Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:49, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются статистические методы анализа численности, состава и динамики населения.
Статистика населения использует для изучения своего объекта весь арсенал статистических методов. Кроме того, применяются и методы, разработанные только для изучения населения. В теоретической части работы описаны следующие статистические методы анализа: статистическое наблюдение, группировка, анализа рядов динамики, индексный, выборочный.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ НАСЕЛЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ О НАСЕЛЕНИИ
1.2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ НАСЕЛЕНИЯ
1.3 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ЗА 2005 - 2007 ГГ.
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2005 - 2007 ГГ.
2.2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ
2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА И ДИНАМИКИ ПОЛОВОЗРАСТНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ
2.4 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
3. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ И СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
3.2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рост рождаемости, прогнозируемый во трех вариантах вызывает большие сомнения. Понятно, что прогнозы ООН зеркально отражают те тенденции изменения чисел родившихся, которые имели место в период подготовки очередного пересмотра. Так, прогнозы пересмотров 2000 и 2002 гг. исходили из значения СКР в 1,14 для периода и 2000–2005 гг. для 2050 г. давали увеличение СКР до 1,75, учитывая некоторый рост чисел родившихся после 2000 года. Пересмотр 2004 г. СКР 1,33 для периода 2000–2005 гг., когда числа родившихся, общие и суммарные коэффициенты рождаемости чуть подросли, и прогнозирует на 2050 г. значение СКР 1,85. Однако подобная ориентация на конъюнктурные колебания рождаемости гарантирует, что прогноз для стран с крайне низкими значениями СКР будет заведомо неверным.
Всё дело в неадекватности самой методологии прогнозирования рождаемости, в ошибочности исходных методологических предпосылок. Во-первых, это — молчаливое следование концепции «прямой» связи между уровнем благосостояния и уровнем рождаемости. В большинстве прогнозов предполагается, что повышение уровня благосостояния в странах с низкой и сверхнизкой рождаемостью непременно приведет к её росту. При этом никого ничуть не смущает тот факт, что минимальные показатели рождаемости в настоящее время имеют место там, где достигнуты максимальные на сегодня уровни благосостояния.
Во-вторых, специалисты ООН совершенно не учитывают данных социолого-демографических исследований о постоянном снижении репродуктивных установок среди новых поколений, не учитывают инерционное действие сложившихся социальных норм малодетности. Нет никаких оснований надеяться на то, что рождаемость в России начнет повышаться без специальной демографической политики и достигнет к середине столетия уровня, близкого к уровню простого воспроизводства. Следует признать, что картина, нарисованная специалистами ООН, далека от реальности и дезориентирует общественное мнение.
Что касается смертности, то здесь в принципе особых возражений прогноз специалистов ООН не вызывает. Можно рассчитывать, что в ближайшие десятилетия, если не произойдет ничего чрезвычайного и если правительство будет проводить более или менее взвешенную и разумную политику в области охраны здоровья населения, смертность будет постепенно снижаться, ожидаемая продолжительность жизни расти, и Россия, хотя и будет, как и сегодня, отставать от развитых и не очень стран мира, всё-таки несколько приблизится к ним. Но для этого предстоит сделать очень много, особенно в области борьбы с теми причинами смерти, которые уносят слишком много жизней, особенно в трудоспособных возрастах, где в настоящее время ситуация является просто трагической (таблица 3).
Таблица 11 - Динамика средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного в России, WPP-2004, все варианты (лет)
Период | Оба пола | Мужчины | Женщины |
2005–2010 | 65,0 | 58,7 | 71,8 |
2010–2015 | 65,6 | 59,6 | 71,9 |
2015–2020 | 66,9 | 61,3 | 72,6 |
2020–2025 | 68,2 | 62,9 | 73,4 |
2025–2030 | 69,2 | 64,3 | 73,9 |
2030–2035 | 70,1 | 65,5 | 74,4 |
2035–2040 | 71,0 | 66,7 | 75,0 |
2040–2045 | 71,9 | 67,8 | 75,7 |
2045–2050 | 72,9 | 68,9 | 76,5 |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни новорожденного, согласно WPP-2004, вырастет с нынешних 65 лет до 72,9 лет к середине столетия, в т.ч. с 58,7 года до 68,9 для мужчин, и с 71,8 до 76,5 года для женщин. Этот рост мог бы быть ещё более значительным, если бы не прогнозируемые демографические последствия ВИЧ/СПИД, которые, к сожалению, уже начинают проявляться в нашей стране. Авторы WPP-2004 ожидают, что в период до 2015 г. уровень распространения эпидемии ВИЧ/СПИД в нашей стране повысится с 1,1% до 1,7% от численности населения в возрасте 15–49 лет. В результате, по мнению авторов WPP-2004, за 2015–2020 гг. потери продолжительности жизни составят 3,2 года против нынешних 0,9 года, что следует признать колоссальной величиной. Отсюда видно значение борьбы с этой чумой XXI в. и факторов и причин, её порождающих.
Общий прогнозируемый рост средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного будет главным образом определяться успехами в снижении младенческой смертности. В России ожидается довольно значительное снижение коэффициента младенческой смертности (КМС): к середине столетия он, по мнению специалистов ООН, должен опуститься до 8,6?. Возможно, это излишне пессимистический взгляд на тенденции данного показателя, поскольку для текущего периода ООН дает более высокие значения КМС, чем Росстат (16,9? против примерно 12?). Вероятно, специалисты ООН учитывают тот факт, что младенческая смертность в России снижается гораздо более низкими темпами, чем во многих других странах и поэтому по уровню младенческой смертности наша страна опускается всё ниже и ниже, всё дальше и дальше отставая от наиболее передовых в этом отношении стран мира. Если в конце XX в. мы занимали 70 место в мире по величине КМС, то в настоящее время — уже 75, а к середине текущего столетия прогнозируется, что Россия опустится на 91 место среди 192 стран, данные о которых приводятся в WPP-2004. Минимальное значение КМС прогнозируется к 2050 г. в Исландии (2,2?), максимальное в Сьерра Леоне (101,7?). Казалось бы, со своими 12? мы гораздо ближе к Исландии, чем к Сьерра Леоне, однако в действительности дорога, которую предстоит пройти, чтобы достичь уровня передовых стран, является гораздо более длинной и трудной, чем то расстояние, которое мы уже преодолели на пути снижения младенческой смертности.
Тем не менее, именно со снижением младенческой смертности связываются основные надежды на рост средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного. Ситуация со смертностью в других возрастах, прежде всего в трудоспособных, является более проблемной, и здесь трудно ожидать каких-то радикальных перемен к лучшему, учитывая состояние российского здравоохранения и специфику самосохранительного поведения значительной части взрослого населения нашей страны. Впрочем, даже если произойдет чудо, и каким-то фантастическим образом смертность в нашей стране резко снизится, а средняя ожидаемая продолжительности жизни новорожденного сравняется с показателями, например, Японии, это ни в коей мере не остановит депопуляции, население России будет продолжать сокращаться. Только повышение рождаемости как результат просемейной демографической политики может развернуть ситуацию на 180º и позволит нашей стране выбраться из депопуляционной ямы.
График 3 — Прогноз старения населения России на период до 2050 г.,
WPP-2004, все варианты.
Главным демографическим последствием описанной выше динамики демографических процессов в России будет, помимо сокращения численности населения, его дальнейшее старение. Уже в настоящее время население России является демографически старым: доля лиц в возрасте 60 лет и старше, по данным переписи населения 2002 г., превышает 15%. Специалисты ООН оценивают этот показатель по состоянию на 1 июля текущего года в 17,1%. К 2050 г., по всем вариантам WPP-2004, показатель старения населения России будет только расти (график 3). Особенно быстрый рост доли лиц в возрасте 60 лет и старше прогнозируется по нижнему варианту прогноза и по варианту постоянной рождаемости: специалисты ООН прогнозируют более чем двукратное её увеличение (до 37,6% и 35,4% соответственно). В результате резко возрастет и средний возраст населения. Если в настоящее время, по оценке ООН, средний возраст населения нашей страны равен 37,3 года, то к 2050 г. он увеличится до 50,9—43,5—48,5 лет по нижнему, среднему и варианту постоянной рождаемости соответственно. И лишь по верхнему варианту средний возраст населения останется прежним и равным 37,3 года. Старение населения будет иметь многообразные демографические и социально-экономические последствия неблагоприятного характера.
Чисто демографически старение населения означает ухудшение условий его воспроизводства, уменьшение при прочих равных условиях брачности и рождаемости и рост смертности, а следовательно, углубление депопуляции и рост усилий общества, направленных на её преодоление (если, разумеется, общество всё-таки сочтет, что выход из депопуляции необходим).
Старение населения ведет к обострению и углублению разнообразных проблем в области экономики и в социальной сфере. Старение населения — это прежде всего старение населения трудоспособного возраста. Если в настоящее время, по оценке ООН, средний возраст трудоспособного населения равен 36,6 года, то к середине столетия он вырастет до 37,8— 39,8 —39,1 года соответственно по среднему, нижнему и варианту постоянной рождаемости. И лишь по верхнему варианту средний возраст трудоспособного населения несколько снизится (до 36,2 года. См. также график 4).
С экономической точки зрения старение населения трудоспособного возраста при прочих равных условиях создает дополнительные препятствия для экономического роста и повышения производительности труда. Старение населения требует выработки совершенно новых подходов и в социальной сфере, прежде всего в области здравоохранения и пенсионного обеспечения населения. Рост доли населения пожилых и старых возрастов требует уделять больше внимания и ресурсов профилактике и лечению заболеваний, свойственных пожилым людям, прежде всего заболеваниям сердечно-сосудистой системы и новообразованиям.
Таким образом, все варианты прогноза ООН 2004 г. оказались депопуляционными, хотя исходные допущения большей частью, как было показано выше, излишне оптимистичны. Между тем выход из депопуляции и преодоление её негативных последствий возможны только на путях проведения совершенно новой семейной и демографической политики, ориентированной на стимулирование рождаемости через возрождение семейных ценностей и потребности в нескольких (трех-четырех) детях. К сожалению, понимание этого фундаментального факта всё ещё остается привилегией меньшинства фамилистов и демографов нашей страны.
В ходе работы были представлены данные структуры и динамики населения Российской Федерации и Орловской области и сделаны расчеты по основным их показателям.
Анализ основных демографических показателей, рассчитанных по данным за последние года показал, что общая численность населения области сохраняет тенденцию сокращения. Естественный прирост имеет отрицательное значение, что свидетельствует о том, что смертность населения превышает его рождаемость.
Увеличению численности проживающих в области способствует миграционный прирост населения, который имеет положительное значение. Однако, тот факт, что число прибывших в регион продолжает увеличиваться и в достаточной степени превышает число выехавших за его пределы, незначительно влияет на повышение численности, т. к. общий прирост населения остается отрицательным.
Для понижения смертности населения необходимо ввести некоторые меры, способствующие повышению здравоохранения населения. Эти меры необходимо принимать на правительственном уровне по договоренности с региональными властями. Увеличение уровня доходов населения способствует повышению рождаемости, что приводит к естественному приросту населения. Способствование государственной и региональной политики социальному обеспечению и планированию семьи непосредственно влияет на семейное благополучие, приводящее к повышению рождаемости.
1. Теория статистики. Учебник. /Под ред. Шмойловой Р.А. - М.: Финансы и статистика, 2005.
2. Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов. /Под ред. Назарова М.Г. - М.: Финстатинформ, 2002.
3. Статистика финансов. Учебник. /Под ред. Салина В.Н. - М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Практикум по теории статистики. Учебное пособие. /Под ред. Шмойловой Р.А. - М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Социальная статистика. Учебник. /Под ред. Елисеевой И.И. - М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Статистика финансов. Учебник. /Под ред. Назарова М.Г. - М.: Финансы и статистика, 2003.