Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:49, курсовая работа
В первой части работы приводятся методические основы и теоретические сведения об основных показателях производства, реализации и себестоимости продукции. Во второй части описывается сам объект исследования и проводится анализ. В последней части данной курсовой работы приводится прогноз основных показателей производства и себестоимости продукции на 2003 год.
Введение
1. Понятие показателей производства и реализации продукции промышленного предприятия. Понятие себестоимости продукции.
1.1. Показатели производства и реализации
1.2. Себестоимость продукции
1.3. Краткая характеристика РУП «Гомсельмаш»
2.Факторный анализ изменения товарной и чистой продукции предприятия.
2.1 Факторный анализ изменения чистой продукции предприятия.
2.2 Факторный анализ изменения товарной продукции предприятия.
3. Факторный анализ изменения реализованной продукции предприятия на основе мультипликативной модели.
4.Оценка продукции, идущей на экспорт.
5.Динамика показателей уровня затрат на рубль товарной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.
6. Анализ затрат на рубль стоимости по статьям калькуляции
7. Корреляционный анализ взаимосвязи показателей объёма товарной продукции и её себестоимости.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Для оценки связи, рассчитывается коэффициент эластичности Э :
, [7.9]
где – среднее значение факторного признака;
– среднее значение результативного признака.
Он показывает, на сколько процентов изменится результативный показатель, если факторный возрастёт на 1%.
Для дальнейших наших расчётов,
нам понадобятся данные
Таблица 7.3.
Значение объёма продукции и её себестоимости.
2000 | 2001 | 2002 | |||
себестоимость | объём товарной продукции | себестоимость | объём товарной продукции | себестоимость | объём товарной продукции |
49 109 | 22 135 | 114 975 | 38563 | 153 108 | 48 996 |
Из данных таблицы 8.3 видно, что существует устойчивая тенденция роста объёма товарной продукции.
Вычислим параметры и и тем самым уравнение прямой для РУП «Белорусский металлургический завод». Как видно из формул (7.4) и (7.5), для нахождения и необходимо подсчитать , , , , для нахождения коэффициента корреляции – , для нахождения ошибки аппроксимации – . Сведем эти данные в таблицу 7.4.
Таблица 7.4.
№ | Себестпрод х, тыс. руб. | Объём товарнпрод y, тонн. | |||||
1 | 49 109 | 22 135 | 1 087 046 621 | 489 978 501 | 2 411 677 970 | 21 996 | 0,006 |
2 | 114 975 | 38 563 | 4 433 822 801 | 1 487 142 838 | 13 219 163 704 | 38 943 | 0,010 |
3 | 153 108 | 48 996 | 7 501 631 363 | 2 400 589 300 | 23 441 941 159 | 48 755 | 0,005 |
Σ | 317191 | 109 695 | 13 022 500 785 | 4 377 710 639 | 39 072 782 832 | 109 695 | 0,021 |
Находим по формулам (7.4) и (7.5) значения .
9360,360
0,257
Коэффициент регрессии , показывает, что в среднем уровень себестоимости увеличился на 0,257 с увеличением объёма товарной продукции на 1 тонну.
Значит, связь будет следующая:
Рассчитаем линейный коэффициент корреляции по формуле (7.6):
Положительный знак говорит о том, что связь между объёмом продукции и её себестоимостью положительная, прямая и с ростом (снижением) х, увеличивается (уменьшается) у.
Связь между данными показателями сильная или тесная, так как .
Рассчитаем коэффициент детерминации R по формуле (7.7):
Это говорит о том, что на 99,9% вариация результативного признака обусловлена вариацией признака факторного.
Определим, с какой степенью достоверности построенное уравнение регрессии воспроизводит реальный характер зависимости. Для этого рассчитаем среднюю ошибку аппроксимации – А по формуле (7.8).
(%)
Значение критерия говорит о том, что точность регрессионной модели высоко точная, так как А<10%.
Рассчитаем средние значения уровня себестоимости и объёма товарной продукции:
,
По формуле (8.9) рассчитаем коэффициент эластичности (Э).
Коэффициент эластичности показывает, что на 0,74% показатель себестоимости увеличился при увеличении на 1% объёма товарной продукции.
Из полученных выше расчётов можно построить линию тренда, рисунок 7.1, где по оси х- взята себестоимость продукции, а y- объём товарной продукции.
Рисунок 7.1. Зависимость объёма товарной продукции и её себестоимости. Уравнение регрессии.
Из
графика хорошо видно, что между
объёмом товарной продукции и
её себестоимостью существует устойчивая
тенденция роста, т. е. с ростом объёма
продукции возрастает и её себестоимость.
Прогноз динамики показателей себестоимости продукции.
Проводя прогноз динамики показателей себестоимости продукции, мы выясним все положительные и отрицательные факторы влияющие на себестоимость продукции. А так же внесём предложения о том, как увеличить те факторы, которые положительно влияют на себестоимость товарной продукции, и уменьшить отрицательные факторы
Для того чтобы сделать прогноз на будущие периоды, можно воспользоваться методом экстраполяции.
Экстраполяция – распространение выявленной в анализе закономерности развития изучаемого явления на будущее, т.е. экстраполяция – определение уровней за пределами данного динамического ряда (в будущем или прошлом). На идее экстраполяции основывается прогнозирование.
При
прогнозировании можно
Регрессия – зависимость среднего значения какой-либо случайной величины или нескольких величин.
Для проведения наших прогнозных расчётов, мы воспользуемся прямолинейной связью:
уравнение регрессии
, [7.10]
где – уровень себестоимости;
t – период времени;
– свободный член уравнения, который в данном случае представляет собой средний уровень себестоимости при t=0;
– коэффициент регрессии,
показывающий, на сколько в среднем
увеличится себестоимость в
, [7.11]
где n – количество уровней динамического ряда.
[7.12]
Вычислим параметры
и
и тем самым уравнение прямой для РУП
«БМЗ». Как видно из формул (7.11) и (7.12), для
нахождения
и
необходимо подсчитать
,
,
,
.Для составления прогноза используем
данные по полугодиям. Сведем эти данные
в таблицу 7.5.
Таблица 7.5. – Выравнивание по уравнению прямой.
период (t) | Себестоим (у), тыс. руб. | ||||
-2 | 49 109 | 2 411 677 970 | 4 | -98 218 | 1 732 |
-1 | 32932,892 | 1 084 575 375 | 1 | -32 933 | 53 731 |
0 | 114 975 | 13 219 163 704 | 0 | 0 | 105 730 |
1 | 19066,4955 | 363 531 251 | 1 | 19 066 | 157 730 |
2 | 153 108 | 23 441 941 159 | 4 | 306 215 | 209 729 |
сумма | 369 190 | 40 520 889 458 | 10 | 194 131 | 528 652 |
Находим по формулам (7.11) и (7.12) значения .
Уравнение регрессии, согласно формуле (7.10), будет иметь следующий вид:
Данное
уравнение в прямоугольной
Рисунок 7.2. – Уравнение
регрессии.
Из
данного графика видно, что сложилась
тенденция себестоимости с
Теперь можем сделать прогноз на будущие периоды. (yср = 106 665)
Прогноз на 1 полугодие 2003 года
184 665 млн. руб.
Прогноз на 2 полугодие 2003 года:
210 665млн. руб.
Таким образом, мы получили прогнозные значения себестоимости товарной продукции, которая составляет на I полугодие 2003 года –184 665 млн. руб., на II полугодие 2003 года – 210 665 млн. руб. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что себестоимость товарной продукции возрастает с течением времени. В первую очередь это связано с возрастанием объёма товарной (реализованной) продукции, т. к. мы уже выяснили, что между объёмом товарной продукции и её себестоимостью существует устойчивая тенденция и с ростом объёма товарной продукции возрастает и себестоимость. Во вторых, это может быть связано с возрастающими затратами на производство товарной продукции.
Для
того, чтобы снизить себестоимость
продукции на нашем предприятии,
необходимо стремиться к снижению
затрат на производство товарной продукции.
С моей точки зрения для этого необходимо
эффективно применять на производстве
новые технологии, энергосберегающие
комплексы, которые бы значительно снижали
затраты на производство продукции, снижать
затраты на сырьё и материалы, совершенствовать
организацию производства и управления.
А в следствие снижения этих затрат, будет
снижаться и себестоимость товарной продукции.
Заключение.
В результате написания данной курсовой работы, был проведён статистический анализ себестоимости продукции РУП «Гомсельмаш», проанализированы основные показатели производства и реализации продукции.
Исследования проводились на основе показателей работы данного предприятия за три года – с 2000 по 2002 годы , соответственно по периодам 2000-2001, 2001-2002 и 2000-2002 г.г.
Проанализировав выпуск продукции, можно сделать вывод, что объемы производства за эти годы выросли . Одновременно с этим увеличивается и реализация продукции . Таким образом, можно сказать, что предприятие нашло свою нишу на рынке товаров, и оно имеет своих постоянных клиентов-покупателей.