Статистико-экономический анализ уровня жизни населеия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Личные доходы (денежные средства) используются для оплаты расходов. Доходы зависят от того, какими факторами производства владеет человек. Если это трудовые ресурсы, то за свой труд он получает заработную плату, если капитал, то за его вложение собственник капитала получает часть прибыли (дивиденды, проценты), если природные ресурсы (например, земля), то доход собственника составляет рента. Доходы обеспечивают текущее потребление, а также откладываются в качестве сбережений. При этом анализ структуры расходов служит источником чрезвычайно важных данных для оценки состояния дел в экономике любой страны.

Файлы: 1 файл

21.docx

— 115.05 Кб (Скачать)

Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения - как  совокупные (СДН) с поправкой на покупательную  способность денег:

Для характеристики динамики этих показателей  строятся соответствующие индексы, например индекс реальных располагаемых  доходов:

Отсюда следует, что скорость изменения  реальных доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных  доходов, изменения ставок налоговых  платежей и изменения покупательной  способности денег.

Для расчета индекса цен и  тарифов на платные услуги статистические органы с 1989 г. ведут ежемесячную  регистрацию цен на продовольственные  и непродовольственные товары-представители  и услуги. Обследование проводится по достаточно широкой номенклатуре товаров (до 650 позиций), реализуемых по различным каналам. Следует, однако, отметить, что регистрируются цены предложения товаров, которые во многих случаях отличаются от цен покупки. Общий индекс потребительских цен рассчитывается по формуле

Результат, называемый также индексом стоимости жизни, показывает, насколько  больше средств население стало  тратить на покупку продуктов  питания, товаров и услуг (т.е. на потребительские расходы) в текущем  периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень  потребления остался прежним, базисным. Такой расчет корректен, если за анализируемый период не происходит существенных изменений в структуре потребительских расходов.

Величину прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных особенностей потребления  и ресурсных возможностей. Порядок  расчета прожиточного минимума описан в «Методических рекомендациях» Минтруда России и основан на следующих  принципах.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры  потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания  активного физического состояния  взрослых, социального и физического  развития детей и подростков.

Бюджет прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Потребности населения значительно  дифференцируются в зависимости  от его социально-демографических  характеристик и условий проживания, поэтому прожиточный минимум  рассчитывают не только в среднем  на душу населения или семью, но и  отдельно для различных категорий: детей (до 7 лет), подростков (7-15 лет), трудоспособных граждан, пенсионеров. Прожиточный  минимум конкретной семьи может  быть определен исходя из ее фактического состава и величины. 

Социальные нормативы  и потребности уровня жизни населения

Важную роль в изучении уровня жизни  населения играют социальные нормативы  как научно обоснованные ориентиры  направленности социальных процессов  в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения  и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др.

Непосредственное отношение к  уровню жизни имеет потребительский  бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам  населения, климатическим зонам, условия  и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и  рациональный потребительские бюджеты.

К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной  нетрудоспособности, пособие по безработице  для трудоспособных лиц, минимальные  трудовые и социальные пенсии для  пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии  учащимся, регулярные или разовые  целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам  населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему  минимальных социальных гарантий как  обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры  оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том  числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные представления  о потребностях людей в благах и услугах - личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности  касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой  внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны  с функционированием человека в  обществе - это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение  с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям о  потреблении благ и услуг, необходимых  для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся  количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки  о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки  разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности  по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно  он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский  спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.

 

2.Динамика уровня  жизни населения, структура доходов  и расходов

2.1.Показатели динамики и структуры доходов населения.

Таблица 1. Динамика доходов Орловского района на душу населения

Года

Доход на душу населения, руб

Абсолютный прирост , руб на душу населения

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

2003

12520

         -

-

-

-

-

-

-

2004

12350

-170

-170

   

-1,4

-1,4

-

2005

14500

2150

1980

   

15,8

15,8

126

2006

14800

300

2280

   

2,1

18,2

150

2007

16800

2000

4280

   

13,5

34,2

143

2008

18050

1250

5530

   

7,4

44,2

179

2009

19500

1450

6980

   

8,0

55,8

181

2010

19650

150

7130

   

0,8

56,9

150

2011

19760

110

7240

   

0,6

57,8

110


1) Рассчитаем абсолютные  приросты:

1.1) Цепной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2) Базисный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Вычисляем темпы роста:

2.1) Базисный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2) Цепной 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Определяем темпы прироста:

 

3.1) Темпы прироста базисные:

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2) Темпы прироста цепные:

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Рассчитаем  абсолютное значение 1% прироста:

     Абсолютное  значение 1% прироста = (6)

1)Определим среднегодовой  абсолютный прирост:

А= Уn  - Уо / n-1(7)

А= 19760 – 12520 / 9 – 1 =905 руб.

     2) Определим  среднегодовой темп роста :

T= n-1Yn/Yo *100%(8)

T= 1119760/12520 * 100% =104%

Исходя из полученных результатов  следует , что в период с 2003 по 2011 наблюдается среднегодовой абсолютный прирост 905 руб/душу населения. Доходы населения возросли на 57% в 2011 году по сравнению с 2003 или на 7240 рублей.

Таблица 2: Баланс денежных доходов  и расходов населения Орловского района

Показатели

2009

2010

2011

1.Среднедушевые денежные  доходы (в месяц),руб.

150

180

145

2.Реальные располагающие  денежные доходы, в % к предыдущему году

85

19

120

3.Среднемесячная номинальная  начисленная з/п в экономике, руб.

137

128

160

4.Реальная начисленная  з/п, в % к предыдущему году

82

19

120

5.Средний размер назначенных  месячных пенсий ( с учетом компенсаций), руб.

650

838

697

6.Реальный размер начисленных  месячных пенсий (с учетом компенсаций), в % к предыдущему году

18

19

10


По данным баланса строим диаграмму, отражающую структуру и  динамику доходов и расходов населения  Орловскогорайона.

Рис 1. Структура денежных доходов и расходов населения

2.2 Аналитическое  выравнивание и прогнозирование

Таблица 3. – Динамика доходов населения в среднем по Орловской области и расчет величин

Годы

Доход на душу населения,руб

Укрупнение периодов по 3–  х летиям

Выравнивание по 3 – х летней скользящей

По среднегодовому абсолютному  приросту

Сумма за 3 года

3-х летняя средняя

Сумма за 3 года

3-х летняя средняя

   

2003

12520

39370

13123,3

0

14,8

2004

12350

39370

13123,3

1

15,4

2005

14500

41650

13883,3

2

16,1

2006

14800

49650

16550,0

46100

15366,7

3

16,7

2007

16800

49650

16550,0

4

17,4

2008

18050

54350

18116,7

5

18,1

2009

19500

58910

19636,7

57200

19066,7

6

18,7

2010

19650

58910

19636,7

7

19,4

2011

19760

8

20,0


   1) выравнивание ряда  с помощью укрупнения периода  по 3 – х летиям:

 

 

 

 

 

 

 

2) выравнивание по 3 –  х  летней скользящей средней:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Произведем выравнивание  по среднегодовому абсолютному  приросту:

Выравнивание производится по уравнению:

 

Для определения теоретического уровня необходимо определить среднегодовой  абсолютный прирост, по сл. формуле:

Информация о работе Статистико-экономический анализ уровня жизни населеия