Статистика охраны здоровья населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:22, реферат

Краткое описание

Состояние здоровья населения – весьма точный индикатор социально – экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни…
С каждым годом россиян становится почти на один миллион меньше. Несмотря на вроде бы улучшающуюся жизнь и постоянный приток иммигрантов, ежегодно мы теряем более двух миллионов человек, из которых 600 тысяч – граждане трудоспособного возраста. А рождается менее одного миллиона. У государства значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению. Число больниц и поликлиник в стране всего за семь последних лет сократилось почти на две тысячи, или на 15%.
К тому же сама система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена. Сохраняется принцип финансирования больниц и поликлиник в зависимости от объёмных показателей (количества коек, врачебного персонала и т. д.) без учёта качества реальной работы, то есть качества лечения. Поэтому у врачей нет материальных стимулов осваивать новые методы лечения, внедрять прогрессивное оборудование. А уж о поборах в отечественных больницах все знают не понаслышке.
Проблема качества медицинской помощи приобрела особую значимость в последние годы в связи с социально- экономическими преобразованиями в стране, негативно отразившимися на состоянии здоровья населения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
1. Статистика здравоохранения……………………………………….4
2. Цели и задачи социальной политики в сфере здравоохранения ..17
3. Статистические данные заболеваемости………………………….22
Заключение …………………………………………………………....27
Список литературы……………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.67 Кб (Скачать)

1.3. Вносит предложения  по привлечению дополнительных  финансовых средств и ресурсов  для развития здравоохранения. 

1.4. Разрабатывает  в установленном порядке проекты  законодательных и иных нормативных  правовых актов в сфере здравоохранения.  

1.5. Готовит информационно-аналитические  материалы и предложения к  прогнозам социально-экономического  развития. 

1.6. Проводит мониторинг  состояния здоровья населения, развития системы здравоохранения и реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. 

1.7. Участвует в  формировании и проведении бюджетной  и инвестиционной политики, направленной  на реализацию мероприятий по  охране здоровья жителей . 

1.8. Рассматривает  обращения граждан и принимает  по ним необходимые меры, организует  прием граждан по вопросам, входящим  в компетенцию Департамента. 

1.9. Осуществляет  в установленном порядке финансирование, материально-техническое обеспечение  и экономический анализ финансово-хозяйственной  деятельности учреждений, находящихся  в ведении Департамента. 

1.10. Организует разработку  и внедрение современных информационных  технологий, создание информационных  систем и баз данных, необходимых  для выполнения функций Департамента.  

2. В  области организации медицинской  помощи и профилактики заболеваний:  

2.1. Осуществляет  меры по совершенствованию организации  профилактической, лечебно-диагностической  и реабилитационной помощи населению . 

2.2. Обеспечивает  взаимодействие и координацию  деятельности субъектов государственной,  муниципальной и частной систем  здравоохранения в области охраны  здоровья граждан. 

2.3. Во взаимодействии  с другими заинтересованными  органами исполнительной власти, образовательными учреждениями  и научно-исследовательскими институтами  медицинского профиля участвует  в мероприятиях по реализации  государственной политики в области  гигиенического воспитания и  обучения населения и пропаганды  здорового образа жизни. 

2.4. Разрабатывает  меры по развитию учреждений  здравоохранения Нижегородской  области, их материально-техническому  обеспечению. 

2.5. Устанавливает  региональные стандарты медицинской  помощи на уровне не ниже  стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере здравоохранения.  

2.6. В соответствии  с компетенцией участвует в  формировании расходов областного  бюджета в части оказания специализированной  медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических,  онкологических диспансерах и  других специализированных медицинских  организациях, включая обеспечение  медицинских организаций лекарственными  и иными средствами, изделиями  медицинского назначения, иммунобиологическими  препаратами и дезинфекционными  средствами, а также донорской  кровью и ее компонентами в  рамках программы государственных  гарантий оказания гражданам  Российской Федерации бесплатной  медицинской помощи. 

2.7. Разрабатывает  программы государственных гарантий  оказания гражданам бесплатной  медицинской помощи, включающие  в себя территориальные программы  обязательного медицинского страхования.  

2.8. Обеспечивает  оказание специализированной (санитарно-авиационной)  скорой медицинской помощи. 

2.9. Разрабатывает  проекты нормативных правовых  актов по вопросам предоставления  отдельным группам населения,  в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении. 

2.10. Определяет потребность  в лекарственных, диагностических  и дезинфекционных средствах,  иммунобиологических препаратах, изделиях  медицинского назначения, медицинской  технике и участвует в определении  объемов поставок этой продукции  для лечебно-профилактических учреждений.  

2.11. Подготавливает  и направляет документы на  рассмотрение межведомственных  специализированных экспертных  советов по установлению причинной  связи заболевания, инвалидности  или смерти с воздействием  радиации. 

2.12. Принимает решение  о выдаче диплома целителя, дающего  право на занятие народной  медициной. 

2.13. Развивает сеть  санаторных учреждений системы  здравоохранения , осуществляет руководство и контроль их деятельности. 

2.14. Организует в  учреждениях здравоохранения диспансеризацию  и медицинскую реабилитацию больных,  страдающих хроническими заболеваниями,  в том числе алкоголизмом, наркоманией,  токсикоманией и другими социально  значимыми заболеваниями. 

2.15. В пределах  своей компетенции осуществляет  методическое руководство медицинской  реабилитацией инвалидов. 

2.16. В пределах  своей компетенции осуществляет  мероприятия по профилактике  инфекционных паразитарных заболеваний,  особо опасных инфекционных заболеваний,  профессиональных заболеваний и  отравлений, а также инфекционных  заболеваний, связанных с воздействием  на здоровье человека неблагоприятных  факторов среды его обитания. 

2.17. Определяет целесообразность  и организует лечение граждан  Нижегородской области в медицинских  учреждениях, оказывающих специализированную  высокотехнологичную медицинскую  помощь.

    1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

 Заболеваемость  - медико-статистический показатель, определяющий совокупность заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Он является одним из критериев оценки здоровья населения. Заболеваемость — показатель, чутко реагирующий на изменение условий среды в изучаемый год. При анализе этого показателя за ряд лет можно получить наиболее правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса социально-гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение.   

 Достоверные сведения об уровне и характере заболеваемости по различным группам населения — возрастным, половым, профессиональным и т.д. — необходимы для оценки тенденций в состоянии здоровья населения, эффективности медицинских и социальных мероприятий, планирования различных видов специализированной медицинской помощи, рационального использования материальных и кадровых ресурсов системы здравоохранения.

Госпитальная  заболеваемость — это учет заболеваний, выявленных у лиц, лечившихся в стационаре в течение года; изучается по данным «Карты выбывшего из стационара» (учетная форма №066/у-02), которая заполняется на каждый случай госпитализации. Сведения о госпитальной заболеваемости позволяют судить о своевременности госпитализации, продолжительности и исходе лечения, совпадении или расхождении диагнозов, объеме оказанной медицинской помощи. Данные о госпитальной заболеваемости учитывают при планировании коечного фонда, определении потребности в различных видах стационарной помощи. Единицей наблюдения при изучении госпитальной заболеваемости является каждый случай госпитализации.

Сравнение данных обращаемости с данными о госпитальной заболеваемости позволяет судить об уровне отбора больных на больничную койку, а также об удовлетворенности госпитализацией больных, нуждающихся в ней. Важную роль играет изучение в стационаре летальности как общей, так и по нозологическим формам. Летальность (от лат. letalis — смертельный) — показатель частоты смертей от какой-либо болезни среди всех лиц, болевших этой болезнью. Не следует смешивать летальность со смертностью — отношением числа умерших от данной болезни к средней численности популяции.

Для формирования статистики госпитальной заболеваемости в настоящее  время используются не пересмотренные инструктивные указания Минздрава  СССР. Согласно этим указаниям учет основного диагноза стационара в  рамках одной медицинской организации  основывается на следующих положениях:

  • на каждого больного заполняется «Статистическая карта, выбывшего из стационара» (форма 066/у-02) в том отделении, в котором он находился при выписке;
  • не допускается выписка больного из одного отделения и прием в другое отделение в пределах одной медицинской организации;
  • при необходимости дальнейшего стационарного лечения больного в данной медицинской организации осуществляется перевод из одного отделения в другое:
  • основным диагнозом стационара является диагноз последнего отделения, в котором больной лечился.

Во 2-ом томе МКБ-10 дано определение  основного диагноза госпитализированного больного - основной диагноз (состояние) (заболевание) определяется как состояние, диагностированное в конце эпизода оказания медицинской помощи, по поводу которого главным образом пациента лечили, или обследовали.

Далее следует, что при  наличии более одного такого состояния  выбирают для статистического учета  то, на долю которого пришлась наибольшая часть использованных медицинских  ресурсов. Однако такой подход противоречит существующим инструктивным указаниям в отечественном здравоохранении и в условиях ОМС отбор такого заболевания для статистики госпитализированных больных необходимо регламентировать как на уровне Минздрава России, так и ФОМС.

Правило «основное заболевание (состояние)» приемлемо только для учета и кодирования госпитализированной заболеваемости, где количество закодированных заболеваний совпадает с количеством госпитализированных больных. По данным федеральной статистической отчетности от 66,7% до 67,7% причин госпитализаций приходится на долю 6-ти классов болезней МКБ-10 (см. таблицу 1). Резких колебаний в показателях причин госпитализации по этим классам болезней на протяжении 4-х последних лет не отмечается.

Таблица 1

Распределение выбывших из стационаров по некоторым классам  болезней.  
Российская Федерация.

Наименование класса болезней

Выбыло из стационара взрослых и детей (выписано и умерло)

Абсолютные величины

Доля в %

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

Всего

30978515

30926117

30841013

30804345

100

100

100

100

в том числе:

               

болезни системы кровообращения

4885885

4957035

5040514

5111813

15,8

16,0

16,3

16,6

болезни органов дыхания 

3916496

3759343

3801043

3729681

12,6

12,2

12,3

12,1

болезни органов пищеварения 

2850889

2840423

2828390

2787721

9,2

9,2

9,2

9,0

болезни мочеполовой системы 

2516607

2548533

2540280

2496655

8,1

8,2

8,2

8,1

беременность, роды и послеродовой период

3900532

3978234

4154047

4287581

12,6

12,9

13,5

14,0

травмы, отравления и некоторые  другие последствия воздействия  внешних причин

2591383

2530035

2495040

2426381

8,4

8,2

8,1

7,9

Доля в % 6-ти основных классов  болезней в динамике

66,7

66,7

67,6

67,7


Структурная относительная  стабильность статистических показателей  по этим классам болезней характеризуется  по всей вероятности устойчивым коечным фондом специализированного профиля в медицинских организациях РФ.

За последние четыре года отмечается положительная динамика выбывших из стационара больных с  болезнями системы кровообращения (с 15,8% до 16,6%) и относительно отрицательная  динамика выбывших из стационара больных  с болезнями органов дыхания (с 12,6% до 12,1%).

Наибольший интерес представляет углубленное изучение отдельных  причин госпитализации, где высвечиваются  проблемы качества диагностики, а, следовательно, и лечения. Наглядным примером может  служить диагностика сепсиса. В  структуре класса некоторых инфекционных и паразитарных болезней эта нозологическая форма на протяжении 2005-2008гг. составляет всего 0,3% (см. таблицу 2) и создается  впечатление благополучия этого  показателя.

Таблица 2

Динамика сепсиса в  структуре класса некоторых инфекционных и паразитарных болезней. Российская Федерация.

Наименование класса болезней

Выбыло из стационара взрослых и детей (выписано и умерло)

Абсолютные величины

Доля в %

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

Некоторые инфекционные и  паразитарные болезни

1463256

1427353

1433238

1412997

100

100

100

100

из них:

               

сепсис [септицемия]

4157

4433

4007

4243

0,3

0,3

0,3

0,3


 

Однако эти показатели весьма обманчивы, поскольку абсолютные величины в данном случае более информативны. Сепсис может развиваться при  наличии воспалительных очагов любой  локализации. Чаще всего он является осложнением обширных гнойных процессов (одонтогенных, остеогенных, отогенных, тонзиллогенных, риногенных, генитальных, урогенных, раневых и т.д.).

В редких случаях, когда причину  сепсиса установить не удается, он носит  название криптогенного и кодируется как самостоятельная нозологическая форма.

Необходимо обратить внимание, что в акушерско-гинекологической практике, как правило, сепсис регистрируется не как осложнение аборта, а как  криптогенное заболевание. Это ведет  к сокрытию случаев материнской  смертности от абортов, состояний осложненных  во время родов и послеродовом периоде.

Информация о работе Статистика охраны здоровья населения