Судебная Статистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:16, реферат

Краткое описание

Ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов.

Файлы: 1 файл

Судебная статистика (1).docx

— 571.10 Кб (Скачать)

Статистика  отказов в возбуждении уголовного дела.

В 2011 году число определений об отказе в приеме заявлений составило 69,1 тыс.

Статистика  необоснованных требований в возбуждении  уголовного дела и последствий подобных обращений.

жалобы  на действия должностных лиц, осуществляющих уголовное производство (ст. 125 УПК  РФ), составили 124,4 тыс., удовлетворено  10,9 % что составило 13,56 тыс.

 
6. Статус подозреваемого, обвиняемого,  потерпевшего, их права.

Согласно  принципу - "Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту" - суд, прокурор, следователь и дознаватель  разъясняют подозреваемому и обвиняемому  их права и обеспечивают им возможность  защищаться всеми не запрещенными УПК  РФ способами и средствами (ч. 2 ст. 16 УПК РФ). О том, когда должны быть сделаны разъяснения, здесь тоже ничего не говорится. Указанным принципам  вполне соответствуют права обвиняемого  знать, в чем он обвиняется, а также  получить копию постановления о  привлечении его в качестве обвиняемого, копию обвинительного акта (пп. 1 и 2 ч. 4 ст. 47 УПК РФ). То же самое можно сказать и о правах подозреваемого знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).Важно отметить, что существуют уголовно-процессуальные гарантии, обеспечивающие обвиняемому право на защиту, право знать, в чем он обвиняется, право получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого или копию обвинительного акта. Такими гарантиями являются: обязанность прокурора, следователя или дознавателя предъявить лицу обвинение не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле (ч. 1 ст. 172 УПК РФ); обязанность разъяснить обвиняемому существо предъявленного обвинения, а также его права, предусмотренные ст. 47 УПК РФ (ч. 5 ст. 172 УПК РФ); обязанность вручить обвиняемому и его защитнику копию постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого (ч. 8 ст. 172 УПК РФ) или копию обвинительного акта (ч. 3 ст. 226 УПК РФ).К сожалению, в уголовно-процессуальном законе не закреплены такие же гарантии, которые бы могли обеспечить аналогичные права подозреваемого (право на защиту, право знать, в чем он подозревается, право получить копию постановления о возбуждении уголовного дела). В первый год действия УПК РФ (2001 г.) эта проблема была еще не так остра, так как согласно первоначальной редакции ч. 2 ст. 46 УПК РФ подозреваемый должен был быть допрошен не позднее 24 часов, как с момента фактического его задержания, так и с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда местонахождение подозреваемого не установлено. Перед допросом же подозреваемого следователь обязан разъяснить ему его права и ответственность (ч. 5 ст. 164 УПК РФ). Необходимость перед началом допроса разъяснить подозреваемому его права была предусмотрена и в приложении 13 к УПК РФ в первоначальной редакции. В этом же приложении была предусмотрена и обязанность следователя (дознавателя) объявить подозреваемому, в совершении какого именно преступления он подозревается, с указанием обстоятельств этого преступления.Обязанности же должностных лиц вручить подозреваемому копию постановления о возбуждении в отношении его уголовного дела закон не предусматривал ни тогда, ни позже.

 
Статистика нарушений прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Ответственность лиц, осуществляющих уголовное преследование, за нарушение уголовно-процессуального  закона, уголовного закона.

Статистика  административных и уголовных санкций.

Практика  назначения уголовных наказаний  районными судами:

всего было осуждено 517,3 тыс. лиц;

число осужденных к лишению  свободы на определенный срок составило 205,3 тыс. лиц, или 39,7 % в структуре осужденных от общего числа осужденных;

к ограничению свободы  как основному наказанию – 6,4 тыс. лиц, или 1,2 % в структуре осужденных и также применено в отношении  3,6 тыс. осужденных  ограничение свободы  в качестве дополнительного вида наказания;

к исправительным работам  осуждено 8,4 тыс. лиц, или 1,6 % от общего числа осужденных;

к обязательным работам осуждено 26,7 тыс. лиц, что  составило 5,2 % от общего числа осужденных;

применение штрафов в  качестве основного вида наказания 44,6 тыс. лиц и составило 8,6 % от общего числа осужденных; в отношении 12,9 тыс. лиц применялся штраф как дополнительный вид наказания;

число лиц, осужденных к лишению  свободы и исправительным работам  условно (ст. 73 УК РФ) – 222,3 тыс., что составило 43 % от общего числа осужденных, из них к лишению свободы условно – 220,5 тыс. лиц;

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применялось в качестве основного вида наказания к 435 лицам, а в качестве дополнительного наказания к 11,3 тыс. лицам.

Районными судами подвергнуто  административным наказаниям 210,6 тыс. лиц.

 Структура видов наказаний  за административные правонарушения  является следующей:

штраф – 118,4 тыс. лиц, или 56,2 % от общего числа лиц, подвергнутых наказанию;

приостановление деятельности юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – 43,9 тыс. лиц, или 20,8 %;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу, – 21 тыс. лиц, или 10 %;

административный арест  – 10,9 тыс. лиц, или 5,2 %;

конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения: в качестве основной меры наказания – 10,9 тыс. лиц, или 5,2 %, или 4,2 %; в качестве дополнительного наказания – 4,8 тыс. лиц;

предупреждение – 4,7 тыс. лиц, или 2,2 %;

административное выдворение: в качестве основной меры наказания – назначено 837 лицам, или 0,4 %; в качестве дополнительного наказания – 39,6 тыс. лиц;

дисквалификация применялась  в отношении 62 лиц.

 
7. Статистика разрешений дел  в рамках того или иного  судопроизводства в тех или  иных сферах общественных отношений.

С 2007 года наблюдается тенденция  к постепенному увеличению числа  лиц, в отношении которых судами были вынесены оправдательные приговоры  и постановления о прекращении  уголовных дел по реабилитирующим  основаниям. В 2011 году данный показатель увеличился на 3 % по сравнению с 2007 годом  и на 1,5 % по сравнению с 2010 годом: 27,7 тыс. лиц в 2007 году, 28,2 тыс. лиц в 2010 году, 28,6 тыс. лиц в 2011 году.

В структуре судимости по категориям тяжести совершенных преступлений наименьшее число и доля осужденных стабильно наблюдаются по особо  тяжким преступлениям.

В 2011 году по сравнению с 2007 годом  также значительно уменьшилось  количество осужденных за совершение тяжких преступлений – на 27 %.

В общей структуре судимости  значительное число осужденных выделяется за преступления небольшой тяжести. За 2010 – 2011 годы их доля от общего числа  осужденных осталась неизменной –  около 37 %.

Средний срок лишения свободы  по особо тяжким преступлениям в 2011 году составил 7,6 года, по тяжким – 3,3 года, по преступлениям средней тяжести 2,1 лет и небольшой тяжести  – 1,6 года. Средний срок лишения свободы от общего числа осужденных в указанном году составлял 3,5 года.

За последние 5 лет претерпела некоторые изменения структура  судимости по объекту посягательства совершенных преступлений.

Так, по сравнению с 2007 годом  на 25 % снизилось число осужденных, в отношении которых в 2011 году вступили в законную силу обвинительные  приговоры за совершение преступлений в сфере экономики (статьи 158 – 204 УК РФ). Доля данной категории осужденных от общего числа лиц, признанных судами виновными в совершении преступлений,  также уменьшилась: в 2007 году за совершение преступлений в сфере экономики  было осуждено 54 %, или 504,5 тыс. лиц, в 2011 году – 48 %, или 376,3 тыс. лиц (в 2010 году – 48 % или 413,1 тыс. лиц).

На протяжении многих лет  среди преступлений, совершенных  в сфере экономики, около 98 % (369,6 тыс. лиц в 2011 году) стабильно составляют осужденные за совершение преступлений против собственности (статьи 158 –168 УК РФ). В целом за совершение кражи (статья 158 УК РФ) ежегодно осуждается около 60 % осужденных (от числа осужденных за совершение преступлений в сфере экономики). От общего числа лиц, в отношении которых судами были вынесены обвинительные приговоры, число осужденных за совершение кражи составляет 32 % в 2007 году и в 2010 году, в 2011 году – 30 %.  При этом наблюдается снижение абсолютного числа лиц, совершивших кражи: с 296 тыс. лиц в 2007 году до 253 тыс. в 2010 году, и до 238 тыс. лиц в 2011 году. По сравнению с 2007 годом уменьшение составило 20 %.

Из числа лиц, в отношении  которых вступили в законную силу обвинительные приговоры по статье 158 УК РФ, более 70 % осуждены за кражу  с квалифицирующими признаками (167 тыс. лиц в 2011 году).

8. Правосудие.

Судебная  власть. Судебная система РФ. значимость судебного решения, вступившего в законную силу. Возможность обжалования судебного акта в рамках гражданского арбитражного, административного, уголовного судопроизводства в России.

Задачи судебной ветви  власти - это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

К задачам судебной власти РФ можно отнести:

- формирование режима  Законности;

- поддержание правопорядка;

- восстановление прав  конкретных субъектов общества;

- изоляция вне общества  конкретных субъектов общества.

К принципам осуществления  судебной власти в РФ относятся:

- подчинение Конституции  РФ;

- законность;

- демократичность;

- открытость;

- гласность;

- гуманизм;

- соблюдение прав человека  и гражданина.

 

Система судов РФ

1. Конституционные суды  в РФ 

2. Суды общей юрисдикции  в РФ:

- Верховный суд РФ

- Суды субъектов РФ

- Городские (районные) суды

- Мировые суды 

3.Система Военных судов  в РФ 

4. Арбитражные суды  в РФ:

- Высший Арбитражный  Суд РФ

- Федеральные арбитражные  суды округов

- Арбитражные суды  округов

- Арбитражные суды  субъектов РФ 

4. Иные суды, действующие  на территории РФ

- Третейские суды

- Международный коммерческий  арбитражный суд при Торгово-промышленной  палате Российской Федерации. 

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (суды) субъектов  РФ, мировые судьи.

 

Компетенция арбитражных судов. Арбитражному суду подведомственны дела по спорам. Между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

В случаях, установленных  федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим  спорам с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального  предпринимателя.

Арбитражный суд рассматривает  подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций  с иностранными инвестициями, международных  организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации.

Таким образом, в сферу  деятельности арбитражных судов  отнесены и дела, связанные с экономической  деятельностью граждан, в том  числе и в тех случаях, когда  гражданин не зарегистрирован как  частный предприниматель.

В целях уточнения подсудности  в этих и подобных случаях, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации  и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 18 августа 1992 г. принято совместное Постановление  «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», которым разграничена подсудность  таких дел.

 

Мировой суд – это первичное (низшее звено) судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

Компетенция мировых судей определена достаточно широко. В соответствии со ст. 23 ГПК мировые судьи уполномочены единолично рассматривать следующие гражданские дела:

  1. о выдаче судебного приказа;
  2. о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  3. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
  4. иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
  5. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;
  6. дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом;
  8. иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Информация о работе Судебная Статистика