Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:21, задача
ЗАДАЧА № 1
1. Произведите группировку магазинов №№ 5 ... 19 (см. Приложение 1) по признаку относителього уровня издержек обращения (в процентах к товарообороту), образовав при этом 4 группы с равными интервалами.
2. Охарактеризуйте каждую группу и всю совокупность магазинов числом магазинов, размером товарооборота, издержек обращения и торговой площади.
3. Определите средние размеры товарооборота, издержек обращения и торговой площади, приходящиеся на один магазин.
4. Определите средний относительный уровень издержек обращения по каждой группе и в целом.
Полученные результаты оформите в виде статистической таблицы. Сделайте выводы.
Вариант третий
ЗАДАЧА № 1
1. Произведите группировку магазинов №№ 5 ... 19 (см. Приложение 1) по признаку относительного уровня издержек обращения (в процентах к товарообороту), образовав при этом 4 группы с равными интервалами.
2. Охарактеризуйте каждую группу и всю совокупность магазинов числом магазинов, размером товарооборота, издержек обращения и торговой площади.
3. Определите средние размеры товарооборота, издержек обращения и торговой площади, приходящиеся на один магазин.
4. Определите средний относительный уровень издержек обращения по каждой группе и в целом.
Полученные результаты оформите в виде статистической таблицы. Сделайте выводы.
Решение.
1. Так как группировку надо производить по признаку относительного уровня издержек обращения (в процентах к товарообороту), то сначала необходимо для каждого магазина рассчитать этот показатель по формуле:
Таблица 1.1
Расчет относительного уровня издержек обращения
Номер магазина |
Относительные издержки обращения, % |
Номер магазина |
Относительные издержки обращения, % |
5 |
24,8/235*100=10,6 |
13 |
38,5/298*100=12,9 |
6 |
9,2/80*100=11,5 |
14 |
34,2/242*100=14,1 |
7 |
10,9/113*100=9,6 |
15 |
20,1/130*100=15,5 |
8 |
30,1/300*100=10,0 |
16 |
22,3/184*100=12,1 |
9 |
16,7/142*100=11,8 |
17 |
9,8/96*100=10,2 |
10 |
46,8/280*100=16,7 |
18 |
38,7/304*100=12,7 |
11 |
30,4/156*100=19,5 |
19 |
11,7/95*100=12,3 |
12 |
28,1/213*100=13,2 |
Для проведения группировки необходимо определить длину (шаг) интервала и границы групп.
Определим по таблице 1.1 минимальное и максимальное значения группировочного признака – относительного уровня издержек обращения(%). Имеем:
Тогда длину интервала определяем по формуле:
где – число групп (по условию ).
Следовательно, группы будут иметь следующие границы:
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
9,5 – 12,0 |
12,0 – 14,5 |
14,5 – 17,0 |
17,0 – 19,5 |
Построим рабочую таблицу,
на основании которой будем
Таблица 1.2
Рабочая таблица
№ группы |
Группы магазинов по относительному уровню издержек обращения, % |
Номер магазина |
Товарооборот (млн. руб.) |
Издержки обращения (млн. руб.) |
Торговая площадь (м2) |
1 |
9,5 – 12,0 |
7 |
113 |
10,9 |
1435 |
8 |
300 |
30,1 |
1820 | ||
17 |
96 |
9,8 |
680 | ||
5 |
235 |
24,8 |
1335 | ||
6 |
80 |
9,2 |
946 | ||
9 |
142 |
16,7 |
1256 | ||
Всего по группе |
6 |
966 |
101,5 |
7472 | |
2 |
12,0 – 14,5 |
16 |
184 |
22,3 |
1332 |
19 |
95 |
11,7 |
582 | ||
18 |
304 |
38,7 |
1435 | ||
13 |
298 |
38,5 |
1352 | ||
12 |
213 |
28,1 |
1216 | ||
14 |
242 |
34,2 |
1445 | ||
16 |
184 |
22,3 |
1332 | ||
Всего по группе |
6 |
1336 |
173,5 |
7362 | |
3 |
14,5 – 17,0 |
15 |
130 |
20,1 |
1246 |
10 |
280 |
46,8 |
1353 | ||
Всего по группе |
2 |
410 |
66,9 |
2599 | |
4 |
17,0 – 19,5 |
11 |
156 |
30,4 |
1138 |
Всего по группе |
1 |
156 |
30,4 |
1138 | |
Всего |
15 |
2868 |
372,3 |
18571 |
Теперь рассчитаем все показатели в среднем на один магазин, средний уровень издержек обращения (в процентах к товарообороту). Расчеты будем производить в таблице, используя формулы:
Составим расчетную таблицу и произведем необходимые расчеты.
Таблица 1.3
Расчетная таблица
№ группы |
В среднем на 1 магазин |
Средний уровень издержек обращения (%) | ||
Товарооборот (млн. руб.) |
Издержки обращения (млн. руб.) |
Торговая площадь (м2) | ||
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
156 |
30,4 |
1138,0 |
|
Всего |
По проведенным расчетам построим групповую таблицу.
Таблица 1.4
Распределение магазинов по относительному уровню издержек обращения
№ п\п |
Группы магазинов по относительному уровню издержек обращения, % |
Число магазинов |
Товарооборот (млн. руб.) |
Издержки обращения (млн. руб.) |
Торговая площадь (м2) |
Средний уровень относительных издержек обращения (%) | |||
всего |
в среднем на 1 магазин |
всего |
в среднем на 1 магазин |
всего |
в среднем на 1 магазин | ||||
1 |
9,5 – 12,0 |
6 |
966 |
161 |
101,5 |
16,9 |
7472 |
1245,3 |
10,5 |
2 |
12,0 – 14,5 |
6 |
1336 |
222,7 |
173,5 |
28,9 |
7362 |
1227,0 |
13,0 |
3 |
14,5 – 17,0 |
2 |
410 |
205 |
66,9 |
33,5 |
2599 |
1299,5 |
16,3 |
4 |
17,0 – 19,5 |
1 |
156 |
156 |
30,4 |
30,4 |
1138 |
1138,0 |
19,5 |
Всего |
15 |
2868 |
191,2 |
372,3 |
24,8 |
18571,0 |
1238,1 |
13,0 |
Сделаем выводы по проведенным расчетам.
Всего при статистическом исследовании были обследованы 15 магазинов. При анализе распределения магазинов по относительному уровню издержек обращения можно заметить, что80% всех магазинов составляют первую и вторую группы (в каждой группе содержится по 6 магазинов), в третьей группе – 2 магазина, а наименьшее число магазинов – в четвертой группе, к ней относится всего 1 магазин.
По всей совокупности магазинов в целом были получены следующие средние показатели: товарооборот – 191,2 млн. руб., издержки обращения – 24,8 млн. руб.,торговая площадь – 1238,1 м2, относительный уровень издержек (в процентах к товарообороту).
От группы к группе все показатели, рассчитанные в среднем на 1 магазин, ведут себя разнонаправленно, что не позволяет однозначно выявить зависимость таких показателей, как товарооборот, издержки обращения и торговая площадь от относительного уровня издержек обращения. Чтобы выявить имеющиеся закономерности рекомендуется увеличить объем выборки.
ЗАДАЧА № 2
Имеются следующие данные о средней заработной плате продавцов по трем секциям одного из торговых предприятий за три периода:
Номера секций |
1-й период |
2-й период |
3-й период | |||
Средняя заработная плата продавцов (тыс. руб.) |
Средняя численность работников (чел.) |
Средняя заработная плата одного работника (тыс. руб.) |
Фонд оплаты труда (тыс. руб.) |
Фонд оплаты труда (тыс. руб.) |
Средняя численность работников (чел.) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
12,5 |
6 |
13,0 |
65,0 |
98,0 |
7 |
2 |
14,8 |
4 |
38 |
66.0 |
85,0 |
5 |
3 |
15,0 |
5 |
16 |
144,0 |
114,0 |
6 |
Определите:
1. Среднюю заработную плату одного продавца по торговому предприятию в целом и для каждого периода.
2. Изменение средней заработной платы одного продавца по торговому предприятию в целом во втором периоде и в третьем периоде по сравнению с первым периодом и в третьем периоде по сравнению со вторым периодом (в абсолютных и относительных величинах).
Дайте обоснование применения формул для расчета средних величин и сделайте выводы.
Решение.
Средняязаработная плата одного продавца по торговому предприятию определяется отношением фонда заработной платы к числу продавцов.
1. Рассчитаем среднюю заработную плату одного продавца по торговому предприятию в целом и для каждого периода.
1-й период
За 1-й период по каждой секции имеются данные о заработной плате и численности работников, следовательно, средняя заработная плата будет исчислена по формуле средней арифметической взвешенной:
,
где – средняя заработная плата продавцов за 1-й период; x – средняя заработная плата продавцов по секциям; f – число работников;fx – фонд заработной платы.
То есть имеем:
2-й период
За 2-й период даны показатели средней заработной платы по секциям и фонд заработной секции в целом, значит, средняя заработная плата работниковпо торговому предприятию будет исчислена по формуле средней гармонической взвешенной:
где – средняя заработная плата работников за 2-й период; x – заработная плата одного работника;М – фонд заработной платы продавцов каждойсекции.
То есть, имеем:
Здесь, видимо, в условии есть ошибка, т.к. число продавцов получилось не целым.
3-й период
За 3-й период известны как
данные числителя, так и знаменателя.
где – средняя заработная плата работников за 3-й период; М – фонд заработной платы продавцов каждойсекции; f – число работников.
Следовательно, получаем:
По предприятию в целом
Среднюю заработную плату
по предприятию в целом можно
найти как среднюю
где – средняя заработная плата работников за i-й период;fi – число работников в i-м периоде; Мi – фонд заработной платы продавцов за i-й период.
Получаем:
2. Найдем изменение средней заработной платы одного продавца по торговому предприятию в целом в различных периодах. Абсолютные величины будем рассчитывать как разность: , а относительные величины – как частное .