Статистика торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Торговля — объект статистического изучения. В системе отраслевых статис¬тических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере мате¬риального производства, поскольку она выполняет важные функ¬ции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществ¬ления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость то¬варов. Следовательно, затраты

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………….………..3
1. СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ………………..……………………………………. ..5
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ………………………………………………………… ....5
1.2. СТАТИСТИКА ТОВАРООБОРОТА……………………………………… 10
1.3. СТАТИСТИКА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ТОРГОВЛИ...............................................................................................27
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………31
Заключение……………………………………………….………………......…..42
Список литературы……………………………………………………………....46

Файлы: 1 файл

статиситка торговли.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

1. СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ………………..……………………………………. ..5

    1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ………………………………………………………… ....5

1.2. СТАТИСТИКА ТОВАРООБОРОТА……………………………………… 10

1.3. СТАТИСТИКА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

      ТОРГОВЛИ...............................................................................................27

2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………31

Заключение……………………………………………….………………......…..42

Список литературы……………………………………………………………....46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Торговля — объект статистического изучения. В системе  отраслевых статистических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере материального производства, поскольку она выполняет важные функции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость товаров. Следовательно, затраты труда в сфере товарного обращения являются производительными, они обеспечивают создание определенной части совокупного общественного продукта и национального дохода. Систематически растет численность работников, занятых в сфере обращения. Роль и значение торговли определяются еще и тем, что она выполняет важные функции организации товарных связей с производством и служит фактором экономического воздействия на сферу производства. Именно в сфере товарного обращения, где торговля выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, спрос соприкасается с предложением, происходит удовлетворение потребностей населения, выявляется несоответствие требований потребителей и части товаров, поступивших из производства.

Развитие торговли на современном этапе заключается в совершенствовании ее на основе комплексного подхода к определению и удовлетворению потребностей и спроса населения, улучшению связей с производством, укреплению роста технической оснащенности, повышению культуры обслуживания населения, эффективности и качества работы на всех участках торговых предприятий. Именно эти задачи помогает решать статистика торговли, предоставляя цифровой материал, характеризующий процессы, происходящие в данной сфере, осуществляющая систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных

торговых предприятий. К задачам статистики торговли относятся: изучение объема, уровня, динамики, структуры состояния и развития торговли; изучается и прогнозируется спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ

    1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ

Предмет и задачи статистики торговли

Статистика  торговли - отрасль экономической статистики, изучающая количеств, закономерности массовых явлений в области товарного обращения, которые характеризуют продвижение товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления. Статистика торговли исследует закономерности, тенденции и пропорциональность развития собственно торговли и общественного питания. Объектом статистики торговли служит совокупность продавцов и покупателей. В систему показателей входят: товарооборот, запасы товарные и товарооборачиваемость, цены, затраты труда, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

Исторический процесс  развития экономики обусловил развитие трех социально-экономических форм торговли: государственной, кооперативной  и колхозной.

Государственная торговля осуществляется государственными торговыми предприятиями и организациями системы Министерства торговли и других ведомств. Торговля ведется товарами, принадлежащими государству, по государственным ценам и в соответствии с единым государственным планом.

Кооперативная торговля осуществляется предприятиями и организациями потребительской кооперации, действующими на основе кооперативной собственности. Значительную часть товаров, полученную от государственных предприятий и организаций, кооперативная торговля реализует по государственным ценам. Остальные товары, полученные из собственного производства или в порядке собственных закупок, реализуются по ценам, установленным соответствующими кооперативными организациями (облпотребсоюзами). Главное назначение кооперативной торговли — обеспечение села товарами народного потребления и лишь продажа излишков сельскохозяйственной продукции производится городскому населению.

Колхозная торговля представляет собой реализацию излишков сельскохозяйственной продукции, принадлежащей колхозам, а также колхозникам, рабочим совхозов и другим группам населения, имеющим личное подсобное хозяйство. Если первые две формы торговли относятся к организованному рынку, то колхозная торговля представляет собой рынок, на котором купля-продажа товаров осуществляется между их непосредственными производителями и потребителями, цены складываются в зависимости от спроса и предложения, а объем оборота колхозной торговли государством не планируется. Однако развитие колхозной торговли, объем и структура товаров, уровень их цен зависят от состояния сельскохозяйственного производства, государственной и кооперативной торговли, размеров государственных товарных ресурсов.

Ведущее положение и  решающее значение имеет государственная форма торговли как по объему товарооборота, мощности своих предприятий, так и по степени удовлетворения потребностей населения.

Предметом статистики торговли является количественная сторона массовых явлений и процессов, происходящих в сфере товарного обращения в неразрывной связи с их качественным содержанием. Статистика торговли изучает закономерности, тенденции развития, уровень, структуру и взаимосвязи процессов и явлений в сфере товарного обращения. Круг вопросов, изучаемых статистикой торговли, чрезвычайно широк: это исследование вопросов состояния и развития оптового и розничного товарооборота государственной, кооперативной и колхозной торговли; анализ товарных запасов и товарного баланса торговли; вопросы ценообразования и динамики цен; анализ состояния и эффективности использования материальной базы; вопросы эффективности и качества работы торговых предприятий.

Основная задача статистики торговли — всесторонняя, достоверная и объективная характеристика состояния и развития товарного обращения предметов потребления, систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных торговых предприятий. Вместе с тем статистика торговли решает ряд конкретных задач, к которым относятся:

исследование процесса движения товаров от производства до потребления, т.е. характеристика объема, структуры, динамики товарооборота;

анализ состояния и  динамики товарных запасов и скорости товарооборачиваемости;

изучение структуры и динамики затрат труда в торговле и степени их эффективности;

анализ развития материально-технической  базы торговли;

характеристика финансовых результатов деятельности торговых предприятий, систем и отрасли (издержки обращения, прибыль, рентабельность);

изучение уровня, структуры  и динамики цен в государственной, кооперативной и колхозной торговле.

Эти задачи тесно связаны  между собой и поэтому должны решаться комплексно. Сам процесс  товарного обращения не изолирован, а происходит в неразрывной связи и взаимозависимости с социально-экономическими условиями развития страны. Ответственная задача статистики — исследовать эти связи, показать зависимость товарооборота, товарных запасов, показателей эффективности торговли от различных производственных и социальных факторов. Это позволит научно обоснованно воздействовать на товарный рынок, успешно прогнозировать развитие торговли и на этой основе осуществлять управление и планирование этой важной отрасли народного хозяйства.

Система показателей статистики торговли

Задачи статистики торговли направлены на исследование различных  сторон товарного обращения, которое  проводится лишь с помощью системы  взаимосвязанных показателей. К этим показателям относятся:

товарооборот, характеризующий основную сторону деятельности торговли — продажу товаров, начиная от сферы производства и кончая сферой потребления;

товарные запасы, характеризующие наличие товаров в торговле на определенный момент времени, обеспечивающие непрерывность обращения товаров;

цены, являющиеся непременным условием товарного обращения, эквивалентом, по которому товары обмениваются на деньги, категорией, оказывающей влияние на соотношение спроса и предложения;

издержки обращения, являющиеся затратами по обеспечению процесса реализации товаров;

прибыль как результат финансовой деятельности торговых предприятий;

численность работников и затраты рабочего времени, характеризующие трудовые (ресурсы, их состояние, развитие и использование в торговых предприятиях и в целом по отрасли;

число и размер предприятий торговли, уровень их технической оснащенности.

Перечисленные показатели, характеризующие количественную сторону  товарного обращения, связаны между  собой, взаимообусловлены, но все в  той или иной мере опираются на показатель товарооборота, так как и численность работников и издержки обращения зависят от объема и условий продажи товаров. Однако при этом не исключено и обратное воздействие товарооборота на эти показатели. Первые три показателя непосредственно определяют процесс движения товаров к потребителю.

На основе этих количественных показателей  разрабатывается система качественных показателей, характеризующих интенсивные факторы развития торговли. К ним относятся показатели:

производительность труда  всех работников торговли, в том числе работников, непосредственно обслуживающих процесс купли-лродажи товаров;

степень использования  торгового оборудования, торговых площадей и материальных ресурсов торговых предприятий;

скорость обращения  товарных запасов;

структура издержек обращения и их относительного уровня (в процентах к товарообороту);

рентабельность деятельности торговых предприятий.

Все эти показатели образуют систему, характеризующую эффективность деятельности отдельных торговых предприятий, объединений, фирм и отрасли в целом.

Статистическое наблюдение в торговле базируется на сплошном документированном учете и обязательной для всех государственных и кооперативных торговых предприятий и организаций отчетности, а также широко применяемых единовременных выборочных обследованиях.

Статистическая сводка строится по принципу централизации: торговые предприятия представляют установленную отчетность непосредственно своей вышестоящей организации, которая, в свою очередь, направляет сводный отчет в свою вышестоящую организацию и т. д. Действующая статистическая отчетность обеспечивает все основные требования оперативной работы и научной разработки материалов для изучения процессов, происходящих в торговле. Однако статистическая отчетность не отражает в полной мере разносторонние процессы, происходящие в сфере товарного обращения, а также направления и факторы повышения эффективности торговли. Это вызывает необходимость проведения выборочных и сплошных обследований, которые позволяют получить подробную информацию для глубокого экономико-статистического анализа.

1.2. СТАТИСТИКА ТОВАРООБОРОТА

Товарооборот, понятие и основные категории

Центральный раздел статистики торговли - статистика товарооборота. Товарооборот представляет собой движение материальных благ в форме купли-продажи товаров из сферы производства в сферу обращения. Для правильного определения сущности товарооборота необходимо учитывать следующие два важных фактора: во-первых, объектом товарооборота являются материальные блага, предметы народного потребления; во-вторых, единственной формой движения этих предметов является процесс купли-продажи. Поэтому реализация всякого рода услуг, не имеющих вещную форму материальных благ (выручка бань, прачечных, парикмахерских, зрелищных предприятий и т. д.), к товарообороту не относится. Кроме того, не относится к товарообороту безвозмездная передача материальных благ либо их простое перемещение из склада на склад. В зависимости от роли и значения отдельных актов купли-продажи товаров различают несколько категорий товарооборота:

оптовый товарооборот — продажа товаров предприятиями торговым организациям или одними торгующими организациями другим для их последующей продажи. Таким образом, одна партия товаров может быть продана дважды, трижды и т. д., так как она проходит несколько торговых звеньев. Следовательно, оптовый товарооборот содержит повторный или многократный счет продажи товаров;

розничный товарооборот — продажа товаров непосредственно потребителю, в основном населению, а также продажа предприятиям, учреждениям, колхозам товаров, предназначенных для хозяйственных нужд и общественного питания. Известно, что из общего объема розничного товарооборота доля товаров, продаваемых населению, составляет значительную часть;

валовой товарооборот — сумма всех продаж товаров в сфере товарного обращения. Применительно к отдельному торговому предприятию валовой товарооборот исчисляется как сумма всех продаж товаров, произведенных предприятием, или как сумма продаж товаров отдельной торгующей системой; для всего народного хозяйства валовой товарооборот образуется как сводный итог всех продаж товаров, включая и внутренний оборот между торгующими организациями. Таким образом, валовой товарооборот содержит в себе повторный или многократный счет продаж;

Информация о работе Статистика торговли