Статистика маркетинговых исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – провести статистический анализ маркетинговых исследований в РФ, с помощью которого будут сформулированы рекомендации и предложения по совершенствованию проведения маркетинговых исследований в РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) определены понятие, цель, задачи статистики маркетинговых исследований;
2) изучены статистические показатели маркетинговых исследований, их процесс и методология;
3) рассмотрена зарубежная практика статистики маркетинговых исследований;
4) проанализированы статистические данные маркетинговых исследований в РФ;
5) определены рекомендации и тенденции развития маркетинговой деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………….………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ …..………….………………………5
1.1. Понятие, цель, задачи статистики маркетинговых исследований….......5
1.2. Статистические показатели маркетинговых исследований, их процесс и методология………………………………………………………………...9
1.3. Зарубежная практика статистики маркетинговых исследований………………………………………………………….......
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РФ……….…………………..………..…………….........
2.1 Статистический анализ динамики маркетинговых исследований в РФ…………………………………………………………………………..
2.2 Расчет и оценка статистических показателей, характеризующих процесс проведения маркетинговых исследований…………………….
2.3 Рекомендации и предложения по совершенствованию проведения маркетинговых исследований в РФ…….…..............................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………….……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....…………………………………………….………

Файлы: 1 файл

моя стат маркет исслед.doc

— 355.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………….………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ …..………….………………………5

    1. Понятие, цель, задачи статистики маркетинговых исследований….......5
    2. Статистические показатели маркетинговых исследований, их процесс и методология………………………………………………………………...9
    3. Зарубежная практика статистики маркетинговых исследований………………………………………………………….......

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РФ……….…………………..………..…………….........

    1.     Статистический анализ динамики маркетинговых исследований в РФ…………………………………………………………………………..

2.2 Расчет и оценка статистических показателей, характеризующих процесс проведения маркетинговых исследований…………………….

2.3 Рекомендации и предложения по совершенствованию проведения маркетинговых исследований в РФ…….…..............................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………….……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....…………………………………………….………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Эффективное двухстороннее  сотрудничество между поставщиками и потребителями товаров и услуг всех видов является жизненно необходимым для любого современного общества. Растущие международные связи и взаимозависимость подчеркивают эту необходимость. Для этого поставщик стремится информировать потребителя с помощью различных форм информационно-рекламной деятельности о том, что и где можно приобрести. С другой стороны, разнообразные запросы потребителя должны быть известны тем, кто отвечает за удовлетворение потребностей как в частном, так и в государственном секторах экономики, и это вызывает необходимость расширения исследований.

Тема данной курсовой работы «Статистика маркетинговых исследований» является важной и актуальной для современного общества, поскольку маркетинговые исследования – это новая сфера деятельности, требующая поправок и доработок.

Маркетинговые исследования – это, прежде всего изучение рынка  и его конъюнктуры, оценка возможностей предприятия.

Маркетинговые исследования дают комплексную оценку и анализ рынков, позволяют изучить поведение  потребителей. Результаты исследований дают основание для принятия важных управленческих решений, используются при планировании и оценке эффективности рекламных кампаний, изучении имиджа марки, разработке инвестиционных проектов и продвижении новых товаров и услуг. Поэтому возникает необходимость концептуально разобраться в том, что собой представляет сегодня статистика маркетинговых исследований, какие имеет цели и задачи, существуют ли недостатки политики маркетинговых исследований, и какие предпринимаются решения для их устранений, какая статистика маркетинговых исследований существует за рубежом.

Цель данной работы –  провести статистический анализ маркетинговых исследований в РФ, с помощью которого будут сформулированы рекомендации и предложения по совершенствованию проведения маркетинговых исследований в РФ.

Для достижения указанной  цели были поставлены и решены следующие  задачи:

    1. определены понятие, цель, задачи статистики маркетинговых исследований;
    2. изучены статистические показатели маркетинговых исследований, их процесс и методология;
    3. рассмотрена зарубежная практика статистики маркетинговых исследований;
    4. проанализированы статистические данные маркетинговых исследований в РФ;
    5. определены рекомендации и тенденции развития маркетинговой деятельности.

Объектом исследования данной курсовой является маркетинговые исследования в РФ, а предметом – методы и способы повышения эффективности маркетинговых исследований в РФ.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

    1. Понятия, цель, задачи статистики маркетинговых исследований

 

 

Статистика маркетинговых  исследований — отрасль экономической  статистики, изучающая маркетинговые  исследования. Объектом ее изучения служит маркетинговая деятельность, её эффективность  и методология.

Маркетинговое исследование – это  систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.

Объектом статистики маркетинговых исследований являются явления процессы маркетинговых деятельности, условия её функционирования, ход и результат.

 Главная цель статистики маркетинговых исследований: обеспечить

- характеристику маркетинговых исследований;

- оценку её результатов;

- прогнозирование результатов маркетинговых исследований.

А также выявить факторы, определяющие результаты и оценку влияния маркетинговых исследований на развитие рыночных отношений и их вклад в конечные экономические результаты.

Глобальные цели маркетингового исследования – это информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.

На макроуровне маркетинговое  исследование должно выявить и смоделировать  закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.

На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует.

Задачами статистики маркетинговых исследований являются:

  • совершенствование методологических подходов;

Одним из важнейших направлений  является разработка системы статистических показателей, комплексно характеризующий  состояние отрасли.

  • совершенствование организационных подходов в статистике маркетинговых исследований;
  • совершенствование методов статистического наблюдения.

Задачи маркетинговых  исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями  разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами  управления маркетингом на предприятии. Можно выделить лишь основные направления исследований, поэтому перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи:

  • Сбор, обработка, сводка и хранение информации;
  • Анализ влияния глобальных сил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты;
  • Исследование рынка – систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах. Изучаются тенденции деловой активности и распределение долей рынка между конкурирующими предприятиями. Исследуются рынки товаров и услуг в целом, а также локальные и региональные рынки конкретных товаров и услуг. Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки, осуществляется выбор целевых рынков и рыночных ниш.
  • Исследование собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности. Она заключается в оценке состояния конкурентов, их позиции на рынке в сравнении с позицией самой фирмы. Это позволит фирме правильно оценить ситуацию и ее развитие, что дает возможность получить определенное конкурентное преимущество. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управления деятельностью.
  • Анализ воздействия макросреды маркетинга - анализ законодательных ограничений деятельности, экономических условий, социально-культурных изменений, демографических тенденций, экологических проблем.
  • Анализ системы стимулирования сбыта и рекламы – преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товара, повысить авторитет товаропроизводителя, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями.
  • Исследование товара – это определение соответствия технико- экономических показателей и качества товара (тестирование товара и упаковки), обращающегося на рынке, запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности. Оно позволяет получить сведения о том, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры он более всего ценит. Объекты исследования – потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам, перспективные требования потребителей.

Результаты исследований дают возможность предприятию разработать  собственный ассортимент товаров, определить направление деятельности в зависимости от различных стадий жизненного цикла товара.

  • Исследование товародвижения и продаж – это исследование, преследующее цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства доведения товара до потребителей и его реализации. Главными объектами изучения выступают торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли). Исследование включает анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Результатом исследования будет определение возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизация товарных запасов, разработка критериев выбора эффективных каналов товародвижения, разработка приемов продажи товаров конечным потребителям.
  • Информационно-аналитическое обоснование сегмента рынка (группировка и структуризация потребителей);
  • Информационно-аналитическое обеспечение разработки товара и регулирование его жизненного цикла;
  • Информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегии маркетинга;
  • Информационно-аналитическое обеспечение стратегического и оперативного маркетингового планирования;
  • Информационно-аналитическое обеспечение контроллинга;
  • Информационно-аналитическое обеспечение ценообразования и регулирования цен;
  • Учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом и по этапам жизненного цикла товара;
  • Характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования, оценка вклада фирмы в решение экологических проблем.

 

 

    1. Статистические показатели маркетинговых исследований, их процесс и методология

 

 

Маркетинговые исследования как инструмент маркетинга должны отвечать основным принципам методологии исследовательской деятельности. Выделяют пять принципов методологии маркетинговых исследований.

Научность — описание, объяснение, изучение и предсказание изучаемых процессов и явлений  на основе научно обоснованной методики.

Маркетинговое исследование должно быть реализовано на основе научно обоснованных методик и не противоречить им.

Системность — присущая исследованию логическая последовательность этапов и действий, определенная структура  и иерархия элементов и показателей.

Маркетинговое исследование, его процесс и этапы должны лежать в рамках системного подхода  к изучению проблемы. В нем должна присутствовать логика и последовательность действий, отвечающая здравому смыслу и наиболее эффективному подходу  к решению задачи.

Комплексность — изучение разных аспектов и закономерностей  в их взаимосвязи.

Маркетинговое исследование должно лежать в рамках комплекса  маркетинговых мероприятий, осуществляемых компанией. Оно не должно «падать  с потолка», а должно быть необходимым и логичным звеном цепочки маркетинговых мероприятий.

Оперативность и гибкость — возможность коррекции плана  исследований в соответствии с рыночной ситуацией.

Маркетинговое исследование должно иметь возможность подвергаться оперативной коррекции. Оно должно быть гибким, т.е. предусматривать все основные отклонения от плана, которые могут возникнуть по ходу его проведения.

Эффективность — окупаемость  затрат на маркетинговые исследования. Маркетинговое исследование должно приносить один из видов эффекта.

Маркетинговое исследование должно быть эффективным. Эффект от его  проведения — это усовершенствование деятельности предприятия, устранение проблемы, решение задачи, например, по завоеванию доли рынка. В общем  смысле, после проведения маркетингового исследования предприятие должно становиться сильнее.

Маркетинговые исследования, которые не отвечают хотя бы одному из приведенных принципов, могут  привести к получению искажений, ошибочных результатов и выводов, которые, в свою очередь, значительно  увеличивают риск возникновения и реализации угроз для предприятия.

По периодичности проведения маркетинговые исследования разделяют  на разовые и постоянные.

Разовые маркетинговые  исследования проводятся однократно для  решения конкретной текущей задачи.

Постоянные маркетинговые исследования проводятся на регулярной основе с заданной периодичностью. Чаще всего к постоянным маркетинговым исследованиям относится мониторинг факторов внутренней и внешней среды.

По степени охвата маркетинговые исследования подразделяют на сплошные и выборочные.

Сплошные маркетинговые  исследования — это исследования, где объектом исследования является часть совокупности объектов данной категории, выбранная случайным  образом без учета каких-либо критериев выбора. Например, исследование мнений жильцов дома, выбранного случайным образом.

Информация о работе Статистика маркетинговых исследований