2. Изменение покупательной способности рубля во 2-м периоде по сравнению с 1-м периодом.
3. Прирост товарооборота в фактических ценах во 2-м периоде по сравнению с 1-м периодом в целом и в том числе за счет влияния отдельных факторов.
Сделайте выводы по полученным результатам.
Решение.
1. Для проведения необходимых расчетов составим вспомогательную таблицу.
 
Таблица 6.1
Расчет индивидуальных индексов
| Товарные группы | Товарооборот в сопоставимых ценах (млн. руб.) | Индивидуальные индексы цен,  | Товарооборот в фактических цен | Индивидуальные индексы товароо | ||
| 1-й период,  | 2-й период,  | в фактических ценах,  | физического объема,  | |||
| А | 46,8 | 48,4 | 1,1 | 53,2 | 1,138 | 1,034 | 
| Б | 85,4 | 100,8 | 0,84 | 84,7 | 0,991 | 1,180 | 
| В | 74,2 | 70,0 | 1 | 70,0 | 0,943 | 0,943 | 
| Г | 56,6 | 54,1 | 1,2 | 64,9 | 1,147 | 0,956 | 
| Всего | 263,0 | 273,3 | – | 272,8 | – | – | 
Примечание. Индивидуальные индексы цен рассчитывались по формуле:
 
Рассчитаем общие индексы, используя результаты расчетов из таблицы 6.1:
Покажем взаимосвязь индексов:
1,037 = 0,998*1,039 = 1,037 – верно.
2. Покупательская способность рубля – это показатель, который служит для измерения инфляции. Он показывает, во сколько раз обесценились деньги в текущем периоде по сравнению с базисным. Это величина, обратная индексу цен. Таким образом, получаем:
3. Прирост товарооборота в фактических ценах во 2-м периоде по сравнению с 1-м периодом в целом и в том числе за счет влияния отдельных факторов рассчитывается как разность числителя и знаменателя соответствующих индексов:
Сделаем выводы по проведенным расчетам.
Товарооборот во 2-м периоде по сравнению с 1-м вырос на3,7% или 9,8 млн. рублей. Причем за счет снижения цен он снизился на 0,2% или 0,5 млн. руб., а за счет роста физического объема проданных товаров вырос на 3,9% или 10,3 млн. руб.
Учитывая, что цены во 2-м периоде снизились, покупательная способность рубля выросла на 0,2%.
ЗАДАЧА № 7
Дайте оценку тесноты связи между объемом товарооборота и размером издержек обращения магазинов №№ 5 ... 19 (см. Приложение 1), рассчитав при этом коэффициент корреляции рангов Спирмена.
Сделайте выводы.
Решение.
Коэффициент корреляции рангов Спирмена рассчитывается по формуле:
где n – объем выборки, d2– квадрат разности рангов.
Проведем необходимые расчеты.
Таблица 7.1
Расчетная таблица
| Номер магазина | Товарооборот (млн. руб.), xi | Издержки обращения (млн. руб.), yi | Ранги | Разность рангов, di = Rx - Ry |  | |
| Rx | Ry | |||||
| 5 | 235 | 24,8 | 10 | 8 | 2 | 4 | 
| 6 | 80 | 9,2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 
| 7 | 113 | 10,9 | 4 | 3 | 1 | 1 | 
| 8 | 300 | 30,1 | 14 | 10 | 4 | 16 | 
| 9 | 142 | 16,7 | 6 | 5 | 1 | 1 | 
| 10 | 280 | 46,8 | 12 | 15 | -3 | 9 | 
| 11 | 156 | 30,4 | 7 | 11 | -4 | 16 | 
| 12 | 213 | 28,1 | 9 | 9 | 0 | 0 | 
| 13 | 298 | 38,5 | 13 | 13 | 0 | 0 | 
| 14 | 242 | 34,2 | 11 | 12 | -1 | 1 | 
| 15 | 130 | 20,1 | 5 | 6 | -1 | 1 | 
| 16 | 184 | 22,3 | 8 | 7 | 1 | 1 | 
| 17 | 96 | 9,8 | 3 | 2 | 1 | 1 | 
| 18 | 304 | 38,7 | 15 | 14 | 1 | 1 | 
| 19 | 95 | 11,7 | 2 | 4 | -2 | 4 | 
| Итого | – | – | – | – | – | 56 | 
Тогда получаем:
Следовательно, связь между товарооборотом и издержками обращения прямая, т.к. , т.е. с увеличением товарооборота возрастают и издержки обращения. Так как , то связь между признаками сильная.
ЗАДАЧА № 8
Используя исходные данные к задаче № 1, постройте уравнение регрессии между объемом товарооборота и размером издержек обращения магазинов №№ 5 ... 19. Фактические и теоретические уровни перенесите на график корреляционного поля и сделайтевыводы.
Решение.
В качестве регрессионной модели будем использовать прямую. Введем условные обозначения: – значения факторного признака – объем товарооборота, – значения результативного признака – издержки обращения. Определим параметры линейного уравнения регрессии по формулам:
Необходимые предварительные расчеты будем производить в таблице.
Таблица 7.1
Расчетная таблица
| Номер магазина | Товарооборот (млн. руб.), xi | Издержки обращения (млн. руб.), yi | ||
| 5 | 235 | 24,8 | 5828 | 55225 | 
| 6 | 80 | 9,2 | 736 | 6400 | 
| 7 | 113 | 10,9 | 1231,7 | 12769 | 
| 8 | 300 | 30,1 | 9030 | 90000 | 
| 9 | 142 | 16,7 | 2371,4 | 20164 | 
| 10 | 280 | 46,8 | 13104 | 78400 | 
| 11 | 156 | 30,4 | 4742,4 | 24336 | 
| 12 | 213 | 28,1 | 5985,3 | 45369 | 
| 13 | 298 | 38,5 | 11473 | 88804 | 
| 14 | 242 | 34,2 | 8276,4 | 58564 | 
| 15 | 130 | 20,1 | 2613 | 16900 | 
| 16 | 184 | 22,3 | 4103,2 | 33856 | 
| 17 | 96 | 9,8 | 940,8 | 9216 | 
| 18 | 304 | 38,7 | 11764,8 | 92416 | 
| 19 | 95 | 11,7 | 1111,5 | 9025 | 
| Всего | 2868 | 372,3 | 83311,5 | 641444 | 
| Среднее | 191,2 | 24,82 | 5554,1 | 42762,93 | 
Рассчитаем параметры уравнения регрессии, используя результаты расчетов из таблицы 7.1:
Окончательно уравнение регрессии будет иметь вид:
Фактические и теоретические уровни перенесем на график корреляционного поля.
Рисунок 7.1. Корреляционное поле и линия регрессии
Коэффициент в уравнении регрессии называется выборочным коэффициентом регрессии. Он показывает, на сколько единиц в среднем изменяется результативный признак при увеличении факторной переменной на одну единицу. В данной задаче имеем: при увеличении товарооборота на 1 млн. руб. издержки обращения увеличиваются в среднем на 0,13 млн. руб.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
| Номер магазина | Товарооборот (млн. руб.) | Издержки обращения (млн. руб.) | Стоимость основных фондов (среднегодовая) (млн. руб.) | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 5 | 235 | 24,8 | 7,8 | 
| 6 | 80 | 9,2 | 2,2 | 
| 7 | 113 | 10,9 | 3,2 | 
| 8 | 300 | 30,1 | 6,8 | 
| 9 | 142 | 16,7 | 5,7 | 
| 10 | 280 | 46,8 | 6,3 | 
| 11 | 156 | 30,4 | 5,7 | 
| 12 | 213 | 28,1 | 5,0 | 
| 13 | 298 | 38,5 | 6,7 | 
| 14 | 242 | 34,2 | 6,5 | 
| 15 | 130 | 20,1 | 4,8 | 
| 16 | 184 | 22,3 | 6,8 | 
| 17 | 96 | 9,8 | 3,0 | 
| 18 | 304 | 38,7 | 6,9 | 
| 19 | 95 | 11,7 | 2,8 |